ГлавнаяПричитания северного краяЖизнь плакальщицы Ирины Федосовой- Глава пятая

История причитаний и традиции

Летом 1886 г. филолог Ф. М. Истомин и музыкант Г. О. Дютш были командированы Императорским географическим обществом для записи  народных песен в Олонецкой и Архангельской губерниях. Они предполагали встретить в Петрозаводске И. А. Федосову и записывать от нее. Однако это не удалось. Она уже вернулась в Кузаранду. Случайным образом они оказались на одном пароходе на Онежском озере и записали от нее только одну свадебную песню «Пивна ягода по сахару плыла», которую позже опубликовали в сборнике «Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой». В том же году она была приглашена, вероятно, по рекомендации Е. В. Барсова, в Кольцово — тверское имение О. X. Агренёвой-Славянской, жены известного основателя первого в России этнографического хора Д. А. Славянского, и прожила у нее до 1888 г.

В Кольцово она приехала с другой петрозаводчанкой, тоже, видимо, хорошей песенницей и вопленицей «нищей Ульяной».38 Фамилия ее осталась  неизвестной. Записи от них велись по крайней мере несколько месяцев и были опубликованы в сборнике «Описание русской крестьянской свадьбы» (1887— 1889). Третий выпуск этого сборника не имел прямого отношения к  свадебному обряду и свадебным песням. Здесь опубликованы похоронные и рекрутские причитания, духовные стихи, былины, лирические и игровые песни и т. п.
В 1894 г. учитель петрозаводской женской гимназии П. Т. Виноградов, воодушевленный удачной поездкой с И. Т. Рябининым в 1893 г. в  Петербург, разыскал И. А. Федосову в Кузаранде и предложил ей поехать с ним в столицу для ряда выступлений, и прежде всего в Императорском географическом обществе. В 1895—1896 гг. состоялись ее «концерты» в
Петрозаводске, Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани. В эти годы имя И. А. Федосовой буквально не сходило со страниц русских газет и журналов. В Петербурге подобные выступления в различных учреждениях и обществах, школах и частных домах продолжались, видимо, до 1899 г.
Заметных публикаций записанного от И. А. Федосовой в эти годы не было. Это, вероятно, следует объяснять тем, что П. Т. Виноградов (о чем неоднократно сообщалось в печати) и Т. И. Филиппов вели какие-то записи и предполагали издать новое собрание ее причитаний и, возможно,  фольклорных текстов других жанров, еще более обширное, чем барсовское. Однако замысел этот не осуществился в связи с тем, что вскоре И. А. Федосова скончалась, умер и Т. И. Филиппов, без поддержки которого это  предприятие, по-видимому, было неосуществимо. Кроме того, нам очень мало
К. В. Чистов. «Причитанья...» в истории русской культуры известно о способности П. Т. Виноградова записывать и издавать  фольклорные тексты. Общаясь на протяжении многих лет с такими выдающимися исполнителями фольклора, как И. Т. Рябинин (в 1902 г. состоялась его длительная поездка с И. Т. Рябининым по славянским странам) и И. А. Федосова, он не оставил после себя никаких следов как собиратель.
Сохранились только не очень ясные воспоминания о том, что П. Т.  Виноградов в годы гражданской войны вынужден был много раз переезжать из города в город и бережно хранил при этом некую рукопись. Он скончался в Ростове-на-Дону, заразившись во время какой-то эпидемии. Судьба этой рукописи неизвестна. Единственная родственница П. Т. Виноградова,  остававшаяся в живых еще в послевоенные годы (племянница), больше ничего вспомнить не могла. Предварительные публикации, которые обычно  предпринимались собирателями и которые можно было бы приписать П. Т.  Виноградову, неизвестны. Так или иначе, замысел не осуществился, и можно только пожалеть, что эта часть поэтического наследия И. А. Федосовой оказалась навсегда утраченной.

Петрозаводск 19 века

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.