ГлавнаяСлово о ВалаамеЗавершение строительства Валаамского монастыря

Свои первые постройки в «русском стиле» А. М. Горностаев осуществил на Валааме. Глубокое изучение образцов прошлого, основанное на длительных путешествиях по России (в том числе и по Карелии), вылилось в создание произведений, носивших ярко выраженную романтическую окраску. Имеппо поэтому творчество А. М. Горностаева послужило отправной точкой не только для представителей неофициального варианта «русского стиля» 60—70-х годов XIX века, но п было духовно близко архитекторам 90-х годов, отрицавшим механическое копирование форм древнерусского искусства. Имя А. М. Горностаева произносится с трибуны I съезда русских зодчих в J 892 году с благоговением и благодарностью. «Говоря о поэзии, которою дышат наши памятники, я нс могу пе вспомнить человека, который обладал необыкновенною способностью воссоздавать это поэтическое художественное настроение, сроднее с тихой грустью нашей родной песни. Я говорю... о незабвенном Алексее Максимовиче Горностаеве...», эти слова прозвучали в главном докладе съезда «О значении изучения древних памятников для современного зодчества», произнесенном К. М. Быковским, председателем московского Общества архитекторов.

А. М. Горностаев

А. М. Горностаев

Постройки, возведенные иа Валааме после смерти А. М. Горностаева, также находятся в русле «русского стиля» и могут служить зримой иллюстрацией его эволюции. «Русский стиль» на Валааме не противоречил природному окружению и жизненному укладу обитателей монастыря. Здесь не пришлось разрешать конфликтную ситуацию, пеизбежио возникающую при проектировании в «русском стпле»: навязывать сооружениям нового назначения и масштаба комп&зйцйбнныё схемы й формы зданий прошлого.

Существенное место на новом этапе отводилось строительству хозяйственных сооружений: заводов, ферм, амбаров, мастерских, благодаря которым монастырь приобрел прочную экономическую основу для развития валаамского комплекса, что, конечно, не исключило все возрастающую роль различных пожертвований, ассигнований и вкладов. В результате всего этого Валаамский монастырь превратился в один из крупнейших в хозяйственном отношении монастырей на Севере.

Еще одна особенность нового этапа — широкое внедрение на Валааме ценных и редких для Севера древесных пород. Близ монастыря и скитов, вдоль основных пеших и ездовых дорог высаживались пихтовые и лиственничные аллеи, закладывались кедровые и дубовые рощи. Благодаря этой проводившейся фанатически целеустремленно деятельности Валаам превратился в подлинный памятник лесопаркового искусства, подчиненный художественным законам ландшафтной архитектуры.

С открытием пароходства строительство Валаамского комплекса приобретает еще больший размах и серьезное идеологическое значение: монастырь становится крупным религиозным центром. Но религиозная основа могла прельстить далеко не всех, и, чтобы привлечь не только богомольцев, но и широкий круг путешественников, монастырь начинает использовать неповторимое единство памятников архитектуры и природы Валаама, извлекая из этого немалые доходы.

Летом огромная монастырская гостиница, вмещавшая почти тысячу человек, бывала заполнена, а временами и перенаселена путешественниками. Плату с посетителей в монастыре не брали. Расчет делался на добровольные подаяния в пользу обители при отъезде из гостиницы.

Богомольцев в течение лета бывало до десяти тысяч человек, в основном крестьян, мещан, торговцев. Правда, некоторые из них ничего не приносили монастырю, иные были не в состоянии даже заплатить за проезд. Таких везли бесплатно. Некоторые сами надеялись получить от монастыря одежду и действительно ее получали. Но зато они своим трудом отрабатывали и дорогу в монастырь, и пропитание, и тот пиджак или пальто, которые получали. Богомольцы в монастыре в свободное от богослужений время без дела не оставались. Их «просили» помочь на сенокосе, на огородах, во время жатвы. Трудились они и в садах.

Наконец, нельзя не отметить значение для строительной деятельности нового этапа личности игумена Дама-скина. Честолюбивый, обладавший сильной волей и незаурядными хозяйственными способностями, поддерживаемый высшим духовным начальством, он в первые же годы своего правления энергично взялся за строительство комплекса. Наемные работники, монашеская братия, богомольцы — все должны были трудиться с полной самоотдачей и беспрекословно. Всякое неповиновение подавлялось в зародыше. Поступавшие в синод донесения от С.-Петербургской епархии сообщали об образцовом порядке в Валаамском монастыре и его «преимуществах» перед другими монастырями.

Число монастырской братии к 1864 году достигло 140 человек. К этому времени в монастыре было «отдельных церквей в самой обители 4 и вне оной в скитах 4, всего каменных 6, деревянных 2, ...14 часовен», из них 3 каменные. «Храмы божии, находящиеся внутри Валаамской обители и вне ее — в скитах отличаются благолепием... Вообще внешний вид и устройство Валаамской обители находятся в отличном состоянии»,— сообщает в отчете за 1868 год митрополит Исидор.

В февральском рапорте 1869 года игумен Дамаскин отчитывается о состоянии уже пяти скитов, в двух из которых «храмы и кельи каменные... Всех храмов... в Валаамском монастыре 4 и на отдельных островах в скитах его 5».

Комплекс разрастался, но не прекращались работы и в самом монастырском ядре. После определения несущей способности стен и сводов наружного каре архитектор А. Силин разработал план надстройки второго этажа для размещения в нем монастырской ризницы.

К 1890 году в монастыре и семи его скитах насчитывалось 7 каменных и 5 деревянных храмов, в разных частях острова было разбросано 13 часовен.

Велось обширное строительство и хозяйственных зданий. Были построены амбары и склады, каменный скотный двор с фермой, смолевой и кожевенный заводы, второй кирпичный завод с подведенным к нему рельсовым путем от залива, что значительно облегчало отправку кирпича на места строительства. При возведении зданий широко использовались новейшие технические механизмы и приспособления. Венцом строительной деятельности было возведение нового каменного двухэтажного собора с колокольней.

В конце 1895 года начинается строительство нового скита на принадлежавшем монастырю Тихвинском острове, а в 1896 году — скита на Сергиевском острове. У монастырского начальства зреют планы возведения новых крупных каменных скитов. Еще пе был закончен Германовский скит, как началось бурение гранита на Сергиевском острове для будущего Воскресенского скита.

Велись работы и в центральном монастырском ансамбле: над внешними братскими корпусами надстраивался третий этаж по проекту архитектора Н. И. Баранкевича.

В 1911 году появляется новый, Гефсиманский, скит. В том же году при монастыре открыто епархиальное древлехранилище церковной старины. В 1917 году был построен последний, тринадцатый по счету — Смоленский скит.


После 1917 года монастырь оказался на территории Финляндии. «Смиренные» монахи были на стороне белофиннов. Из их числа формировались отряды в армию Юденича. В 1921—1922 годах монастырская братия потворствует бандитским налетам с территории Валаама на Советскую Карелию, забыв о заповеди «не убий».

Число монахов резко сократилось. И главной причиной была не мобилизация на фронт, а бегство иноков из монастыря. Из-за сокращения количества братии большинство скитов закрылось.

В 1940 году по мирному договору с Финляндией Валаам был возвращен Советскому Союзу. Монахи покинули остров. Монастырь прекратил свое существование — уникальный архитектурно-ландшафтный комплекс архипелага остался. Началась новая страница в истории Валаама.

В том же году на острове была открыта школа юнг, в которой обучались 16—17-летние юноши. Юные моряки в начале Великой Отечественной войны были включены в состав 4-й бригады морской пехоты генерала Б. Н. Ненашева и приняли боевое крещение. С их помощью в июле 1941 года проходила эвакуация на Валаам попавшей в окружение 168-й дивизии полковника А. Л. Бондарева. Впоследствии эта дивизия участвовала в защите Ленинграда. Осенью 1941 года в боях с превосходящими силами противника пришлось оставить Валаам. Остров был освобожден советскими воинами в 1944 году.

 



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.