ГлавнаяИскусство ЗаонежьяЗаонежье. Виды искусств на рубеже 20 века.

 

Постепенное изменение форм, под указанными влияниями яснее всего прослеживается в искусствах изобразительных, где памятник иногда надолго переживает и эпоху и людей его создавших, оставаясь свидетелем их. Поэтому в искусствах изобразительных можно иметь памятники искусства разных периодов, указывающие путь эволюции.
В искусствах словесных и музыкальных проследить это значительно труднее; помочь наблюдению могут лишь, с одной стороны, то содержание, появление которого может быть приурочено к определенному моменту, раньше которого такое заимствование не могло иметь место; с другой стороны — сличение вновь записанного материала с материалом ранее собранным, но собранным точно, вследствие чего и на будущее время, для будущих исследователей особенно важна точная фиксация материала.
В отношении сохранности древних форм, можно отметить, что некоторые из них живут и бытуют доныне, хотя подвергаются значительным изменениям соответственно пережитому: таковы в изобразительных искусствах тип построек, особенно служебных, соответственно сохранившимся издавна внешним условиям быта; также бытуют вышивки, роспись предметов обихода; в словесном искусстве бытуют сказки, песня, а также мелкие виды и разновидности их; в музыкальном — песня и романс; в театральном— танец, как явление общее.
Наряду с этим замечается разложение многих форм, ранее бытовавших, или их деталей; например, былин, обряда, многих форм орнаментации и т. п.
Ускорение темпа жизни в деревне сказалось на всех бытующих формах искусства. По сравнению с наиболее близкими к ним формами более старого искусства наблюдается упрощение, вызванное сбережением времени при исполнении. Это явление идет параллельно внедрению городских представлений и форм, иногда осложняющих формы более старого искусства, бытующего в деревне.
Наиболее отстает усвоение новых форм в искусствах изобразительных, где основа, например, архитектурной конструкции меняется очень мало. Косно церковное зодчество и в его деревянных формах до сих повторяются формы, в основе восходящие к эпохе не позднее XVII в.; оно же сохранило лишь с малыми переделками подлинные памятники XVIII века. Рядом с такими давними пережитками можно поставить лишь некоторые обрядовые формы или формы эпоса. Гораздо интенсивнее внедряются новые формы в орнаментальные мотивы, будь то наличник окна или вышивка.
Быстрее усваиваются из города словесные и музыкальные произведения (песня, романс, анекдот, новелла), они идут параллельно и, подобно орнаментальным мотивам изобразительного искусства, вытесняют старые формы. Наконец, наиболее интенсивно внедряется новизна в область театра, внося даже самодеятельный театр в Заонежье и вытесняя все старые формы, быстро отступающие.
Без полной публикации собранного материала трудно дать характеристику этих явлений, но в самых различных отраслях искусства мы наблюдаем общие процессы, обусловленные изменениями в быте и интересах крестьянства. Обследование материала показало также, что, даже, на той небольшой территории, которая была изучена экспедицией, замечаются в разных местах различные изменения того или иного рода искусств или преобладание того или другого "жанра" их.
Так в Великой Губе, понимаемой в смысле района, мы видим строительство, сохраняющее главным образом старый тип большой избы-усадьбы под одной кровлей с хлевами и двором, но рядом, сразу, переход к замене избы двухэтажным домом с теми же хлевами и двором, а одновременно и переход к новейшим постройкам специального назначения, как, например, к избе-читальне с радио и т. п. (рис. 1 и 7). В отношении словесном и музыкальном видим здесь большой репертуар протяжных песен, много песен, занесенных из современного города (больше чем в других базах экспедиции), есть импровизация и индивидуализм исполнения, характерно почти полное отсутствие былин и стихов.

 

В Яндомозере

В Яндомозере (рис. 4) — над песнью преобладает сказка.

В Космозере архитектурный и орнаментально-изобразительный характер более однообразен, много старых пережитков лучше сохраненных (рис. 2).
В словесно-музыкальном отношении характерно, что здесь редко встречаются современные городские песни, зато широко распространен „романс" и протяжная песня; найдены былины и стихи, частью в сравнительно хорошо сохранившемся состоянии, частью в разлагающемся. Танец главным об­разом под песню, поэтому много плясовых песен. Здесь же найдена наиболее цельная, то есть наиболее старая, редакция старинной пародии на свадьбу — „Пахомушко".
    Великая Губа. Погост, дом ПахомовыхРис. 5. Великая Губа. Погост, дом Пахомовых с юго-востока.
 
Великая Нива питалась, повидимому, с одной стороны тем, что давало соседнее, твердое традициями Космозеро, с другой— город довоенного времени. Так во всех отраслях искусства. И именно здесь нашлись наиболее пышно-безвкусные орнаментации мещанского пригорода в резьбе по дереву рядом с хорошими мотивами более раннего времени.
Наконец, в окрестностях Шуньги оказалась во всех отраслях искусства настолько сильная старая традиция, что даже новые привнесения подверглись влиянию .досюльщины" и соответственным образом были переработаны.
    Великая Губа. Погост, дом ПахомовыхРис. 6. Великая Губа, дом Пахомовых; комната во втором этаже.
    
    
 Именнопод Шуньгой встретились наиболее старинные формы орнаментации и деталей в изобразительном искусстве; шов досюльной и мотивы вышивок; крыльца на столбах в виде рундуков; „коник" под кровлей и старинные напевы причетов.
Внимательное изучение искусства в Заонежской деревне в его общем состоянии (как видно даже уже по тем небольшим примерам, которые только что приведены) показывает, что между различными родами искусства в деревне и бытом существуют тесные связи. Входя в селение, при первом, беглом осмотре, всегда можно было представить основные возможности по собиранию материала. Если здания селения носили старый тип, со старинной орнаментацией и раскраской, всегда там же находились и наиболее старые словесное и музыкальные памятники (Великая Губа, Яндомозеро — рис. 4, Космозеро — рис. 2, окрестности Шуньги). Если же селение имело облик новый по внешности с домами пригородского типа (селение Шуньга — рис. 8, частью Великая Нива), то соответственно и в ином собираемом материале встречалось больше нового, городского; а старинные формы попадались лишь в разложившемся виде.
Сказанное об общем облике селения приложимо в очень большой мере и к характеристике семейного быта. Обычно семьи, сохранившие у себя старинный запас всевозможного рода искусств не изобразительных, жили в домах, сохранивших и во внешней и во внутренней обстановке старые пережитки (семья Лопаткиных в Великой Губе и др., ср. рис. 9, 10 и 12). Иначе обстояло дело с семьями, живущими в городской по внешности обстановке. Здесь всегда бывала городская новизна их интересов и в прочих отраслях искусства. В редких случаях бывало однако и так, что очень старое здание во внутренней обстановке совершенно не отвечало внешнему облику. Характерен в этом отношении дом Пахомовых в Великой Губе, где старинное здание 1865 года, весьма типичным  сделано в мещанско-городском облике со столиками, диванными подушками, вязанными салфетками и пр. (рис. 5 и 6).

Великая Губа. дер. Погост;

 Рис. 7. Великая Губа. дер. Погост;


Новейшие течения еще не достаточно длительно действовали на месте, чтобы отразиться на внешнем облике селений и жилых домов; сказались они, пока, главным образом, практическими установками, например, радио, зывесками кооперативов и т. п.

Сложность взаимоотношений между городом и деревней, резко ска­зывающаяся на искусстве, все же на территории Шуньгского полуострова несколько проще, нежели во многих других местностях. Здесь исторически и экономически ясна зависимость, еще с XVIII в., с одной стороны, со старой не подновляемой, но упорно оберегаемой традицией XVII в. и более раннего времени; с другой стороны, городские влияния Петербурга. Эта относительная простота и была одной из побудительных причин выбрать район Шуньгского полуострова для работ экспедиции, поставившей целью изучение влияния города на деревню.
С другой стороны, район Шуньгского полуострова имел уже предшествующих исследователей в различных областях искусства, преимущественно словесного (Рыбников, Гильфердинг, Дютш и Истомин), и изобразительного (Билибин, Плотников, Романов, Дружинин), следовательно вновь собираемые материалы можно было сличать с ранее собранными и таким образом получить характеристику изменений, происшедших за время между исследованиями.
    Шуньга. Площадь с могилами красных борцов.     
Рис. 8 Шуньга. Площадь с могилами красных борцов.


  Экспедиция показала, что старые пережитки во всех видах искусства-наиболее крепки в местностях более удаленных от побережья Онежского озера (Космозеро). Старина сильнее уступает напору новизны близ пароходных пристаней, как (Великая Губа и особенно Шуньга, принявшая облик пригорода или провинциального городка (рис. 8). Но необходимо тут же отметить что все окружение Шуньги, довольно значительное по количеству населения, сохранило полнее, чем во многих других местах, старые пережитки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.