ГлавнаяПомощь туристамЧто делать если вы заблудились — ориентирование
          Помощь туристам          Школа выживания

 

вы заблудились - ориентированиеИтак, вы заблудились!
Первая рекомендация, когда не знаете, что делать: сядьте, подумайте! Не придумывается? Глубоко поды­шите и еще раз подумайте!
Кстати, если вы сели и перестали хрустеть валежником под ногами, возможно, услышите что-то очень важное: голоса товарищей, дальний гудок поезда, шум автомобильной трассы. И... «приключение», еще не начавшись, уже идет к концу. Вы спасены!
Предположим, вы все-таки заблудились. Немедленно встает вопрос: идти или ждать помощи? Если не уверены в своих силах, лучше сидите на месте. Детям мы однозначно советуем ждать. Но, приняв такое ре­шение, осознайте: первые сутки вас искать не будут (разве что детей родители). Выйдут на поиски лишь на вторые-третьи сутки. И найдут соответственно на третий-четвёртый день. То есть надо приготовиться про­жить в лесу три-четыре дня, Итак, надо принять самое важное решение: находиться на месте и ждать помощи или двигаться самому? Первое решение, как правило, связано с наличием травмы либо другой какой-либо причины. В этом слу­чае надо думать об оказании первичной помощи и организации стоянки (с возможным ночлегом). Но рас­смотрение этого варианта несколько отложим, а пока исследуемд ругой - когда вы решили выбираться са­ми. Но в каком направлении двигаться? Вот главный вопрос.

Ориентирование
1. По компасу
«Натуралист», как правило, заранее готов к «борьбе с природой» и он никогда не забудет дома компас. А также никогда не забудет, входя в лес, отметить направление движения и «согласовать» направление с пока­заниями компаса. И в случае потери ориентировки, считая положение стрелок всегда постоянным, просто движется в обратном направлении. А если у него есть еще и карта, то он в лесу хозяин...
Надо только не забывать: стрелка компаса показывает не точно на север, а на 9—12° (чем ближе к севе­ру — тем больше склонение) восточнее. Кроме того, к примеру, на Урале, перенасыщенном месторождени­ями полезных ископаемых, можно получить «блуждание» стрелки компаса. Увы, к этому надо быть готовым. Поэтому рекомендуется, даже при наличии компаса, не ограничиваться одним способом ориентировки, а изучить массу других, боле доступных (а при случае до похода в лес — потренироваться). Итак, представим, у вас нет оснований доверять компасу, а может, вы его потеряли (что нередко случается с любой вещью), а может, что еще более естественно, отдали своему менее опытному товарищу.

2. По Солнцу
Если нет сплошного тумана, положение Солнца отметить нетрудно. Зная хотя бы примерно местное вре­мя, можно по положению светила в полдень отметить южное направление. Следует не забывать несоответ­ствия так называемого астрономического и местного времени. Последнее «сдвинуто» на 1 час вперед в соот­ветствии с известным «декретом», да вдобавок «гуляет» зимой-летом ± на 1 час.
Но даже с учетом этих возможных отклонений ваша ошибка в выборе направления не превысит 10-15°, что для самоспасения вполне допустимо. А если нет часов, достаточно помнить, что в полдень тени от пред­метов самые короткие. Можно воткнуть на открытом месте в землю палочку и отмечать в течении дня по­ложение конца тени: самая короткая в течение дня тень укажет на север.

3. По Луне
Во многих руководствах по туризму приводятся пространные рассуждения о положении и фазах Луны от­носительно сторон горизонта соответственно времени суток и времени года. Соотношения эти настолько сложны, что если вы не штурман-профессионал и если нету вас на дне грибного лукошка специальных рас­четных астрономических таблиц, то рекомендуем (на основании многолетнего опыта) выбросить из головы саму идею ориентирования по Луне.

4. По звездам
Ограничимся самым простым: созвездиями Большой и Малой Медведицы и Полярной звездой.
«Ковш» Большой Медведицы найти на звездном небе несложно. Далее надо мысленно продолжить вверх «переднюю кромку» «ковша» на 5 расстояний, равных этой кромке. В найденной точке и находится Поляр­ная звезда. Она же является конечной звездой в ручке перевернутого ковша Малой Медведицы. Направле­ние на Полярную звезду и есть направление на север.
Все эти перечисленные способы предполагают ясную погоду. А если облачность? А тем более туман?

5. По деревьям, муравейникам, ягодам:
— кроны деревьев с южной стороны гуще;
— лишайники и мхи предпочитают северную сторону стволов деревьев, а также отдельно лежа­щих камней;
— «годовые» кольца на пне спиленного дерева толще с южной стороны;
— муравейники почти всегда находятся к югу от естественного укрытия — деревьев, пней, кус­тов; южная сторона муравейника более пологая, чем северная;
— ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
Внимание: все эти последние признаки зависят по существу не от географического положения, а от на­правления господствующих ветров. Эти два фактора совпадают на малолесистых равнинах. В густом ураль­ском и сибирском лесу, тем более в горах, нужно делать поправку. Лучше вообще эти признаки использо­вать как косвенные.

6. По квартальным столбам
По квартальным столбам Практически все наши леса еще давно, в 40-50-х годах, поделены на кварталы узкими просеками (визирками) и пронумерованы.
Встретив на пересечении двух визирок квартальный столб, можно по закономерности расположения номеров определить стороны горизонта.
Поскольку весь лес у нас поделен на квадраты, то на пересечении просек установлены столбы с четырьмя затесами, направленными в сто­рону соответствующих квадратов леса. На затесах указаны цифры.
К примеру, 35-36 и 88-89. Поскольку нумерация идет с севера на юг и с запада на восток, по цифрам можно определиться в сторонах света. Это самый надежный способ ориентировки.

7. По звуковым сигналам!
Все перечисленные способы (начиная с компаса и заканчивая квартальным столбом) предлагают «нату­ралисту» заранее подготовиться к ситуации, овладеть снаряжением и знаниями.
Как бы там ни было, но вы приехали по дороге а значит она где-то рядом. Вы не могли уйти далее 10 км от дороги, если только вы не путешествуете по карте и у вас многокилометровый маршрут. Значит дорога есть где-то в пределах 5-15 км. При определенных условиях грузовые автомобили слышны на расстоянии около 5-6 км.  Автомобили, поезда подают звуковые сигналы которые также слышны на далекое расстояние. Стоит остановиться, и некоторое время прислушиваться к окружающим вас звукам. Грузовые автомобили, перевозящие лес так же достаточно сильно шумят особенно на подьемах в гору. Вам очень повезло если вы умудрились заблудится не далеко от городской окраины. В таких районах очень много частных мачтерских по ремонту и продаже автомобилей. Там постоянные сигналы и шум двигателей. Особенно хорошо слышны дизельные двигатели. Однажды, после 2 часового блуждания по канавам мелиорации, выйдя на шум двигателей увидел табличку - продажа форд мондео с пробегом  А у меня уже был к этому моменту пробег не менее 15 километров.  По статистике,  грузовики очень часто являются спасение в таких ситуациях. Точнее их звуки.
Возможен и крайний случай: все потерялось и все забылось! Но если вы в душе «деятель», то возможно­сти еще не исчерпаны. В вашем распоряжении самый совершенный инструмент — человеческий организм!!! И вопрос топько в том, насколько вы им владеете.
Существование «внутренних часов» и «внутреннего компаса» у человека — факт, доказанный научно. Есть статистика — до 80% людей способны пользоваться ими. К сожалению, не все знают о своих возможностях. Помните, в известном фильме «Кин-дза-дза» герой говорит: «Будем считать, что Ашхабад там». Кстати, фильм этот сделан в лучших традициях русских сказок. А все русские (и не только русские) сказки — мето­дички по выживанию.
Проверить свои способности ещё дома довольно просто. «Засекаем» время по часам, некоторый период (5—60 минут) занимаемся несложной работой, а затем спрашиваем себя (или и товарища) о времени. И мож­но заметить: чем более быстрый (явно интуитивный ответ), тем точность выше. Даже мгновенное размыш­ление снижает эффект. Примерно такая же технология тренировки (с закрьпымн глазами) — при работе с «внутренним компасом».
Еще раз отмечаем: все рекомендации по ориентированию как для «деятелей», «созерцателей», так и дляя «натуралистов» не имеют стопроцентной точности. Поэтому рекомендуем применять их комплексно, прове­ряя один способ другим.
И последняя рекомендация, уже от конкретной, нашей методики экологического выживания.
Запомните: если вы не провинились перед матерью-природой до такой степени, что она от вас оконча­тельно отвернулась, то будьте спокойны — решение единственно правильное обязательно придет. И... поста­вив перед вами строгий вопрос, окружающий мир обязательно «подскажет» ответ!
А теперь, сориентировавшись и приняв решение, можно начинать действовать.

8. Передвижение днем по азимуту
Почти всем известен эффект «движения по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший во­дит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина ша­гов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Чтобы «лешему на удочку» не попасться, в момент ориентирования и принятия решения двигаться надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте (либо в пределах видемости) ориентир и идти к нему. При достиже­нии этой промежуточной цели вновь повторите ориентирование и выбор азимута.

9. Передвижение ночью
Большинство рекомендаций по технике безопасности строго запрещает передвижение в темноте. Опас­ность подвернуть (и даже сломать) ногу, а тем более наткнуться глазом на сучок слишком велика. Поэтому мы рискуем давать некоторые советы исключительно «деятелям» (и частично «созерцателям») с очень высо­ким уровнем интуиции, стспсныо ответственности перед мирозданием и только в случае, если вы не успели перед матерью-природой чем-либо провиниться.
Для решившихся на ночное движение отметим: темнота никогда не бывает стопроцентной. Даже в без­лунную ночь есть свет звезд. При сплошной облачности свет дальних городов от облаков отражается и «ос­вещение» оказывается не меньше звездного.
Запомните главное: полное привыкание человеческого глаза к темноте наступает не менее чем через 40—50 минут. Необходимо воздержаться от включения фонариков и зажигания спичек — и к исходу первого часа вы станете видеть не намного хуже, чем в лунную ночь.

Совершенствование повседневной одежды

Если вы заранее приготовились, то, как советует М.Мэйел, не забудьте «... насыпать в перчатки или носки немного кайенского перца. Есть у него несколько, недостатков: например, он пачкает одежду, а у некоторых людей вызывает раздражение кожи. Используемый в больших количествах или в ситуации, когда вы двигаетесь так активно, что у вас потеют ноги, он может слишком сильно разо­греть конечности и даже вызвать образование волдырей. Не кладите его в носки, но насыпьте в ботинки».
Порошок имбиря оказывает схожее, хотя и более мягкое согревающее действие. Некоторые туристы, зани­мающиеся траволечением, не выходят без него из дома. Попробуйте его в небольшом количестве и решите, подходит ли он вам.

Самое главное — старайтесь сохранять тепло, оставаться сухим и двигаться. Сильный ветер, мокрая гряз­ная почва, глубокий снег — все это ухудшает условия пребывания на холоде, и к этому нужно готовиться за­ранее.

Посоветуем: прежде всего проверьте одежду и обувь на предмет наличия синтети­ческих тканей или кожзаменителей. То же относится и к материалам с большим содержанием синтетичес­ких волокон. После проверки постарайтесь избавиться от этих вещей. Данная одежда с трудом пропускает влагу и обладает способностью собирать пот, что ведет к сырости и замерзанию. Особенно опасно синтети­ческое нижнее белье и носки. Их лучше надевать поверх одежды. Они будут служить в крайнем случае сво­еобразным чехлом.

Сырые носки и варежки лучше всего сушить прямо на ходу, поместив на живот — наименее чувствитель­ное к хроническим простудным заболеваниям место. Хороший эффект при интенсивной работе дает перио­дическое переодевание нижнего белья «задом наперед». Мокрая «спина» оказывается на животе и быстро вы­сыхает.

Следующий приоритет — ноги. Синтетическую, а тем более тесную обувь лучше снять вообще. Обмотать ноги шарфом, надеть сверху носки либо просто завязать бечевкой. На сухом снегу такая обувь оправдает се­бя. Для перехода даже можно сделать «лапти» из коры или лапника.
Отличный результат дают бахилы, т.е. мешки из ткани до колена, надетые поверх обуви, их можно изго­товить из рубашки. Ноги в бахилах всегда сухие и теплые. Именно для бахил подойдет прочная синтетиче­ская ткань.
Бахилы — отличная защита как от снега, так и от грязи. И даже от воды: хорошо перемотанные бечевкой («обмотки» у солдат времен первой мировой войны), они работают почти как сапоги. При кратко­временном проваливании в лужу достаточно быстро выдернуть ногу. Обувь под бахилами останется сухой. А сами они сушатся элементарно.
Много проблем создают замерзающие запястья на руках. В соответствии с тремя методиками рекоменду­ем:
- Заранее пришить на рукава либо на рукавицы накладные муфты с «резинками»;
- Пришить на край рукава свитера небольшую петельку-тесемочку и при необходимиости, вытя­нув рукав из под куртки, надеть эту петельку на большой палец руки. Запястье будет надежно укрыто от мороза и ветра;
-Если не было никакой подготовки, можно на краю рукава рубашки либо свитера прорезать но­жом (или, что еще проще, прокусить зубами) небольшое отверстие и так же надеть на большой палец ру­ки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.