ГлавнаяСлово о ВалаамеВоскресенский скит на Валааме

От скита Всех святых дорога, проложенная в 1864 году, ведет к Коневскому скиту. Тут нет попытки представить путь в виде театрализованного действия. Дорога осуществляет простую связь между архитектурными ансамблями. Она проходит через очень затененный, закрытый ландшафт. Почти автоматически с двух мостков, связывающих Скитский остров с Никоновским, решены главные видовые точки. Отсюда раскрываются панорамы Московского пролива и Ладоги.

Дорога выходит к Игуменским озерам — одному из живописнейших мест Валаама, где находился небольшой Коневский скит. От него остались лишь фундаменты церкви и келейных корпусов.

Основное внимание создателей Коневского скита было обращено на формирование интимной, уединенной среды. Вот почему постройки в ансамбле были размещены так, чтобы они могли восприниматься только с ближних расстояний. Этому содействовали естественные условия местности — закрытый характер ландшафта. Участок окружен со всех сторон горами с приютившимися на них вековыми соснами и елями. По дороге к скитской пристани, рядом с церковью и келейными корпусами — многочисленные посадки дуба черешчатого, лиственницы сибирской, кедровой сосны, вяза. Заметить определенную систему в древесных насаждениях здесь не сложно.

При движении по дороге вдоль Игуменских озер скит, прикрытый кулисой из плотно посаженных деревьев, воспринимается фрагментарно. И только с живописного мостика, перекинутого через канавку между озерами, можно составить представление о его архитектурной композиции.

В 1858 году сюда с Предтечеиского острова перевезли деревянную часовню. Со временем ее передали в церковь Коневской богоматери. Для келейных корпусов были приспособлены два небольших деревянных домика, перенесенных из монастыря. Так образовался Коневский скит.

Деревянная церковь с невысокой колокольней над папертью имела достаточно богатую внутреннюю отделку. Это объясняется тем, что в этой местности, еще будучи монахом, в течение семи лет проводил отшельническую жизнь игумен Дамаскин. Келья его находилась в полуверсте от церкви, за мостом, у подножия высокой скалы.

Богомольцев, желавших посетить скит, обычно привозили на монастырских лодках к пристани, откуда они шли по аллее, образованной кедрами, кленами, дубами, к скитской церкви.

Это место не хочется покидать, настолько опо живописно. У скитской пристани ветви деревьев склоняются к самой воде. А с горы, где сохранились фундаменты келейных корпусов, открываются удивительные по красоте виды.

От Игуменских озер совсем недалеко до еще одного скита — Воскресенского.

Когда плывешь по озеру, виден весь Воскресенский храм. На высокой горе среди сосен высится чудо из красного камня — Воскресенский скит. На живописные объемы его ориентировались суда при подходе к глубоководной Ннконовской бухте.

Как точно, как логично взаимосвязаны особенности ландшафта, сложный рельеф Никоновской горы и скитские постройки! Перед зрителем предстает на редкость гармоничный и художественно-целостный архитектурноприродный ансамбль.

Воскресенский скит на Валааме

Воскресенский скит на Валааме

Воскресенский скит образовался не сразу. В 1846 году на его месте была построена часовня во имя апостола Андрея Первозванного, с большим белым крестом. Видимый за 12 верст, этот крест служил хорошим ориентиром при подходе судов к Валааму с западной и юго-западной стороны. В 90-е годы XIX века монастырское начальство решило вместо часовни построить храм Андрея Первозванного. Один из крупнейших промышленииков-мецена-тов Сибиряков, посетив в 1896 году Валаам, пожертвовал на его сооружение 10 тысяч рублей, и в 1901 году монастырь приступил к расчистке места для будущего храма. Это было совсем не просто: площадка, на которой намечалось возвести храм, представляла собой сплошную скалу. Для устройства фундамента пришлось прибегнуть к взрывным работам.

К лету 1902 года котлован был готов, и началось строительство. Еще в процессе его первоначальное название храма изменилось, и в отчетах сообщалось о «церквн во славу Воскресения Христова». После того как храм был вчерне окончен, в течение года никаких работ не велось — надо было дать зданию «выстояться». И вот — в 1906 году храм с приделом Андрея Первозванного был полностью готов.

Сложенное из кирпича здание перекрыто большим глухим куполом, главка которого увенчана вызолоченным восьмиконечным крестом. Высота храма с крестом более 23 метров. С западной стороны над входом возвышается колокольня такой же высоты. На ней было восемь колоколов — дар московских благотворителей. Кирпич для возведения храма и колокольни изготовлен на монастырском заводе. Для цоколя применен серый валаамский гранит.

Храм двухэтажный. Верхний этаж освещается десятью окнами, а нижний, полуподвальный, — двенадцатью полу-окнами. С западной стороны ко входу ведет широкая гранитная лестница. С верхней лестничной площадки — вход в притвор нижнего храма. Через полутемное помещение можно пройти в мраморный склеп («кувуклию») с «подобием гроба господня». Перед склепом стоял кубический камень, «тот самый... который был привален ко входу в пещеру гроба и был затем отвален ангелом в то время, когда господь воскрес». На нем находились частицы «подлинного камня», доставленного из Иерусалима.

Портик перед входом в верхний храм состоит из четырех массивных гранитных колонн. Через притвор зритель вступал в храм, поражавший обилием света.

На скитском дворе стоит каменный двухэтажный дом с мезонином. В нем помещались кельи, кухня, трапезная и другие хозяйственные службы. Кроме того, в ансамбль скита входят еще два небольших каменных дома. Скит обнесен массивной каменной оградой.

Вблизи скита был разведен фруктовый сад, а внизу, у пристани, там, где раньше грудились голые камни, разработан довольно большой участок под огород.



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.