ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииВепсская вышивка. Фотоподборка.

Творчество малых народов Севера порой своеобразно и уникально, и по исполнению, и по художественному замыслу,  и даже в какой-то степени подсознательному смыслу вложенного мастерами в свои произведения. Бесспорно, что на культуру одной этногруппы не малое влияние оказывали и народности населяющие соседние районы и области, но самобытность, порой даже одного поселения, можно увидеть во всех произведениях народного творчества. Пусть это песни, сказания, предметы быта и культа. Очень интересна, с нашей точки зрения, культура вепсов населяющих Карелию и Ленинградскую область.  Характерные признаки которой можно рассмотреть на примере вышивки.  
Вепсская вышивка в строится на технике  красной нитью по белому.
В ее формах и содержании особенно выделяются архаичные черты.
Основной мотив вепской вышивки — тема дерева,  почитания которого сохранилось у народа до сих пор. Вышивка двусторонним швом «во многих случаях наиболее четко передает языческую культовую сцену, многим уже непонятную, но традиционно удержавшуюся в  народном творчестве. В то время, как по всему Северу трактовки этих сцен, центром которых преобладает либо женский образ, либо слияние женщины и дерева» с двумя симметрично расположенными фигурами и парными птицами с гребнями («ладьи»), на вепсской вышивке дерево отражено «в геометрических формах с ромбической фигурой в центре и своеобразно изогнутыми ветвями...».
Интересны узоры на концах полотенец и прикроватных подзоров с изображениями стилизованной птицы и дерева, выполненные по кумачу двусторонним швом с элементами набора, — в строго прямоугольных или крестообразных формах, иногда дерево изображалось на пирамидальной подставке.
Вепсским вышивальщицам была известна также и тамбурная вышивка,
для которой характерны изогнутые, плавные линии в сочетании с розеточными формами.
В технике вышивки использовались также «строчки вепсянок», выполненные белой нитью «по выдергу», швы «простой крест», «стебельчатый» и «козлик»2.
Узкие полоски вышивки акцентировали определенные зоны одежды: ворот, разрез ворота, край рукавов, подол.
Вышивкой также украшались очелья женских головных уборов — повойников и «сорок». Основным был геометрический орнамент, выполненный красными и синими льняными нитями.
Для сравнения, в художественной обработке дерева у северных вепсов,
так же как у русских и карелов, преобладает геометрическая орнаментика.
Однако для северновепсской резьбы характерна и антропоморфная тематика, являющаяся особенностью декоративного оформления оконных наличников вепсских домов. Внешняя трактовка антропоморфных фигур сходна: она несет в себе черты архаичного искусства (изображения фронтальны, голова дана в виде квадрата или розетки, руки опущены вниз, ноги широко расставлены, одеяние колоколовидное). По большинству формальных признаков эти фигурки похожи на типичные для Северо-Запада женские изображения в народной вышивке и образы типа «баба», «панка» в деревянной скульптуре.
Подобные трактовки женской фигуры встречаются и на металлических подвесках, известных по археологическим памятникам древней веси, которые связаны с представлениями о благожелательной магии.
Архаичные геометризированные женские образы вепсской вышивки, схожие с ними антропоморфные изображения в декоративном оформлении оконных наличников, а также мелкая деревянная пластика выполняли сберегательную функцию, являясь особыми знаками охранительной магии.

Использованы материалы сборника "ВЕПССКАЯ ВЫШИВКА В ФОНДАХ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КИЖИ»

Составитель Гущина Виола Анатольевна

вепская вышивка вепская вышивка вепская вышивка

Полотенце
Конец XIX —начало XX века Село Шелтозеро Ткань льняная, вышивка крестом 290 х 33
Сдатчик: Коробкина Т. Е. Собиратель: Гущина В. А.

 

Полотенце
Конец XIX —начало XX века  Ткань льняная, вышивка крестом и полукрестом 265 х 34
Сдатчик: Принцева У. М.
Собиратель: Гущина В. А.

 

Полотенце
Конец XIX —начало XX века Село Рыбрека Ткань льняная, вышивка «настил по сетке» 308 х 36
Сдатчик: Аникеева Л. Ф.
Собиратель: Гущина В. А.

 

вепская вышивка вепская вышивка вепская вышивка

Полотенце
Конец XIX —начало XX века Село Шелтозеро Ткань льняная, вышивка двусторонним
(«досюльным») швом 252 х 34
Сдатчик: Яковлева А. Н.
Собиратели: Гущин Б. А.,
Богданов Д. В.

 

Полотенце
Конец XIX —начало XX века Село Шелтозеро Ткань льняная, вышивка двусторонним («досюльным») швом 266 х 34
Сдатчик: Герчина В. Ф.
Собиратель: Гущина В. А.

 

Закраек полотенца
Конец XIX —начало XX века Село Шелтозеро Ткань льняная, цветная и белая «перевить», вязание крючком 53 х 31
Сдатчик: Жданова К. М.
Собиратель: Гущина В. А.

 

вепская вышивка вепская вышивка вепская вышивка

Полотенце
1915 год Деревня Вехручей (Росстань) Ткань льняная, вышивка двусторонним («досюльным») швом 326 х 35
Изготовитель:
Андреева А. П. (1878—1943)
Сдатчик: Фулонова Т. Ф.
Собиратель: Гущина В. А.

 

Полотенце
Конец XIX —начало XX века Село Рыбрека Ткань льняная, вышивка «тамбур по филе» 270 х 33
Сдатчик: Щербакова Н. П.
Собиратели: Гущин Б. А,
Богданов Д. В.

 

Полотенце
1910 год Деревня Залесье Ткань льняная, вышивка тамбуром, вязание крючком 275 х 33
Изготовитель: Осеева А. И. (1892—1954)
Сдатчик: Алешина (сдано в Великой Губе)
Собиратели:
Калашникова Р. В.,
Трифонова Л. В.

 

вепская вышивка    

Подзор прикроватный
Конец XIX —начало XX века Поселок Ладва Ткань льняная, вышивка тамбуром 220 х 32
Сдатчик: Митрофанова Л. В.
Собиратель: Гущина В. А.

 

   

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.