ГлавнаяПомощь туристамПомощь туристам — как выжить в экстремальных условиях
          Помощь туристам          Школа выживания

 

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

как выжить в экстремальных условияхПравила поведения на природе
Поля, леса, реки, озера готовят нам массу неожиданных сюрпризов, встреча с которыми грозит иной раз существенными неприятностями. Остается либо не выезжать за пределы города, где тоже опасностей нема­ло, либо быть во всеоружии.
Да и если решили совсем не выезжать на природу, то мы вынуждены предупредить: на поездах, кораб­лях, а тем более автомобилях передвигаются практически все. А представьте - мелкая поломка автомобиляя на пустынной зимней дороге, и... человек, неспособный развести костер уже практически обречен.
Сегодня подумаем над тем, что делать, если случилось заблудиться в лесу, а тем более получить, не дай Бог, травму, и как же спасти себя и своих товарищей.
Специально выделим те приемы, которые могут пригодиться при чрезвычайных происшествиях на всей территории России, независимо от климатогеографических условий.
Особо следует отметить, что в реальных экстремальных ситуациях ни о какой предварительной подготов­ке, а тем более акклиматизации, не может идти речь. Все определяется психологической готовностью чело­века. Именно российские, «деятельностные» методики являются оптимальными при отсутствии предвари­тельной подготовки, а тем более снаряжения.
В то же время именно традиционные северные и древнерусские методики включают в себя достаточно простой, реализуемый на бытовом уровне комплекс реабилитационно-восстановительных процедур.

Смена климатогеографических условий
Именно гигантские российские территории с их системами связи и транспортными структурами, невоз­можностью оперативного вмешательства извне (сторонней помощи), различными климатогеографическими условиями позволяют продемонстрировать все достоинства (либо обнаружить до предела все несовершенст­ва) уровня подготовки человека. Это, в первую очередь, - максимальная вероятность в процессе исполне­ния обычных служебных обязанностей (не говоря уже об аварийных ситуациях) ощутить на себе последст­вия следующих событий:
- резкой смены климатогеографических условий
- вынужденного (либо добровольного существования в природных условиях
- отравления
- укусов ядовитых (и неядовитых) пресмыкающихся и насекомых
- возможной встречи с крупными дикими зверями.
Как известно, территория Земли делится на 24 часовых пояса (в пределах только России-7). (Учи­тывая участившиеся в последнее время зарубежные поездки российских граждан, не следует ограничиватьсяя в рекомендациях территорией России.)
Человеческий организм, как правило, подчиняется суточному циклу бодрствования и сна, интенсивнос­ти работы и отдыха, моментов принятия пищи и (извините за откровенность) отправления естественных на­добностей, температурного режима и т.д. При достаточно быстром (до нескольких часов) перемещении на значительные расстояния все эти функции организма подвергаются значительным испытаниям. Процесс вы­ведения организма на новый режим существования, полное восстановление работоспособности в новых ус­ловиях называют акклиматизацией.
Природная среда наиболее оптимальна для демонстрации достоинств и недостатков различных методик, она наиболее ярко демонстрируеттрагизм ошибки в выборе методик.
«Поставить в экстремальные условия» и «дать возможность самому попасть в сложную ситуацию» — не одно и то же. Присутствие инструктора, создавшего проблему, автоматически взваливает на него и ответст­венность за исход. Если же воспитанник сам своими действиями поставил себя и группу в сложное положе­ние, то даже на элементарном уровне для поисков выхода надо ощущать свое место в коллективе, уметь по­нимать и прощать ошибающихся товарищей, чувствовать свое единство с живой Природой! Человек в прин­ципе не способен «переварить» гигантский пласт информации о культуре без осознания необходимости это­го действия.
Необходимость же действия влечет за собой неизбежность пути от незнания к неумению, от неумения к умению, далее от умения к знанию и от знания к пониманию.
Кроме того, следует учесть, что обучение действиям на природе имеет еще и системообразующее значе­ние.
Согласимся, что вне зависимости от места, времени года и других условий экстремальная ситуация (ЭС) в природной, техногенной, урбанистической либо социальной среде неизбежно связана с тем, что необходи­мо в течение нескольких минут, часов, а иногда и суток до прихода спасателей обеспечить:
— первую помощь пострадавшим при возможном отсутствии медикаментов (в том числе лекар­ственных трав);
— сооружение элементарного укрытия от дождя, снега и ветра;
— при низких температурах и высокой влажности — элементарный обогрев;
— в обстановке психологического стресса — раэрешение межличностных конфликтов;
— с коллективом, состоящим из людей случайного подбора, принятие оптимального коллектив­ного решения по совместным действиям.
Также согласимся с тем, что психологические закономерности преодоления ЭС едины для всех восьми сред. Первая, самая элементарная природная среда, выбирается для тренировок как оптимальная по при­чине:
— простоты моделирования ЭС;
— наличия возможности для участников почувствовать неразрывную связь со средой (приро­дой), что в свою очередь является основой воспитания экологического мышления;
— возможности проведения бесед в обстановке «возле костра»;
— возможности прервать занятия и организовать «спасательные работы» при возникновении экстраординарных ситуаций.

"Опыт подсказывает, что люди способны переносить самые суровые природные условия в течение длительного времени и даже находиться без пищи более одного месяца. Но, однако, человек, непривычный к таким условиям, попавший в них впервые и случайно, оказывается сла­бо приспособленным к жизни в незнакомой и часто агрессивной среде.

Окружающая природная среда, ее физико-географические особенно­сти, время года имеют первостепенное значение для жизнедеятельности человека в условиях автономного существования. Активно воздействуя на человека, природная среда увеличивает или сокращает сроки суще­ствования человека в создавшейся ситуации. Для каждой природной зоны: тундры и ее арктического побережья, тайги, гор или пустыни — харак­терны свои особенности климата, растительного и животного мира, ре­льефа. Все это, вместе взятое, и обуславливает специфику жизнедеятель­ности человека в той или иной зоне: режим его поведения, способы до­бывания пищи и воды, огня, строительства убежищ, характер возможных заболеваний, передвижение по местности и возможные опасности.

Чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем необходимее минимальные знания по обеспечению жизнедеятельности, тем дороже цена ошибки.
Но самое главное — необходимо уметь различать просто опасную и действительно чрезвычайную, экстремальную ситуацию.
Приводимая ниже классификация рассматривает возникающие нестан­дартные ситуации в зависимости от степени их воздействия на человека".  "Корилка знаний" - экстремальные зоны >>>

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.