ГлавнаяШкольные сочиненияПетербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание» ).

Ф.М.Достоевский.

Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание" ).

        Образ Петербурга  занимает  видное  место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат, символе петровской эпохи писал А.С.Пушкин ("Медный всадник"),  Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), А.Белый ("Петербург"), А.Блок, А.Ахматова, О.Мандельштамм.

        В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок  к Гоголю и Некрасову.  Особенно близок Некрасов к изображению Петербурга Достоевского . В романе "Преступление и наказание" мы встречаемся не с парадной  стороной  этого прекрасного города,  а с черными лестницами, облитыми помоями,  дворами - колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен,  невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым,  бодрым,  полным сил. Он душит и давит. Он - соучастник преступлений,  соучастник бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.

        Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию  убогих интерьеров  меблированных  комнат,  но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет - символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук" каморка Раскольникова,  дома окрашены в желто-серый цвет,  Соня Мармеладова пошла "по желтому  билету", женщина -самоубийца с желтым испитым лицом,  желтоватые обои в комнате
Сони, "мебель желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина

        Эти детали  отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

        Однако в  романе мы находим и зеленый цвет,  цвет "фамильного" мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна,  а  за  ней  и Соня Мармеладова.  Платок олицетворяет одновременно страдания,  которые выпадают на долю его обладательниц,  и их  искупительную силу.  Умирая,  Катерина Ивановна произносит:  "Бог сам знает,
как я страдала...". Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке,  осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет
страданий  и надежды главных героев произведения,  превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла "заря обновленного будущего", они готовы воспринимать новую жизнь.

        Итак, образ  Петербурга  в романе Достоевского "Преступление и наказание" символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на  котором  разворачиваются  события романа,  с другой,  является сам действующим лицом,  соучастником страшного поступка  Раскольникова,  а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.