ГлавнаяСлово о ВалаамеСвятой остров на Валааме

В 1858 году по проекту А. М. Горностаева был возведен скитский храм Иоанна Предтечи. Под храмом скальная теплая церковь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, освященная в 1860 году. Иконы «пещерной» церкви были выполнены Пешехоновым (росписи и иконы не сохранились),

А. М. Горностаев, учитывая, что скит издалека, с Ладоги, не виден, предложил камерное решение архитектурного ансамбля. Деревянная одноглавая церковь с колокольней имеет небольшой размер и воспринимается лишь при входе на поляну. Скупы и лаконичны декоративные детали, но несмотря на это эмоциональное впечатление, производимое постройкой, достаточно велико, чему способствует ландшафт, усиливающий образность архитектуры.

Замкнутый характер своеобразной архитектурно-ландшафтной среды соответствовал образу жизни обитателей скита. В нем соблюдался строгий устав постничества. Пища монахов, состоявшая из овощей, три раза в неделю употреблялась без масла. Богомольцам запрещалось посещать Предтеченский остров, да и монастырская братия допускалась в этот скит лишь по особому благословлению настоятеля.

Скитская церковь рублена из бруса и обшита тесом. В одной связи с объемом церкви находится двухтшрусная колокольня. Через ее нижний ярус можно пройти в церковь Иоанна Предтечи, а в верхнем ярусе устроен звон. Колокольня завершена высоким шатром. В качестве декора использованы пилястры, резные наличники, горизонтальные тяги, карнизы из профилированных досок. Составной частью декоративного украшения церкви являются резные киоты, помещенные на северном, южном и восточном фасадах.

Рядом с церковью стоял деревянный дом с мезонином (остались только фундаменты). В скале был пробит колодец с шатровой крышей. Монахи развели на острове великолепный сад. И сейчас летом перед церковью много ягод: черной и красной смородины, малины.

Скит был обнесен оградой, а для защиты от ветра посажены ели и другие деревья. Неподалеку от скита, на вершине отвесной скалы, — гранитный крест, от которого открывается панорама Ладожского озера.

По острову идет круговая дорога, а рядом с ней, под защитой сосен, остатки келейных домиков монахов-пу-стынников. Таких домиков в конце XIX века было около десяти. Размещались они без какого-либо предварительного плана. Скит рос постепенно, каждая постройка воздвигалась там, где это было удобно в данном конкретном случае, поэтому планировка его отличается нерегулярностью.

Святой остров на Валааме

Вернуться в Монастырскую бухту можно Ладогой, мимо Московского и Скитского островов. Грести здесь, конечно, труднее, чем в проливах, но это компенсируется красотами пейзажей с множеством чаек на мелких островах.

Одно из интереснейших валаамских путешествий — на Святой остров. В описаниях валаамских угодий, составленных в 1785 году землемером Эриком Колониусом, он обозначен как «Старый Валаам». Это наводит на мысль: не здесь ли стоял Спасо-Преображепский монастырь до шведского набега 1611 года? Пока данных, подтверждающих эту гипотезу, нет, но с полной определенностью можно сказать, что над Монастырской бухтой монастырь был поставлен только в XVIII веке. Дальнейшие поиски и исследования позволят указать место, где стояла мифическая Троицкая обитель, а затем и Преображенский монастырь.

Добираться до Святого острова нужно по открытой, неспокойной и в хорошую погоду, Ладоге. Поэтому поход на гребных лодках должен быть хорошо подготовлен. На моторной же лодке путь к острову не представляет трудностей.

На Святом острове стоит бывший скит Александра Свирского — Святоостровский. Остров высоко, почти на 50 метров, поднят над озером и от подошвы до вершины сплошь покрыт лесом. По преданию, Александр Свирский, приняв иночество на Валааме в 1474 году, удалился на этот остров. В память об этом был основан скит.

Богомольцев подвозили к пристани на северной стороне острова. Мы тоже причалим здесь. Поднимающаяся в гору тропинка ведет к знаменитой пещере Свирского. Вырубленная в скале крутая лестница заканчивается на площадке перед входом в пещеру, и тут мы видим удивительный по красоте, серебристый от старости деревянный крест под деревянным навесом. На нем надпись: «Построена мелница и крест вырезан месяца апреля 1759 года».

Проход в пещеру узок и тесен. Раньше, по описаниям Я. Я. Мордвинова, в ней могли стоять два человека, сейчас это неосуществимо. От пещеры узкая тропинка, огп-бая скалу, идет вверх. Вот начинаются пихтовые посадки. Пихты встречают путника и направляют вверх по тропинке. Внезапно, как прозрение после долгих поисков, вслепую, среди густого обрамления из пихт и лиственниц, открывается скит.

Не случайно богомольцев к скиту водили этой усложненной трассой: от пристани в гору, к пещере Александра Свирского, и уже от нее — в скит. Тем самым посетитель воспринимал элементы ландшафта и архитектуры в различных, тщательно выверенных ракурсах. Трасса имеет сложный, зигзагообразный характер, и это усиливает впечатление, производимое архитектурно-природной композицией.



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.