ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииСведения о городе Пудож и его жителях 1854 года

Географические, Статистические, Этнографические сведения о городе Пудож Олонецкой Губернии.


Местоположение.
Пудож 2012 годаГород Пудож(*) Олонецкой Губернии лежит с северо-запада под горою, а с юго-востока – на горе; под коими протекает река Водла, вытекающая из озера Водлозера; отстоящего в 60 верст. и впадающая в озеро Онего, отстоящее от города в 35 верстах. Река Водла имеет два разлива в разных местах, отчего и образуются малые речки, как то:
 1. Старыя, жители говорят, что лет около 50ти тому назад в том самом месте протекала река Водла, а впоследствии времени проток её сделался уже.
А  ныне река Водла течет в другом месте.

2. Журавка (получившая название свое от деревни Журавиц) обтекая остров, впадает в Водлу.

 

 (*) Пудож, по сказаниию старожилов, как одни говорят, получил название от дуги, вытянутой рыболовною сетью из реки Водлы, которая будто бы имела веса один пуд; и другие говорят: (что может быть и вероятнее) что от льна, который по обработке складывают в пуды и таким образом продают его покупателям. Самый богатый житель есть тот, который более выпахивает льна, который вывесив укладывают в пучки, связывая по средине тремя веревками из того же льну.

 


С Восточной стороны под горою находится два маленькие озера: Вянгозеро и Под-макарихино. Оба они весьма малозначительны. В летнее время, во время сильных жаров вода в этих озерках высыхает до того, что глубина на средине их бывает не более 12ти вершков. (3хъ четвертей) так, что малолетние дети безопасно собирают растущие в них цветки. Грунт земли вязкий и тиноватый. С полуденной стороны находится озеро Патенинозеро,  более прежних двух и гораздо глубже.


Почва.
Почва земли в окрестностях города частью песчаная, мало глинистая; но впрочем при старании в обработке и удабривании назмом ‑ плодородна.


Число жителей
Жителей собственно принадлежащих городу – мещан не более 700 душ обоего
пола. Других разных состояний, временно находящихся около 394; а всего вообще – около 1,114 душ обоего пола.
Рост жители города Пудожа имеют вообще средний; (2 арш. 5 вер.) самой большой 2 арш. 8 вершков, меньший 2 арш. 2 вершка. По наружности имеют довольную дородность. Относительно величины прочие части тела расположены правильно. Голова, руки и ноги сообразны с объемом тела, ‑ и ростом человека. Лоб и грудь имеют плоские; щеки отчасти впалые, но больше выпуклые и кругловатые. Волосы вообще имеют светло-русые, очень мало черные и красные. Судя по наружности вида, имеют и крепость здоровья, что доказывается тем: а., что весьма многие из жителей зимою ходят в баню и выходят из оной без одежды и обуви с открытою грудью. Весною и осенью сряду по выходе из бани, (в коей слишком много парятся), в сильном жару, ‑ купаются в холодной воде и возвращаются в дома также без одежды и обуви; но очень редко, и почти что никогда не подвергаются простуде и другим болезням.


Болезни.
Преимущественно взрослые подвергаются горячке; малолетние дети золотухе и родимцу. Крепкого сложения человек может понести тяжести от 1 до 10 пудов. Ловкости и проворства не имеют. Охоты к физическим трудам мало имеют; большею частью проводят время в праздности и лености, что можно видеть из того что:
1., если кто и из бедного состояния людей имеет, хотя малое продовольствие в содержании: то весьма мало занимается работою;
2., и из частого обыкновения – праздновать и бездейственно проводить время. На праздники народ сходится в большом количестве. В работах бывают очень вялы и неповоротливы.

Об языке.
Из жителей города весьма многие употребляют: пецка, вм. печь; цас, вм. час; свицка, вм. свечка; черква, вм. церковь; челковой, вм. целковый; месяч, вм. месяц; ндравится, вм. нравится; фалю, вм. хвалю;
словом всегда в произношении употребляют в превратном значении буквы: ц, вм. ч; а ч, вм. ц, и в некоторых словах, некоторые буквы скрывают; а в других прибавляют излишние, а вместо букв твердых, по большей части, употребляют мягкие.

Особенности в словообразовании
Окончание слов, как в склонениях, так и в спряжениях употребляют вообще неправильное, напр.: сестрей, вм. сестер, братьей вм. братьев; саженей, вм. сажен; колов, вм. кольев; и вообще вместо окончаний в пад. множ. числа: ья и ьев всегда употребляютъ: ы, ов, ей, и проч. В глаголах настоящего и будущего времени не договаривают окончаний ть напр.: иде, вм. идет; приде, вм. придет; е, вм. есть; буде, вм. будет и т. п.

Обороты речи и слова.
Употребляют: зажги огонь, вместо зажги свечу; вымыл воду, вм. издержал воду; посоли солью, вм. посоли; грязная грязь, вм. грязи; ешь гостюшко, ничего не ешь, вместо того, что гость мало ест. буде те баять то, вм. довольно говорить. Об употреблении слов сказано в особом сборнике слов, который доставлен во II отделение Императорской Академии наук в 1849 году, через Господина Директора Училищ Олонецкой Губернии. Слова и ныне собираются и имеют быть доставлены, по приведении в должный порядок, с прибавлением значения их в разговоре.

Устройство домов.
Домы большей частью старинные с черными печами. Ныне, по разрушении домов, при бдительном надзоре Начальства, вновь выстраивают уже в другом виде, по изданным и утвержденным планам. Прежняя постройка состояла не по плану города: Домы устраивались четырехугольные в средине без капитальных стен; крылись же два ската. По одну сторону дома устроена была лестница для входа; у некоторых с покрышею; а у других открыто. Лестницы большей частью приделывались с проспектной стороны; по другую же сторону дома в одной связи с ним приделывались дворовыя службы: сарай для поклажи сена и прочих рабочих принадлежностей нужных для хлебопашества, а под сараем заключаются: двор черный для содержания в летнее время скота, хлевы и конюшни для держания скота в зимнее время, покрытые досками, но те и другие строятся на мху, добываемом из болота. Службы отделяются от жилых комнат одними только сенями.
Устройство домов.
Во внутреннем устройстве, дом с одной стороны заключает в себе: одну только комнату с черною печкою без трубы, устроенною почти по средине комнаты. Печка в высоту бывает 2 и 11/2 арш., (не смотря на высоту комнаты, имеющей высоту от 1 до 2½ саж. и выше); в длину и ширину почти квадратно в 2½ арш. Место, в которое полагают дрова, называется кожухом; а выкладка над этим местом кирпичем называется пыльником. Трубы делаются в потолке и выходят на поверхность крыши не более ½ арш. деревянные, называемые дымоволоком; труба закрывается внутри дома на подобие дверей, сделанным затвором, привешенным на железных крюках; сам затвор закрывается палкою толщиною в 1 верш., затвор этот называется трубником. По затопке таковых печей не только в летнее, но и в зимнее, очень холодное время открывают двери и держат незатворенными до толе, пока в печке не сделаются уголья; отчего поверхность (потолок) комнаты делается черным; под потолком на устроенных кольях, жители просушивают платья, принадлежности к земледелию и рыболовные сети. Дома вообще в зимнее время бывают очень теплы, не смотря на то что зимних рам не держат; на окнах в зимнее время бывает много воды; для этого ставят пучки соломы и держат холщевую ветошь. Посреди комнаты в равном растоянии с печкою от низу до верхних углов устроивают деревянные полки, каковые и вокруг всей комнаты приделывают к стенам и называют эти полки воронцами. За печкой по одну сторону, по входе в комнату, оставляют место для комнаты, в коей окон не бывает, и место это называют шомнышею. В комнате за печкою держат домашнюю посуду в шкафах и на полках, сделанных у стен дома. Окна в доме делают только с двух сторон, весьма мало с третьей. Окна устраивались не более 1 арш. и то с одной стороны; а с прочих величиною с ½ арш. квадратно. Эти окна устраивают так, чтобы и в зимнее время можно было открывать. Во время морозов, закрывают окна ставнями, сделанными из досок, а у бедных делаются из соломы, и приставляются на кольях к окну. Ставней не отнимают от окон до толе, пока уже не скроется в комнате угар.
Не выше ¾ арш. от полу, вместо стульев, приделывают доски к стене по всей комнате, называемые лавками. У печки с одной стороны, при входе в комнату, во всю длину печки приделывают две, или даже три доски от 3 до 4 вершк. толщиною, называемые прилавками. Под нижнею доскою устроивают лестницу, делают затвор на подобие дверей, под полом на земле настилают полы, что и называют – подпольем, куда выносят хлеб и прочие потребности.
По средине дома бывают сени, ведущие к дворовым службам, в сенях делают вход на прошпект. По другую сторону дома через сени устроивают комнату, называемую горницею; а в другой подле горницы оставляют место для клети – чулана, где хранят платье и прочее имущество; в клети делают только одно маленькое отверстие, прорубив одно бревно, на подобие маленького окна без рамы.

Новое устройство домов.
С недавнего времени начали строить дома на четыре ската, но мало похожие на настоящую постройку; ибо по большей части строятся с отступлением от плана в виде и размере по масштабу, ‑ с одним входом внутри двора. Окна и теперь делаются в неправильном размере, а именно 1½ арш. и самые большия 1¾ арш. в длину; 1 и даже ¾ ар. в ширину и то с наружной проспектной стороны; а с прочих сторон окна устраивают не много больше прежнего размера.
Внутреннее устройство почти похоже на старинное, за исключением печей, которые устраиваются как должно.
Богатые устраивают в доме 4 и 5 комнат. Дворовые службы от плановаго дома отставляют далее ‑ в растоянии от 2 до 3 саж., а потому некоторые построивают при них дворовые дома – флигели для удобнейшего прокормления скота и ухаживания за ним. Дворовые дома большею частью строятся на два ската на подобие старинных; и внутреннее устройство их состоит из одной комнаты и сеней, ведущих к дворовым службам. На другой стороне сеней устроивают: клеть и горницу, в коей внутреннее устройство состоит иногда в обивке шпалерами; вместо стульев приделывают тоже лавки, и скамейки, сделанные из досок самой простой работы.

Внутренняя обстановка.
Внутренняя обстановка дома заключается в стульях самой простой работы сосновых, мало у кого либо даже и покрашенных масляною, голубою и красного цвета красками. По большей части стулья заменяются лавками и скамейками. Столы тоже употребляются сосновые самой простой работы, с широкою на поверхности доскою и внутренними ящиками без замков, не крашеные; а если у кого есть и крашенные, то раскрашены большей частью разными красками, красною и синею с цветами. Если же красятся без цветов и раскраски: то большей частью, красною и синею масляными красками.

Домашняя посуда.
Домашней посудой употребляются: горшки глиняные очень мало чугунные, и медные. В этих глиняных горшках вообще все приготовляют кушанье, и те горшки, в которых варят мясо для пищи, называют мясниками. Столовый прибор составляют: деревянные, круглые ложки из липы и осины сделанные; таковые же чашки, тарелки, солонки; вилок простой и бедный народ вовсе не имеет. Некоторые из жителей, имеющие средства, покупают простенькия вилки, тарелки и чашки простой белой глины и употребляют их только для гостей. Есть у многих самовары; а у других медные чайники, для чего чашки и чайники покупают самые простые и самые дешевые. Словом домашние принадлежности употребляются вообще простые.

Иконы.
Иконы вообще во всех домах Суздальской и Даниловской работы. Жители имеют пристрастие для украшения в доме покупать картины у разносчиков самой простой работы.

Платье:
простое мужское.
Мужское зимнее платье обыкновенное состоит: из полушубков не крытых ни чем; некоторые имеют и тулупы из баранов и овец непокрытые. Есть у некоторых и крытые нанкою или другою какою либо бумажною материей. Шьют также не длиннее колена шубы, назади с сборками; карманы приделывают с обоих боков, и вместо пуговиц пришивают крючки; эту одежду называют поддевкою; они покрываются тоже нанкою и бумажною материей. Вместо фуражек носятъ шапки простые четырехугольные, с простою опушкою; другие носят и фуражки синего и черного цвета, с таковыми же козырьками, по большей части, простой домашней работы. Сапоги держатъ: сшитые из белой кожи, выворотные старинной формы, с круглыми носами; а большей частью зимою держат теплые суконные сапоги, выделываемые Исаевцами. Опоясываются самыми простыми шерстяными и бумажными кушаками. На руках носят рукавицы белой простой кожи, приготовляя дома сами для себя; по приготовке рукавиц намазывают для прочности поверхность их дегтем. Платков около шеи вовсе не носят.

Летнее.
Летнее мужское платье обыкновенно состоит: из белых балаханов, сшитых из простого холста; обувь из белых сапог, и большею частью из лаптей, сплетенных из бересты. По большей части, в летнее время, мужчины ходят в белых холщевых рубашках, опоясываясь кушаком или платком; на голове держат шляпы и фуражки самые простые и малоценные; а иногда обвязывают голову платком на подобие колпака. При производстве работ, в особенности общественных, мужчины все вообще носят красные рубашки, ‑ красной пестряди или ситцевые, подпоясываясь шелковыми поясами оставляя длинные концы; а те, кои не имеют средства приобрести рубашек бумажной материи, носят белыя холщевые, обшитые около ворота ситцем или красною пестрядью, для завязки пришиты ленточки бумажные разного вида и цветов. Брюк вообще не держат.


Праздничная одежда: а., зимняя.
Мужчины лет 30 и более мало заботятся об украшении в зимнее время; но стараются запастись теплою одеждою; а потому-то в праздничные дни носят шубы бараньи, длинные с маленькими воротниками обшивая их кругом нерпою, полушубки держат длиною до колена; подпоясываются большею частью бумажными кушаками, а иногда простыми шерстяными; сапоги(*) носят из белой кожи выворотные с широкими круглыми носами, вбивая в каблуки гвозди, иногда же теплые, выделываемые из овечьей шерсти. На головах носят шапки четырех-угольные, суконные обшитые вокруг овчиною. Рубашки держат белыя холщевые; а иногда бумажной материи ситцевые простые или же и печатные – холщевые; для завязки у шеи пришивают на левой стороне у плеча медную с кедровой орех пуговицу, не употребляя в рубашке воротников; рукава в рубашке полагают широкие не много подлиннее локтя.


 (*) Сапоги изъ белой кожи; в случае надобности ‑ почернить намазываютъ дегтемъ.

Молодые мужчины носят шубы бараньи, крытые нанкою или другою какою либо бумажною материей, другие носят тулупы, крытые синим сукном (от 90 до 1½ р. сер.) с воротниками не более 4 вершк. Большей частью носят поддевки, которые шьют на простых овечьих и бараньих мехах, покрывая их нанкою, богатые же сукном.
Впрочем этого рода одежда в употреблении между людьми бедного и среднего состояния; богатые вообще носят длинные шубы, покрытые различного рода материями и сукном. Фуражки круглые с суконными козырьками; кушаки красные бумажные, гарусные, а частью дешевые шелковые и пестроватые. Рубашки красные и ситцевые. Брюки носят под рубашкою и в голенищах, ‑ короткие, сапоги с черной кожи с круглыми носами.

Летняя.
Летнее нарядное мужское платье заключается из бумажных материй, а именно: рубашки носят красные или ситцевые, обшитые около воротника синею тесьмою, или желтыми ленточками, с таковыми же связками, завязывая их на левом плече, старые люди носят белые, холщевые большей частью точно также как и в зимнее время и такой же отделки. Платки около шеи держат красные или пестрые бумажные. Жилетов носят очень мало. Носят на шее кресты серебряные, старинные, на сплетенных из золота и шелку шнурках и большею частью на рубашке, чтобы все видели. Опоясываются по рубашке длинными шелковыми поясами, оставляя концы не менее аршина в длину тот и другой конец.
Брюки носятъ нанковые и плисовые под рубашкою в сапогах. Верхнее платье состоит: из поддевок, – платья до колена; назади от лифу с оборками и по бокам с карманами; носят сибирки сшитые на подобие сюртуков, но длинее колена ½ арш.; а беднаго состояния носят серые суконные кафтаны, обшитые по обоим сторонам от подола черною или белою кожею, или же крашенным холстом; воротники в кафтанах делаются с отворотами, но как воротник, так и обшлага обшивают кожей или же крашенным холстом. Среднего состояния носят сибирки нанковые и казинетовые, иногда кафтаны синие, суконные на крашеной подложке, а некоторые и на коленкоровой. Богатые шьют как поддевки, так и сибирки суконные. Бедные, немогущие, приобрести этого, носят полукафтаны длиною до колена, обшитые вокруг кожею, и по бокам с одною складкою, вместо опояски пришивают две, три или четыре пуговицы, медные, круглые. Наряд этот у богатых жителей употребляется при работах, мужчинами и женщинами, весною, летом и осенью в дождливую погоду.

Женское зимнее платье.
Женское зимнее обыкновенное платье состоит из полушубков или коротеньких шуб; из сарафанов холщевых, крашенных или же печатных; сапоги держат белой кожи выворотные и теплые суконные. На головах носят чепцы простые ситцевые или другой какой либо бумажной материи, обвязываясь платками. Женское летнее обыкновенное платье состоит из простого крашениннаго сарафана и белой холщевой рубашки. Некоторые носят из простого ситцу сарафаны и рубашки. Женщины держат чепцы, девицы платки простые и дешевые или вместо платков подберихи.(*) Обувь держат самой простой работы, ‑ башмаки и полусапожки белой кожи, а иногда и лапти из бересты. Женщины и девицы при работе, в летнее время, держат одни рубашки вышитые по подолу красною бумагою от 3 до 5ти вершков различными цветами (узорами) даже иногда и не подпоясываются.

(*) Подберихи, шитые из разных лоскутков шириною в 1 вершок и обшитые кумачем.


Праздничное.
Женское нарядное зимнее платье заключается в сарафане, с повязанною на голове косынкою; голову покрывают платком, оставляя один конец длиннее, коим обвертывают шею; на себя одевают шубы на заячьем меху не длиннее колена назади с сборками, крытые нанкою, или китайкою, голубого, синего и черного цветов. Жены и дочери зажиточных людей носят большею частью шубы покрытые красным гарнитуром, или красною малинового цвета штофью или разными цветами. Рубашки держат холщевые иногда даже простые вышитые по подолу от 1½ до 5 вершков. Рукава к рубашкам пришиваются, красные ситцевые, белыя – колинкоровые и даже кисейные батистовые с разными цветами; но только коротенькия не длиннее локтя с сборками, обшивая кругом желтою ленточкою. Башмаки носят цветные разных цветов, а больше красного и голубого; чулки бумажные и нитяные простые; а иногда сапоги и полусапожки. На голове носят повойники разные, иногда без платков, вышитые разными цветами, золотом и серебром повязывая на оные (вокруг головы) часы; а иногда вяжут и шелковые разноцветные косынки. Девицы носят на головах косынки завязывая назади;
оставляя концы; а поверхность головы оставляют ни чем не покрытою; ленты и подзоры самой простой работы, состоящие из белой материи шириною в 3½ верш.; первая вышивается фольгою различными цветами; обшивается различного рода ленточками с сборками кругом; а последние высаживаются из разных камешков, бисеру, у богатых из жемчугу; позади тех и других приделывают банты из лент, соединяя в нижних концах разными вышивками, дабы они были всегда в прямом положении; под ленты и под узоры повязывают жемчужные поднизи (весом от 3 до 8 золотн.), в ушах держат жемчужные серьги (от 1 до 3 зол.). В заплетенных косах держат вплетенные ленты, перевивая косу лентами же; потому что кос никогда не подбирают, хотя бы и была подвязана косынка на голове. Ныне, с недавнего времени, начали шить платья и капоты; но очень мало. Головной убор в этом случае состоит в косынке.

 

Пища.
Пищу постную ежедневную употребляют самую простую, состоящую из рыжиков, картофели, редьки, брюквы и репы печеной; хлеб большею частью пекут, употребляя овсяную и пшеничную муку; ржаную употребляют только для раствора с вечера; а вставши по утру, замешивают овсяною или житною мукою дотоле, чтобы тесто сделалось густым а потом уже пекут. Большею частью питаются овсяными блинами, приготовляемыми так: в приготовленную посуду наливают воду, потом кладут овсяной муки не много, так чтобы было не густо, и смешав, наливают на сковороду; ‑ пекут по утру в печи на дровах отопевшихся и горячие едят с рыжиками, ягодами, а в скоромные дни с молоком а очень мало с маслом. Также питаются овсянным тестом, приготовляемым след. образ.: замешав овсянную муку с водою становят на печку, дабы оно выкисло; потом едятъ с квасом или репницею, с квасом, сделанным из сушеной репы; а также и с ягодами. Делают тесто так называемое солодянное, приготовляемое таким же способом: но только не из овсяной муки, а ржаной и едят с квасом или с хлебом.
Скоромная пища состоит большею частью из молока даже и кислого; весьма мало употребляют мяса, хотя богатые и употребляют в пищу мясо, но только большею частию в осеннее время, и то очень мало, в Ноябре месяце бьют свиней от чего это время (14 Ноября) простолюдины называют свиным заговиньем или Филиповым; свинину большею частью продают; а из сала свинного, по выделке, приготовляют пироги.
Праздничная постная пища состоит из рыбника (рыбного пирога) ухи и рыбы подаваемой после ухи; а для тех из пожилых людей, которые не едятъ рыбы приготовляется /самый мелкий/ горох, варимый с ячменною крупою;
и из каши, варимой из пшена, которое называют просовою крупою. Хлеб приготовляют: мякушечки (хлебъ негусто измешанный), пыхканики (гороховые пироги); пряженные из простой муки пироги; глупышки, испеченные из гороховой муки и обсыпанные толокном; пироги из домашней пшеницы, или покупаемой от 2 до 4½ [сереб. коп.] /коп. сереб./ фун. белой муки; а средина с одной стороны кругловатая. Вместо молока подают мед; а в осеннее время, по сборе ягод, ‑ ягоды с толокном. В заключение стола подают кисель, варимый из высевок овсяной и ржаной муки, а редко у богатых – картофельный; и тот и другой едят с разведенным в воде мёдом.
Скоромная пища ничем почти не отличается от постной в приготовлении. Пред рыбным пирогом иногда подают студень; а потом уже подают рыбный пирог, щи с мясом и крупою, мало где подают жаркое и то приготовленное из мяса, облитого одним только маслом; пирожное и прочие готовится с скоромным маслом вместо глупышей подают кислопряженые; а вместо пирогов пшеничных, такого же устройства личные, во внутренность коих полагают блины из житной муки приготовленные, обсыпая их сыром и намазывая маслом. После всего в заключение подают кисель и едят с молоком вместо меду.
В продолжение стола, при праздниках, домохозяин угащивает гостей водкою, поднося им пред каждою сменою по рюмке.

Обряды.
При рождении, крещении и вступлении в возмужалость, мало очень бывает обрядов и обычаев. Говорят, что если беременная женщина будет узнана кем- либо из посторонних, что она уже должна родить, и о том скажут; то она не может скоро и благополучно родить младенца; и непременно разрешается трудно; в таком случае, кто либо из бывших при родах родственников тотчас идет в другой дом, просить чего-нибудь, и если дадут: то беременная тотчас разрешается.
По рождении младенца, непременно должен идти сам отец за молитвою к священнику, который, прочитавши молитву, ‑ дает имя младенцу. Отец, по приходе домой, объявляет прежде жене, потом уже и прочим домашним. После того приготовляют к крещению младенца. Отец родившегося зовет кого либо по своему избранию кумом и кумою (крестным отцем и матерью). Кум должен купить и приготовить: крест, свечи, заплатить за крещение; дать младенцу зуб (сколько-нибудь денег); а кума должна приготовить рубашку и ризки для Священника (платок или несколько аршин холста). Кума также приготовив платок или ситцу несколько, или холста принимает младенца, по погружении в воду.
По окрещении младенца приготовляют обед, на коем повивальная бабка

подносит всем бывшим при крещении вино, выпивший, по возможности, полагает на подносе деньги.
Спустя несколько времени, родившая дарит кума и куму рубашкою, полотенцем или чем-нибудь, что также делает и крестная мать. Крестный отец должен непременно отдарить обоих чем-нибудь. Это бывает также и о празднике Св. Пасхи.


Комнатный Надзиратель и Эконом Пансиона,
при Олонецкой Губернской Гимназии Василий Желаев. –
«4» Марта 1854 года. Город Петрозаводск, Олонецкой Губернии.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.