ГлавнаяФотоСправочник фотографаФотомастер — Словарь фототерминов А — К

Фотомастер - Словарь фототерминов  А - КС приобретением цифровой фотокамеры сло­варный запас начинающего фотолюбителя по­полняется множеством новых загадочных слов, смысл которых остается глубокой тайной. Но от их понимания напрямую зависит конечный ре­зультат: качество снятой фотографии.

Аберрация (от лат. aberratio - «уклонение»). Искажения, которые создает оптика из-за несо­вершенства отражающих и преломляющих по­верхностей оптической системы. Выражается в том, что изображение получается нечетким, с не­правильной передачей геометрии объекта съемки или окрашенным, например, по контуру.

Автофокус. Система автофокуса в цифровых камерах бывает активной, пассивной и комбини­рованной. В активном режиме камера вычисляет расстояние до снимаемого объекта и фокусирует объектив на это расстояние. В режиме пассивной автофокусировки электроника исследует изо­бражение в поисках контрастных линий и границ объектов. Затем камера фокусируется таким об­разом, чтобы эти линии стали максимально рез­кими.

Анастигмат (от греч. an - «не», «без» и «астиг­матизм»). Объектив, в котором используются специально подобранные линзы, исправляющие аберрации.

Апертура (от лат. aperture - «отверстие»). Действующее отверстие оптической системы (объектива) в момент съемки, определяемое диа­фрагмой. Апертура объектива определяет коли­чество света, которое проходит через объектив, и разрешающую способность объектива.

Апохромат (от греч. аро - «из», «от», «без» и chroma - «цвет», «краска»). Объектив с ис­правленной хроматической аберрацией для трех и более цветов, например фиолетового, зеленого и красного. В объективе используются линзы из специального стекла, в оптическую систему вво­дятся зеркала, сама конструкция оптики усложня­ется.

Артефакты. Искажения, вносимые в изобра­жение фотокамерой. Часть информации при сжа­тии файла JPEG теряется, возникают искажения в виде «мозаичности» - артефакты. Артефакты могут добавляться неточностью обработки каме­рой изображения, ухудшением свойств матрицы, электронным шумом и т. д.

Астигматизм (от греч. а - «не», «без», и strigme - «точка»). Разновидность аберрации. Точки, расположенные не на главной оси оптиче­ской системы, изображаются двумя взаимно пер­пендикулярными отрезками, расположенными на расстоянии друг от друга. Изображение получа­ется нечетким. Это устраняется использованием линз разной кривизны с разными показателями преломления. При этом астигматизм одной линзы компенсируется астигматизмом другой.

Асферическая оптика (от греч. а - «не», «без» и sphaira - «шар»). Производство оптических эле­ментов с асферическими поверхностями позволя­ет создавать оптические системы с улучшенной коррекцией аберраций. Элементы с асферической поверхностью имеют несферическую форму, эл­липс, цилиндр, парабола. Они получаются нане­сением на сферическую поверхность переменного по толщине слоя прозрачного или отражающего вещества.

Ахромат (от греч. achromatos - «бесцвет­ный»). Объектив, у которого исправлены хрома­тические аберрации для двух цветов, например фиолетового и желтого. Частично устранена сфе­рическая аберрация. Используется как мягкори-сующий объектив.

Ахроматические цвета. Серые цвета несве­тящихся объектов, которые не имеют цветности. Они отличаются только по светлоте. От самого светлого - белого, до самого темного - черного, отсутствующих в видимом спектре. По мере уве­личения светлоты образуется ряд, составляющий серую шкалу. Шкала с постоянным значением раз­ности оптической плотности двух соседних полей используется для контроля качества фотографи­ческих материалов и процессов.

АЦП- аналогово-цифровой преобразователь. Микросхема, которая используется в фотокамере. Предназначена для преобразования полученного с матрицы изображения в цифровой формат дан­ных, используемый в компьютере.

Байонет (от англ. bayonet - «штыковое соеди­нение»). Разъем для крепления съемного объекти­ва к корпусу камеры. Все ведущие производители камер имеют свой стандарт байонета, несовмести­мый с продукцией других фирм.
Баланс белого. Регулирование оттенка бело­го цвета в изображении. Разные источники света придают белому различные оттенки. Система ре­гулировки баланса белого в камере убирает оттен­ки, присущие различным источникам света.

Бленда. Специальная насадка на объектив, убирающая нежелательную засветку, исключая блики-«зайчики» на изображении. Изготавли­вается из пластмассы, металла, резины в виде кольца - усеченного конуса или четырехлепест-ковой пирамиды с черной матовой поверхностью внутри.

Бочкообразная дисторсия. Искажение изобра­жения, которое возникает вследствие несовер­шенства конструкции объектива - горизонталь­ные и вертикальные линии изображения выгнуты к краям кадра. Появляется при съемке широко­угольным объективом.

Брекетинг («вилка»). Съемка камерой серии кадров (трех и более), которые отличаются пара­метрами с заданным интервалом значений (экс­позиция, баланс белого и т. д.), с целью выбрать наиболее оптимальный снимок. При брекетинге по экспозиции один снимок будет темным, дру­гой - светлым, третий - нормальным. Такая съемка применяется в сложных условиях, когда параметры выбираются опытным путем. Снимки можно комбинировать в фоторедакторе для уве­личения соотношения между светом и тенью, рас­ширения динамического диапазона.

Виньетирование (от франц. vignette - «застав­ка»). Частичное затемнение пучка лучей света, проходящих через объектив, наклонных по отно­шению к оптической оси. В результате освещен­ность изображения постепенно падает при пере­ходе от центра к краям. Причиной могут служить как конструкция объектива, так и дополнитель­ные оптические насадки, бленда.

Выдержка. Отрезок времени, за который свет попадает на матрицу или пленку. Обеспечивается за счет затвора, а само значение выдержки озна­чает время, на которое открывается затвор. Вы­держка зависит от освещенности объекта съемки, чувствительности матрицы (пленки) и установ­ленной диафрагмы. Рассчитать ее можно по спе­циальной таблице, экспонометру. В современ­ных камерах автоматика камеры самостоятельно справляется с такими вычислениями.

Высокий ключ. Специальный изобразительный прием, с помощью которого создается нежная по градации, почти воздушная и мягкая фотогра­фия, практически целиком состоящая из «белого» с очень светлыми серыми тонами.

Гиперфокальное расстояние. Расстояние от плоскости матрицы (пленки) до предмета, при фокусировке на который задняя граница резко изображаемого пространства находится в бес­конечности. Зависит от фокусного расстояния, установленной диафрагмы, физических размеров сенсора и формата пленки.

Гистограмма. График, показывающий распре­деление на изображении тонов. По горизонтали отображается шкала яркости тонов (от белого до черного), а по вертикали - число пикселей задан­ной яркости на изображении. Гистограмма позво­ляет точно устанавливать экспозицию.

Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Расстояние вдоль оптической оси объ­ектива между двумя плоскостями в пространстве объектов, в пределах которого на фотографии они передаются достаточно резко. При фокусировке объектива на предмет, расположенный на гипер­фокальном расстоянии, задняя ГРИП находится в бесконечности.

Глубина резкости. Расстояние вдоль оптиче­ской оси объектива в пространстве изображений, в пределах которого оптическое изображение, об­разуемое объективом, обладает достаточной рез­костью. При фокусировке на объект в фокусе ока­зывается часть пространства за объектом и перед объектом. К этому пространству и относится тер­мин «глубина резкости». Она увеличивается, если закрывать диафрагму, и уменьшается, если ее рас­крывать. При неизменной диафрагме глубина рез­кости прямо пропорциональна дистанции съем­ки. Глубина резкости зависит также от фокусного расстояния объектива: при одинаковых значениях диафрагмы и дистанции до объекта глубина рез­кости будет больше для объективов с меньшими фокусными расстояниями (широкоугольных) и меньше для объективов с большими фокусными расстояниями (телеобъективов). Небольшие диа-фрагменные числа подходят для съемки портре­тов или сюжетов, у которых только центральный объект должен быть в фокусе, а остальная часть кадра - размыта. Большие диафрагменные числа удобны для фотографий, на которых все должно быть в фокусе, - например, для пейзажей, груп­повых снимков и т. п.

Горячий башмак. Металлический разъем на корпусе камеры для установки внешней съемной вспышки.
Диафрагма (от греч. diaphragma - «перего­родка»). Позволяет изменить диаметр отверстия,
ограничивающего сечение светового потока, ко­торый проходит через объектив. От диафрагмы зависит ГРИП, соответственно, при прикрытии диафрагмы увеличивается выдержка. Диафрагма может управляться как вручную, так и автомати­кой камеры.

Диафрагменное число. Значение установлен­ной на объективе диафрагмы. Величина, обратная значению относительного отверстия объектива. Как и выдержка, определяется при съемке. Диа­фрагменное число равно отношению фокусного расстояния объектива к максимальному диаме­тру его входного зрачка. Значения наносятся на оправу объектива. Шкала диафрагменных чисел построена по принципу шкалы светочувствитель­ности: при переходе от одного значения к друго­му, соседнему, диаметр отверстия увеличивается (уменьшается) примерно в 1,4 раза. При измене­нии диафрагменного числа на одно деление коли­чество проходящего через объектив света изменя­ется в два раза. Чем больше диафрагменное число, тем меньше действующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей вели­чиной в два раза меньше света. И наоборот - чем меньше диафрагменное число, тем больше дей­ствующее отверстие диафрагмы, пропускающее по сравнению с предыдущей величиной в два раза больше света. Для удобства принят единый международный ряд величин относительных от­верстий объектива. Диафрагменное число - так­же мера светосилы объектива, влияющая на ско­рость и точность автофокусировки, способность снимать в условиях недостаточного освещения. Чем меньше диафрагменное число F, тем больше диаметр отверстия диафрагмы и тем больше света попадает на матрицу камеры. Стандартные значе­ния F составляют ряд: 1,0; 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32.

Динамический диапазон. Возможность матри­цы или пленки отображать множество цветов и яркость самой светлой и самой темной области изображения.

Дисторсия. Геометрическое искажение изо­бражения, которое вносит объектив из-за своего несовершенства. Дисторсия бывает бочкообраз­ной (с выгнутыми краями) и подушкообразной (с вогнутыми краями).

Длиннофокусный объектив. Объектив, фокус­ное расстояние которого больше чем в 1,5 раза превосходит диагональ кадра (поля изображе­ния). Длиннофокусный объектив позволяет по­лучать крупномасштабные снимки удаленных объектов.

Затвор. Устройство фотокамеры, позволя­ющее регулировать время экспонирования.

Зернистость изображения. Неоднородность почернения равномерно экспонированного и про­явленного участка фотослоя. Характерна для изо­бражения, полученного на галогеносеребряном фотоматериале. Зернистость ухудшает качество изображения, но также используется для получе­ния художественных эффектов.

Зум, зуммирование (увеличение объекта съем­ки). Бывает оптическим и цифровым. Качество изображения при использовании оптического зума несравнимо лучше.

Цифровой зум - это та­кое же увеличение изображения, как и при обра­ботке на компьютере. Цифровым зумом в камере лучше не пользоваться.

Зум-объектив. Объектив с переменным фо­кусным расстоянием.

Интерполяция. Некоторые камеры оснаще­ны функцией интерполяции. Она позволяет до­бавлять к существующему изображению допол­нительные пиксели для увеличения его размера. Существует несколько алгоритмов добавления новых пикселей с анализом яркости и цвета окру­жающих: по соседним, билинейный и бикубиче­ский.

Кит (от англ. kit - «комплект»). В названии товара обычно добавляется слово Kit, если товар поставляется в расширенной комплектации (с до­полнительным объективом, чехлом, картой памя­ти и т. п.).
Кольцевая вспышка. Фотовспышка в форме кольца, которая размещается вокруг объектива камеры. Она создает почти бестеневое освещение, применяется при макросъемке.

Контровой свет. Контровой, контурный, кон­тражур - свет, направленный в объектив близко к его оптической оси. Результат действия - свет­лый контур на освещенном объекте при полно­стью затененной фронтальной плоскости.

Кратность зума. Кратность изменения фо­кусного расстояния объектива. Равна отношению максимального фокусного расстояния объекти­ва к его минимальному фокусному расстоянию (в миллиметрах).

Кратность светофильтра. Показывает, во сколько раз нужно увеличить выдержку при съем­ке со светофильтром по сравнению с выдержкой при тех же условиях в его отсутствие. Зависит от характеристик светофильтра, спектральной чув­ствительности светочувствительного материала и спектрального состава света.

Кратность увеличения объектива. Кратность увеличения объектива равна отношению фо­кусного расстояния объектива (в миллиметрах) к длине диагонали кадра (в миллиметрах). Для 35-миллиметровых пленочных камер кратность увеличения зума 28-280 составляет 6,5х, крат­ность фикс-фокала 150 мм - 3,4х, кратность ши­рокоугольного объектива 28 мм - 0,65х.

Крон (кроп-фактор) - площадь изображения, регистрируемого на сенсоре цифровой фотока­меры в сравнении с площадью изображения пле­ночной фотокамеры с размером кадра 24x36 мм. В большинстве зеркальных цифровых фотокамер есть сенсор, площадь которого меньше площади кадра стандартной фотопленки. Фокусное рас­стояние объектива фактически не меняется, если он используется как с пленочной, так и с цифро­вой фотокамерой, однако при его использовании с цифровой фотокамерой возникает «кроп» - «обрезание» краев изображения.

Кружок рассеяния. Искаженное изображение точки, которое образует объектив. При съемке пространственного объекта невозможно одина­ково резко получить изображение точек, лежащих на разных расстояниях от съемочного объекта. На расстоянии наилучшего зрения (250-300 мм) на отпечатанной фотографии кружок рассеяния воспринимается человеком как точка, если его диаметр не более 0,1 мм.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.