ГлавнаяФотоСправочник фотографаФотомастер — Словарь фототерминов Л — Э

Фотомастер - Словарь фототерминов  Л - ЭЛинза насадочная. Положительные или отри­цательные линзы, надеваемые на объектив для изменения фокусного расстояния. Положитель­ная уменьшает суммарное фокусное расстояние, отрицательная - увеличивает. Маркируются в диоптриях.

Максимальное разрешение. Самое большое изображение (в пикселях), которое может обеспе­чить фотокамера.

Мегапиксели (от англ. megapixel - «миллион пикселей»). Чем больше число мегапикселей, тем большего размера фотографии вы сможете отпе­чатать. Число эффективных мегапикселей более значимо, чем их общее число, так как изображе­ние формируется именно эффективными пиксе­лями.

Мира (от фр. mira, mirer - «рассматривать на свет, прицеливаться, метить»). Специальный тест, предназначенный для определения качества изображения при тестировании. Так тестируют, например, объективы. Мира - это пластинка или бумага с нанесенным рисунком. Существуют радиальные и штриховые миры. Разрешающая способность объектива определяется по воспро­изведению штриховых или радиальных мир на изображении.

Мягкорисующий объектив. Объектив, созда­ющий смягченные изображения с пониженным контрастом за счет уменьшения резкости. «Смяг­чение» контраста изображения обусловлено оста­точными аберрациями объектива либо создается с помощью насадок, обеспечивающих уменьше­ние резкости изображения. В качестве насадок используют мелкие сетки, «диффузионные» опти­ческие насадки.

Нормальный объектив. Объектив считается нормальным («штатным»), если диагональ кадра приблизительно равна фокусному расстоянию объектива. Для 35-миллиметровых камер это объ­ектив с фокусным расстоянием 50 мм.

Оптический клин. Явление, когда все цвета в изображении смешаны без видимых переходов
и градаций. Оптический клин считается золотым стандартом фотореалистичного изображения.

Параллакс. Эффект несовпадения границ ка­дра, определяемого через видоискатель, и кадра, формируемого объективом на матрице. Парал­лакс возникает вследствие несовпадения оси оптического видоискателя и оси объектива фото­камеры. Эффект параллакса особенно проявля­ется при съемке крупным планом и при макро­съемке.

Пентапризма (от гит. pentaprism). Пятиуголь­ная стеклянная призма, используемая в видоиска­телях зеркальных камер. Дает прямое, неперевер-нутое изображение объекта съемки.

Перспектива. В зависимости от фокусного рас­стояния объектива объекты дальнего плана могут оказаться ближе или дальше от объекта съемки. Этот зрительный эффект называется перспекти­вой. Широкоугольные объективы, как правило, визуально увеличивают расстояние между объ­ектом и фоном, из-за чего кажется, что объекты заднего плана находятся дальше от снимаемого объекта, чем на самом деле. Телеобъективы со­кращают расстояние между объектом съемки и фоном, из-за чего объекты заднего плана кажутся ближе, чем на самом деле. Широкоугольные объ­ективы используются, когда нужно показать и сам объект съемки, и фон. Телеобъективы акцентиру­ют внимание только на объекте съемки.

Подушкообразная дисторсия. По причине не­идеальности конструкции объектива появляется искажение на изображении. Обычно эффект воз­никает при съемке широкоугольным объективом. На изображении горизонтальные и вертикальные линии вогнуты к центру кадра.

Проводка. Специальный прием съемки движу­щегося объекта с целью получить снимок, кото­рый подчеркивает движение. Объект получается четким на размытом фоне. Съемка с проводкой предусматривает относительно длинную выдерж­ку. Камера плавно перемещается вслед за движе­нием объекта.

Просветление. Оптическое просветление уменьшает   коэффициент   отражения поверхностей линз. На них наносятся непоглощающие пленки, у которых толщина соизмерима с длиной волны оптического излучения. Без них потеря на отражение света может достигать 10% интен­сивности падающего излучения. А в объективе с большим числом поверхностей - до 70%. Много­кратное отражение от преломляющих поверхно­стей приводит к появлению внутри объектива рассеянного света, что ухудшает качество изо­бражения. В основе лежит интерференция света, отражаемого от передней и задней границ плен­ки. Взаимно погашаются отраженные световые волны, усиливается интенсивность проходящего света.

Растр (от нем. raster, от лат. - rastrum: «граб­ли», «мотыга»). Специальные сетки с частотой линий от 20 до 100 на 1 см, применяемые в по­лиграфии при репродуцировании полутоновых оригиналов. Растр также применяется для по­лучения стереоскопических (объемных) изобра­жений.

Разрешающая способность объектива. Свой­ство фотографического объектива раздельно передавать на оптическом изображении мелкие детали, измеряется в линиях на миллиметр.

«Рыбий глаз» (Fish-eye lens, «фишай»). Вариант сверхширокоугольного объектива, угол обзора ко­торого составляет 180° и более. Угол обзора ими­тирует зрение рыбы. Изображение имеет сильную бочкообразную дисторсию Такие объективы при­меняются с целью получить специальный художе­ственный эффект.

Сверхширокоуголъный объектив. Объектив имеет угол обзора больше 90°, чему соответствует фокусное расстояние 24 мм (для 35-миллиметро­вых камер).

Светосила. Максимальное значение диафраг­мы при данном фокусном расстоянии.

Светочувствительность. Численное значение общей светочувствительности. Выражается в еди­ницах ISO (международный стандарт). При пере­ходе от одного числа светочувствительности к другому выдержка меняется обратно пропорцио­нально числам светочувствительности.

Синхронизация со вспышкой. Минимальное время полного открывания затвора, необходимое, чтобы достаточно проэкспонировать кадр, кото­рый снимается со вспышкой.

Стабилизатор. При съемке с длинными вы­держками возникает опасность смазывания изо­бражения, если фотокамера не закреплена на жестком основании. Для устранения эффекта смазывания («шевеленки») производители фото­камер используют оптическую стабилизацию (IS - у Canon, VR - у Nikon, O.I.S. - у Panasonic, OS у Sigma), в которой неподвижность проеци­руемого изображения на светочувствительный материал (элемент) фотокамеры обеспечивается подвижным элементом оптической системы. Си­стемы AntiShake (Konica Minolta) и Super Steady Shot (Sony) основаны на сдвиге матрицы - прин­цип работы тот же, что и у других систем, но дви­жется не элемент объектива, а сам сенсор. Преи­мущество такой системы в том, что она работает с любыми объективами.

Стоп. Ступень экспозиции. Для диафрагмы это означает разницу между двумя соседними значениями, например между f4 и {5.6. Если речь идет о выдержке, то время изменяется в два раза. Стоп означает, что количество света, который по­падает на светочувствительный элемент, меняется в два раза.

Сферическая аберрация. Нерезкость изображе­ния, вызванная тем, что лучи света, проходящие через объектив на разных расстояниях от оптиче­ской оси, имеют несовпадающие фокусы.

Телеобъектив. Объектив, позволяющий сни­мать удаленные предметы с большим, чем у обыч­ных объективов, увеличением. В обиходе часто используется вместо понятия «длиннофокусный объектив», означающего объектив с фокусным расстоянием, большим, чем диагональ кадра.

Угол поля зрения. Фокусное расстояние опреде­ляет зону изображения, которая проектируется на матрицу или пленку. Угол поля зрения зависит от фокусного расстояния объектива и выражается в градусах. Чем больше фокусное расстояние объ­ектива, тем меньше угол его поля зрения.

Фикс-фокус (фикс-фокал). Тип объективов, фо­кусное расстояние которых постоянно. Они не по­зволяют приближать или удалять объект съемки относительно заданного фокусного расстояния. Чаще всего - сменный объектив для зеркальной камеры.

Фиксированный фокус. Обычно установлен на бесконечность. Встраивается в дешевые камеры. Такая камера теоретически должна одинаково четко передавать все объекты как ближнего, так и дальнего плана. Такой объектив не дает возмож­ности подойти к съемке творчески.

Фокальная плоскость. Плоскость, перпендику­лярная оси оптической системы объектива.
Фокус (от лат. focus - «очаг», «огонь»). Точка, в которой параллельные лучи света, пройдя через оптическую систему, пересекаются.

Фокусное расстояние. Расстояние от плоско­сти матрицы или пленки (фокальной плоскости) до главной задней оптической плоскости объек­тива при его фокусировке на бесконечность. В за­висимости от фокусного расстояния объективы подразделяются на широкоугольные, нормальные и телеобъективы.

Хроматические аберрации (от греч. chroma - «цвет», «краска»). Этот вид искажений обусловлен зависимостью показателя преломления прозрач­ных сред (стекла) от длины волны проходящего через них света. На изображении контрастных объектов появляются фиолетовые ореолы. Хро­матические аберрации исправляются ахромати­ческими оптическими системами. Более совер­шенные объективы - апохроматические.

Хроматические цвета. Все цвета, кроме чер­ного, белого и серых, относящихся к ахроматиче­ским цветам. Хроматические цвета отличаются по цветовому тону, светлоте и насыщенности.

Цветовая температура. Градусы по шкале Кельвина, которыми измеряется цветовая состав­ляющая света.

«Шевеленка». Дрожание, сотрясения камеры, которые снижают резкость снимка или делают его «смазанным». Чем больше время выдержки, тем больше вероятность появления «шевеленки». Она может быть вызвана дрожанием рук фотографа, резким нажатием кнопки спуска, хлопком зеркала в зеркалках и др. Для избавления от «шевеленки» нужно использовать штатив и спуск производить с помощью пульта или автоспуска.

Шум. Произвольное отклонение цвета точки, на изображении образуется множество цветных вкраплений. Чем выше чувствительность матри­цы и длиннее выдержка, тем сильнее шум.

Экспозиционное число. EV - число, обознача­ющее значение экспозиции: выдержка и диафраг­ма. EV 0 соответствует выдержке в 1 с и диафрагме fl.O. Когда EV изменяется на единицу, экспозиция меняется на одну ступень.

Экспозамер. Система замера световых харак­теристик объекта съемки. Нужен для точного определения экспозиции сюжета. Экспозамер бы­вает матричным, многоточечным, точечным, ин­тегральным, частичным и центровзвешенным.

Экспозиция. Количество света, попадающее на светочувствительный элемент (матрица, пленка). Определяется произведением освещенности на время освещения. От экспозиции зависит каче­ство снимка - недодержка или передержка. Если снимок слишком темный, он недодержан, то есть на матрицу попало мало света. Если слишком светлый - он передержан, то есть на матрицу по­пало много света.

Экспокоррекция (от англ. exposure compensa­tion - «возмещение экспозиции»). Ввод поправок в экспозицию, выставленную автоматическим экспозамером камеры. Применяется в сложных условиях освещения, а также для получения не­стандартных результатов.

Экспонометр (от лат. ехропо - «выставляю», «показываю», и греч. metreo - «измеряю»). При­бор для определения значений экспонометриче-ских параметров при фотосъемке.
Экспопара. Сочетание выдержки и диафрагмы, которое определяет экспозицию. Имеет принцип взаимозаменяемости - экспозиция сохраняется при переходе от одной экспопары к другой. Если один из параметров увеличивается, то второй со­ответственно уменьшается.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.