ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииСказки народов Олонецкой губернии (карельский фольклор)

Сказки народов Олонецкой губернииСказки сказывались, как вспоминают старые люди, в редкие часы досуга - в темное время вечерами, на рыбных промыслах или лесозаготовках. В ожидании, например, хода сельди на рыбацких становищах Поморья собирались рыбаки из разных деревень. И тогда не было конца сказкам и разным историям. Хороший сказочник ценился, как и хороший работник. Ведь сказка помогала коротать досуг, поддерживала доброе настроение.

«Рассказывали и слушали сказки не торопясь, обстоятельно и степенно. Престиж сказочника был высок, умение или тем более мастерство сказывать ценилось, сказки никогда здесь не считались пустячком, детской забавой, их знали и рассказывали самые степенные люди» - пишет известный советский фольклорист К.В.Чистов. Поэтому хороший сказочник получал и в рыбацкой, и в плотницкой, и в лесозаготовительной артелях пай наравне с работниками.
«Если бы ты  к нам пришел, Трофим Григорьевич, - просили рыбаки Рябинина, - мы бы на тебя работали: лишь бы ты нам сказывал, а мы тебя все бы слушали», - писал П.Н. Рыбников об авторитете Е.Г. Рябинина как сказителя.

Старый помор из деревни Шуерецкое вспоминает: «На море как соберутся в избушке, так чего только не наска­жут. Вот как там сказки говорили, так ой, ой, ой... Ба­тюшки!.. Какие страшные... Всю ночь проговорят! Боль­шие-то сказки, так они хороши, я любил их слушать... Те­перь-то никого не боимся, ни бога, ни черта»
Рассказывали сказки и на посиделках. «Как осенями да зимами придут суседи да все кругом меня соберутся и слушают, а я им рассказываю»,- вспоминает сказитель­ница из Колежмы А. Т. Сопунова

Сказки слушали даже на море, когда ехали под пару­сами. «Моя мама была гребцом, на веслах возила людей на Соловки, на богомолье туда ездили. Чего только не на скажут, пока едут таку долину»,- рассказывала А. И. Су-слонова из Сумского Посада
Сказка не считалась пустячком еще и потому, что была добрым наставником в жизни. Она напоминала, что надо ценить такие человеческие качества, как почитание стар­ших- отца с матерью в первую очередь, трудолюбие, честность, бескорыстную помощь, девическую честь, муж­ское благородство и силу, надежность. Она осуждала жад­ность, леность, предательство, неумение работать, обман и вероломство.
Сказка была прекрасной формой выражения социаль­ного протеста народа против жестокой действительности - социального и экономического неравенства, несправедли­вости и жестокости властей. Здесь мы находим и активные бунтарские начала и утверждение человеческого достоин­ства социально обездоленного героя. Сказка наделяет представителей власти и самого царя самыми отрицатель­ными характеристиками: они трусливы, вероломны, глупы, жестоки, не умеют работать. Сказка не только обличает, в ней живет идея справедливости, возмездия, мечта о де­мократическом обществе.

Не проходит сказка и мимо тех, кто именем бога за­щищает власть эксплуататоров. Ученые особо выделяют антипоповские сказки, в которых отношение к духовенст­ву и религии выражается не только текстом, но и репли­ками исполнителей. В последнее время делаются попытки, даже в некоторых кругах интеллигенции, создать краси­вый миф о православной Руси, о религиозности русского народа. Сказка же характеризует народное мировоззрение как стихийно-материалистическое, антиклерикальное.
Карельский фольклорист Е. М. Неёлов отмечает, что в сказке просто и ясно выражены основные положения на­родной философии и что только «по причине предельной простоты и ясности мы их не замечаем... А стоит на мгно­вение остановиться, вдуматься в знакомый с детства хре­стоматийный текст, как в нем откроются глубины серьез­ного смысла»Например, в сказке о репке можно найти блестящую иллюстрацию к одному из основных законов диалектики - закону перехода количественных изменений в качественные. Сказка учит диалектически мыслить, счи­тает Е. М. Неёлов, что очень важно для понимания специ­фики народного сознания .Стихийную диалектику фоль­клора Карелии отмечают и другие исследователи.

Антипоповская сатирическая традиция сказок Карелии-хорошо изучена. «Главной мишенью народной сатиры у обеих народов (русского и карельского.- В. Е.) явля­ется духовенство»,- пишет исследовательница карельской сказки У. С. Конкка. Это же утверждает и А. П. Разумова - специалист по русской сказке: «Одурачивание попа,- замечает она,- иногда достигает особой остроты,, работник не боится не только попа, но и божьего наказа­ния» . Сказка бичует пороки духовного сословия - жад­ность, стремление урвать с крестьянина как можно больше или заплатить как можно меньше работнику, показывает представителей духовного сословия безнравственными, по­хотливыми, пьяницами. Характерно, что народ любил та­кие сказки, слушал их с удовольствием.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.