ГлавнаяСлово о ВалаамеРусские художники и писатели на Валааме

На встречу с чудом

Со второй половины XIX века история, жизненный уклад и архитектура Валаамского монастыря, природа и ландшафт архипелага становятся объектами пристального внимания историков, краеведов-этнографов, художников. С этого времени появляются многочисленные записки путешественников, описания отдельных Валаамских ансамблей, обширная житийная литература, создаются превосходные гравюры и живописные полотна с видами монастыря и его окрестностей. Валааму отводится место в художественной литературе, ему посвящаются музыкальные произведения.

Но еще раньше, в XVIII веке, Валаам привлекал к себе исследователей. Капитан Я. Я. Мордвинов, посетив архипелаг в 1777 году, дал подробное описание деревянного монастыря и принадлежавших ему островов. «Всему оному монастырю» Мордвиновым «был взят план», к сожалению, не сохранившийся.

Академик Н. Я. Озерецковский, одним из первых совершивший путешествие по Ладожскому озеру, приводит сведения географического характера, описывает монастырские строения, сообщает многочисленные подробности быта обитателей монастыря. В своей книге «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому» (1785 г.) он помещает наиболее раннее из дошедших до нас изображение монастыря.

Конечно, эти работы нельзя назвать исследованиями в полном смысле слова, претендующими на глубину описания и широту охвата материала.

В рукописной книге «Краткое описание Валаамского общежительного монастыря», находящейся в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, монахом Звонаревым старательно и неумело нарисованы скит Всех святых (единственное известное нам изображение его до перестройки) и монастырь. Сравнивая их с великолепными литографиями П. Бореля, П. Балашова, с рисунками Г. Сергеева, созданными значительно позднее, можно проследить эволюцию монастырского комплекса, а это имеет немаловаж-ное значение для реставрационных работ.

Замечательны рисунки А. М. Горностаева, литографированные Ван Доленом. Верному пониманию объемнопространственной композиции Никольской церкви помогают созданные зодчим графические изображения ее интерьера. В эскизе мастерски, с учетом перспективного сокращения, изображены предполагаемые росписи стен церкви и ее внутреннее убранство.

Красота Валаама вдохновила многих художников. Игумен Дамаскин находил в контакте с ними определенные выгоды и всячески содействовал молодым живописцам. Для художников была выделена келья, постепенно превратившаяся в своеобразную картинную галерею. Уезжая с острова, художники оставляли игумену в знак благодарности этюды, зарисовки. А ректор Академии художеств Ф. М. Иордан создал портрет Дамаскина, довольно точно отразив в нем сущность властного и честолюбивого игумена.

За живописцем М. Клодтом, приехавшим на Валаам в 1857 году, потянулись и другие художники. Величественная природа, иногда сумрачная, иногда жизнерадостная, но всегда щедрая своими дарами, влекла их сюда неудержимо. Но не только суровая красота архипелага и желание передать на полотнах пасмурное северное небо, гранитные скалы-великаны, поросшие вековым хвойным лесом, беспокойную ладожскую воду манили художников. Валаам привлекал художников-передвижни-ков и единством природы с архитектурой.

На Валаам приезжают И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Гине, В. Поленов. Антиакадемизм — вот что объединяет полотна этих художников. Антиакадемизм — характерная черта и большинства валаамских ансамблей.

И. Шишкин бывал на острове несколько раз. Ранние валаамские полотна принесли ему серебряную медаль Академии художеств, а за дипломные картины (два пейзажа) он был награжден золотой медалью и правом на трехгодичную творческую поездку за границу. Поистине живописной школой стал Валаам для И. Шишкина. Последний раз он побывал на острове уже будучи академиком и профессором Академии художеств.

 Лесное кладбище

Иван Иванович Шишкин: Старый валежник. Лесное кладбище

На острове Валааме Архип Куинджи

На острове Валааме
Архип Куинджи

За цикл валаамских работ были удостоены звания академика живописи А. Гине и П. Джогин.

Вместе с И. Шишкиным в 1867 году приезжал па Валаам Ф. Васильев, талантливый, рано ушедший из жизни художник. Незадолго до смерти он получил звание художника I степени за картину «Вид острова Валаама».

Работал на Валааме и А. Куинджи. О написанном им полотне «Вид на острове Валааме» высоко отозвался И. Репин. За эту картину и за «Ладожское озеро» A.  Куинджи получил звание классного художника первой степени.

Бывал на Валааме и Н. Рерих, ученик А. Куинджи, создавший полотно удивительной эмоциональной силы — «Святой остров», сказочно-былинное произведение, глядя на которое так и представляешь себе, что на острове были капища Велеса и Перуна.

В 1964 году Валаам посетил известный американский художник Рокуэлл Кент. Красота валаамской природы произвела на него сильное впечатление.

Валаам был источником вдохновения не только для художников, но и для композиторов и поэтов. Несколько дней пробыли на острове П. Чайковский и А. Апухтин. «Угрюмый край, туманный край» — так назвал композитор одну из частей своей Первой симфонии. Завершенная много лет спустя после посещения Валаама поэма А. Апухтина «Год в монастыре» сконцентрировала в себе валаамские впечатления.

Валааму посвящены «Крестьянское царство» писателя B. Немировича-Данченко, критический очерк М. Новорусского «Душеспасительное хозяйство», рассказы и очерки Н. Лескова. Отдавая дань красотам Валаама, они видели и человеческие трагедии.

После войны на остров приезжала М. Шагинян, отметившая большую художественно-историческую ценность монастыря и скитов и необходимость их сохранения.

У каждого побывавшего на острове запечатлен образ своего Валаама, сохранились в памяти полюбившиеся пейзажи. Но одно остается общим: невозможно представить себе валаамский ландшафт без архитектурного дополнения. А эстетическая ценность валаамских архитектурных ансамблей выходит за рамки характеристики отдельных сооружений, включаясь в единую художественную систему с природой. Видимо, это прекрасно чувствовали художники, в творчестве которых Валаам оставил глубокий след отнюдь не «святыми чудесами».



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.