ГлавнаяШкольные сочиненияА.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин).

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов.
Молодой герой первой трети XIX века (Онегин и Печорин).

Евгений Онегин и Григорий Печорин - два героя,  две эпохи, две судьбы. Один являет собой результат разочарования в прежних  идеалах  (идеалах свободы,  равенства,  братства),  так как его творец сформировался как личность в 10-е -20-е годы XIX века.  Другой - типичный  представитель молодежи 30-х годов. Эта эпоха характеризуется полнейшим бездействием, наступившим после восстания на Сенатской площади;  отсутствием идеалов вообще.

        Оба героя открывают многочисленную галерею "лишних людей".  Да их, по меткому выражению Герцена А.И., можно считать братьями: "Онегин -  это  русский,  он  возможен  только в России,  в ней он нужен и его встречают на каждом шагу...  "Герой нашего времени" Лермонтова  -  его младший брат".  У Онегина и Печорина много сходного:  оба они являются представителями столичного дворянства,  они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой "страсти нежной",  умны, стоят на голову выше окружающих.  В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения.  Жизнь им скучна,  как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак.


        Еще в поэме "Кавказский пленник" Пушкин ставил  своей  задачей показать в герое "преждевременную старость души,  которая стала основной чертой молодого поколения".  Эта цель была достигнута только в романе "Евгений Онегин".

        Онегин - современник Пушкина и декабристов.  Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает  на  то,  что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим  обстоятельствам", то  есть из-за общественно-политических условий.  Онегин,  "страдающий эгоист",  "эгоист поневоле", - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум".


        Печорин - другой пример "до времени созревшего", состарившегося,  молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из "Думы" Лермонтова:

                "Так ранний плод,
                До времени созрелый,
                Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз
                Висит среди цветов - пришлец осиротелый.
                И час их красоты - его паденья час".

        По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.
        Печорин - герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него - осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни.  В своем дневнике он записывает: "Зачем я жил?  Для какой цели я родился?  Верно,  она существовала, и, верно,  было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные".  Возможностей применить свои богатые силы у  молодых людей того времени было очень мало.


        В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе  применения.  Он  растрачивается  на мелкие похождения.  "Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей..." Всюду,  где появляется Печорин,  он  приносит  людям несчастье:  покидают свой дом контрабандисты ("Тамань"), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера ("Княжна Мери"), умирает Бэла ("Бэла"), зарублен пьяным казаком Вулич ("Фаталист"),  разочаровывается в дружбе Максим  Максимыч.  Причем Печорин  хорошо  понимает свою неблагодарную роль:  "Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!  Как орудие казни я упадал на головы обреченных жертв,  часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья,  потому что я ничем не жертвовал для  тех, кого любил".

        По словам  Белинского,  "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени...",  а Печорин - "это Онегин нашего времени, герой нашего времени.  Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

        В предисловии ко второму изданию "Героя нашего  времени"  Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою.  Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво  показать  типичного  героя  своего времени.

        И все  же  Лермонтов  верит  в своего героя,  верит в то,  что "сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной",  в то, что Печорин не стопроцентный эгоист,  потому что "эгоизм не страдает, не обвиняет себя,  но доволен собою,  рад себе..." Лермонтов,  по словам Белинского, верит в духовное возрождение своего героя:  "Душа Печорина не каменистая почва,  но засохшая от зноя пламенной жизни земля:  пусть взрыхлит ее  страдание и оросит благодатный дождь,  - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви".
        Мы восхищаемся гением Пушкина и Лермонтова,  сумевших отразить в своих героях веяние времени.  Их произведения мы по праву можем назвать документами своей эпохи.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.