ГлавнаяШкольникамРусские народные промыслы

Художественные изделия из бересты   Хотьковская резьба по дереву   Городецкая роспись   Русская матрешка   Хохломская роспись   Палехская лаковая живопись   Торжокский золотошвейный промысел   Холмогорская резьба по кости.

Лаковая живопись Мстёры   Скопинская керамика   Филимоновская игрушка   Дымковская игрушка   Жостовские подносы   Ростовская финифть   Великоустюжское  чернение по серебру.  Платки из Павловского Посада   Вологодское кружево

Художественные изделия из бересты

Художественные изделия из берестыБелая береза... Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно.
О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны  и старинные обряды. В первый летний месяц
наши предки справляли «зеленые святки » , или древнюю «русалью неделю», - березка была именинница! Избы украшали березовыми
ветками с пахучей молодой листвой, а на лесной опушке девушки «завивали» березку: связывали ветки в венок, украшали разноцветными лентами. Вы знаете, сколько важных дел у березы?
Первое дело - мир освещать,
Второе дело - скрип утишать,
Третье дело - больных исцелять,
Четвертое дело - чистоту соблюдать.
Береста (наружная часть коры березы) как легкодоступный и простой материал издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. В старину главным источником света в доме служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком! Отличные метелки делали из березовых прутьев. Но дел у березы гораздо больше, чем в стихотворении. Вместо бумаги в древности писали на бересте — березовой коре. Но было у березы еще одно очень важное дело — дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи — плели корзины и короба. А в берестяных туесах хранили мед и ягоду, сметану и масло... В такой «упаковке» все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, всевозможные коробочки, посуду и даже лапти. Яркими, веселыми красками их расписывали: рисовали цветы и ягоды, зеленые веточки и сказочных птиц, зверей невиданных или хорошо знакомых. Иногда под кистью мастера рождалась настоящая
картина: шутники-скоморохи играли на балалайках, плясали медведи... Глаз не оторвать и от красивого узора, красочного орнамента...
Береста — прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей! Такими ажурными берестяными «кружевами» украшали шкатулки, ларцы, пудреницы и коробочки, вазы и стаканчики. А чтобы подчеркнуть прихотливый узор и рисунок, мастера иногда подкладывали под берестяное «кружево» цветную фольгу или кусочки слюды. А еще узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из нее особенно нарядными. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, не из драгоценных камней, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты.

Хотьковская резьба по дереву
Хотьковская резьба по деревуНа древней земле Радонежа.
Места эти древние, заповедные, сказочные... Может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались вдаль: не покажется ли где дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском... В дремучих лесах искали люди спасения
от набегов жестоких степняков.
Издавна стоял здесь небольшой городок-крепость Радонеж, в котором некогда родился самый почитаемый - русский святой Сергий Радонежский — основатель знаменитого Троице-Сергиева монастыря. А в 1308 году, как гласит предание, близ Радонежа на реке Паже, был основан «Покров монастырь, что на Хотькове ». Умелые мастера жили в окрестных
селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные  ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда — красота окружающей природы. Расцвет народного промысла резьбы по дереву во многом связан с имением Абрамцево. В середине XIX века принадлежало оно писателю С Т . Аксакову. А в 1870 году имение приобрел С И . Мамонтов, богатый промышленник, меценат и большой любитель искусства. В Абрамцево часто приезжали и там работали известные писатели и художники. В Абрамцеве В. Серов написал картину «Девочка с персиками», а В. Васнецов начал работать над «Богатырями » и «Аленушкой ».
А вскоре Е.Д. Поленова, сестра знаменитого художника Василия Поленова, организовала в Абрамцеве художественные мастерские, в которых возрождались народные промыслы. В этих мастерских умельцы из окрестных деревень и сел изготовляли различные изделия из дерева, мебель по старинным образцам. Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узоры народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде. Резные изображения веточек с листьями, трав и цветов, птиц и животных могут покрывать почти всю поверхность шкатулки, ларца, вазы или ковша — братины. Мастера подкрашивают свои изделия морилкой различных оттенков, наносят слой лака, полируют.
И кажется, что шкатулочка или ковш сделаны из редкого, ценного дерева, привезенного за тридевять земель. В наши дни традиции народных мастеров прошлого продолжают жить в работах учащихся Абрамцевского художественно-промышленного училища. Это можно сравнить с неиссякаемым чистым родником, что пробился к нам сквозь века... Кроме резьбы по дереву, абрамцевские
художники занимаются обработкой кости и камня, художественной керамикой.

Городецкая роспись

Городецкая росписьНа высоком берегу Волги стоит древний Городец. По преданию, основал его еще в XII веке князь Юрий Долгорукий как сторожевую
крепость. Называли Городец еще и Малым Китежем. Старая легенда рассказывает, что поехал князь «с места того сухим
путем» к озеру Светлояру. И заложил на том озере Большой Китеж, а расстояние «между городами было сто верст». Во время нашествия хана Батыя на Русь враги сожгли, разграбили Городец, но князь, повествует летопись, «изыде тайно из града того в большой град Китеж». Так в те далекие времена родилась поэтическая легенда о чудесном граде Китеже, который при приближении
врагов опустился в воды озера Светлояра... И будто бы слышно иногда, как в глубине его звонят китежские колокола.
А Городец — Малый Китеж восстал из пепла, как сказочная птица Феникс. В Городце, возвращаясь из Орды, умер заболевший  в пути великий полководец князь Александр Невский. Городец стоял на бойком месте. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам
— конные обозы. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они строили корабли и щедро украшали их резьбой и красивой росписью.
А какие красивые дома были в Городце! На ставнях и воротах красовались пышные цветы и гирлянды, львы и русалки. Прялки, разукрашенные городецкими мастерами, расходились по всей России. Прялку, по обычаю, дарил жених невесте: она была символом хорошей семейной жизни. Городецкие мастера украшали донца прялок резьбой, инкрустацией, а потом стали расписывать яркими масляными красками. По традиции, в верхней части прялки изображалось Древо жизни и всадники. А в нижней — разные сценки из повседневной жизни: чаепитий, катания на лодках и каруселях... Чинно сидят дамы в нарядных платьях, кавалеры в сюртуках — то ли праздник какой, то ли свадьба. А на циферблате часов, они тоже на рисунке присутствуют, стрелки время показывают.
Расцветают на прялках цветы-купавки, красные розы-яблочки. Крутится веретено в ловких пальцах пряхи. Тут и песня слышится: В низенькой светелке Огонек горит. Молодая пряха Под окном сидит... Со временем городецкие мастера стали расписывать не только прялки, но и ларцы- шкатулки, сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки.  Городецкая роспись — веселая, праздничная. Цвета — черный, красный, синий, зеленый, коричневый, белый — на любой вкус!
...Гуляют дамы с модными зонтиками, веселая компания уселась в повозку, поет женский хор, и, конечно же, любители почаевничать расположились в трактире за большим столом, на котором пыхтит пузатый самовар. С доброй улыбкой, наверное, делал свою работу городецкий мастер и дарил нам ее вместе со своим изделием.

Русская матрешка

Русская матрешкаМатрешка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом!
Внутри нее прячутся веселые сестрички, мал-мала меньше. Про матрешку придумали потешку:
Шли матрешки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И еще Матрешечка!
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет! Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси.

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрешки стала японская ритуальная кукла, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену!»
С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. А начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше.
Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица.
А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой. Усадьба Абрамцево — рядом с Сергеевым Посадом, который издавна славился мастерами-игрушечниками. Вскоре и сергиевопосадские мастера тоже принялись за дело.  Стали делать матрешек и в других местах России. Матрешки из города Семенова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и более «стройные». Есть матрешки, которых не расписывают красками, а украшают выжженными узорами. А порою матрешку Матреной и не назовешь! Это былинные богатыри, веселые музыканты, важные бояре, а то и цари. Теперь деревянные куклы как две капли воды похожи на известных людей. Стали матрешку золотить, да и весь ее традиционный облик изменился. Бывают матрешки крохотные, не больше наперстка, а есть и настоящие великаны — в метр высотой. Внутри такой «матрешки» спрятан не один десяток ее сестричек. Или братишек. Матрешка уже стала одним из символов России. Но и современная девочка, баюкая свою любимую матрешечку, напевает: «Где же ты, куколка, была? Где же ты, барынька, была?»

Хохломская роспись

 Хохломская росписьПрекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные  деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое
угощение, но от всей души...
Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец.
Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название - «золотая хохлома». А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит
ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой Хохломы » и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки ». И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Ах как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохюма ни жара, [и стужи. Все так же будут сиять к ее краски, не п о т у с к н е е т «золото». Потому что сделали это чудо  золотые руки мастеров.

Палехская лаковая живопись

Палехская лаковая живописьСтаринное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали
село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой. Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными — по двое.
С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом ». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки - такого мастера называли «личник». Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой », как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха -братья Белоусовы.
Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - еще в 1901 году писал А.П. Чехов. Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров- иконописцев. ...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью масмастера рождаются пейзажи родной стороны - и сияет золотое солнце, текут быстрые реки... Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли. Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой... Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью. Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще - тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями - «плавью » , как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь. Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран - в память о России.

Торжокский золотошвейный промысел

Торжокский золотошвейный промысел Между рекой Волгой и озером Селигер, на реке Тверце, издавна стоит город Торжок. В летописях он упоминается даже раньше
Москвы, под 1134 годом, но, возможно, существовал и ранее. Известен Борисоглебский Новоторжский монастырь, возникший
еще в 1038 году. Основал его инок Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых по злому умыслу их брата, Святополка Окаянного. Место, где располагался древний городок- крепость, было бойкое, торговое.
Со всех сторон света приезжали сюда купцы,
привозили на продажу и сами покупали здесь много всякого товара. Так и родилось название городка — Торжок. Называли его еще и Новым Торжком.
Но приходили гости и незваные. В1238 году осадил Торжок всей силою хан Батый. «Татарове идоша ко Торжку и биша две недели, люди же изнемог во граде... и посекше всех марта в пятый день», — доносит до нас печальное известие летописец. За свою долгую историю страдал Торжок и от усобиц русских князей. Но не только ратными подвигами прославился Торжок. Жили в нем умелые кузнецы,
кожемяки, сапожники. Особую славу Торжку принесло знаменитое золотое шитье. Вы знаете, что такое «канитель»? Нет, это не долгое, скучное и бестолковое дело. А очень тонкая золотая или серебряная нить. С незапамятных времен вышивали на Руси золотыми и серебряными нитями. Золотошвеи работали и в боярских мастерских, и в царском дворце. Под расшитыми золотом стягами шли на бой русские дружины. Сверкало золотое шитье на церковных одеяниях священнослужителей. Украшала золотая вышивка и праздничную одежду крестьян: сарафаны, головные уборы, пояса, платки. Вышитый парчовый сарафан так и называли — «золотник». В древности в ходу были даже удивительные деньги — расшитые золотом кусочки кожи.
Искусные мастерицы из Торжка создавали золотые узоры на шубах, шапках, сафьяновых, из тонкой и мягкой кожи, сапогах. А уж какими удивительными были те узоры! В Торжок приезжали семьями, чтобы загодя приготовить приданое для дочерей. Может, именно в Торжке родилась поговорка, записанная Владимиром Далем: «Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить». Не раз бывал проездом в Торжке и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Купил он себе здесь красивый кошелек, а в подарок княгине В.Ф. Вяземской — шитые золотом и серебром пояса. В одном из писем другу поэт написал: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». И в наши дни не угас интерес к золотому торжокскому шитью. О мастерстве торжокских золотошвей сложили песню в которой есть такие слова:

Привези мне из Торжка
Два сафьянных сапожка.

 

Холмогорская резьба по кости.

Холмогорская резьба по кости.Древние люди умели делать из кости животных нужные им вещи: ножи, гарпуны, скребки, наконечники стрел, украшения и амулеты.
Археологи при раскопках в старинных русских городах часто находят костяные гребни, заколки, бусы, коробочки и даже шахматные фигурки, вырезанные из кости. Царь Иван Грозный восседал на троне, украшенном резными костяными пластинками.
Византийские послы, побывавшие на Руси еще в X-XI веках, восхищались мастерством русских резчиков по кости. Около XII века на берега Белого, или, как тогда говорили, «Студеного», моря пришли русские люди, отважные и предприимчивые новгородцы, выходцы из верхневолжских земель. Поморы - так стали называть этих людей - обживали суровые  северные просторы, уходили в море на небольших парусных судах - кочах и ладьях. Море кормило здешних жителей. Поморы открывали новые пути, ловили рыбу, били морского зверя, добывали «мягкую рухлядь» - пушнину. Среди ценной добычи был и «рыбий зуб» - моржовая кость. Из кости умельцы вырезали затейливые украшения для шкатулок, ларцов, изображали сценки охоты, морских путешествий, библейских сказаний.
Особенно славились мастера из Холмогор. Это поселение на берегу Северной Двины возникло еще в XIV веке и первоначально называлось Колмогорь Поселение было торговым, богатым. В XVIII веке оно превратилось в уездный городАрхангельской губернии.
Его украсил старейший в тех местах каменный Спасо-Преображенский собор с нарядной колокольней. Около Холмогор, в бывшей деревеньке Мишанинской, родились великий русский ученый М.В. Ломоносов и талантливый скульптор Ф.И. Шубин. К XVII веку Холмогоры и окрестные селения стали признанным центром народного промысла резьбы по кости. И неудивительно,
что именно холмогорских резчиков по царскому указу вызывали для работы в Оружейной палате Московского Кремля. Резные чарки и вазы, ларцы и дворцовую мебель, посохи священников и даже эфесы сабель украсили костяные пластинки с мастерски
вырезанными узорными орнаментами, с рельефными рисунками: сценками из истории, Священного Писания, а также
с изображениями героев мифов и легенд. Ажурная вязь тонкой работы холмогорских резчиков восхищала всех, кто ее видел.
И у себя на родине мастера создавали вещи не хуже кремлевских — всевозможные ларцы и шкатулки, украшения, оправы для зеркал и многое другое. Легкое, воздушное кружево казалось не вырезанным из твердой кости, а сплетенным искусной кружевницей. Иногда холмогорские мастера окрашивали кость в разные цвета, а под «сквозную» резьбу подкладывали цветную фольгу или полупрозрачную
слюду. Это создавало особый декоративный эффект. Словно мерцает северное сияние, светится чистый лед...
И даже не верится, что все эти чудесные вещи сделаны из такого твердого материала, как кость. Современные холмогорские резчики искусно  владеют всеми секретами мастерства своих предков.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.