История заселения Пудожа
История села Деревянное
Варашев камень - история
Предание о иконе Смоленской Божией Матери из д. Кинерма
Легенда о кладе в с. Челмужи
История г. Повенца
Самоеды
Водлозеро
Деревня Проккойла
Рыбалка в Олонецкой губернии
Изделия из соломы
История села Шуя
Дорога Петра первого в Повенецком уезде


 

 

О самоедах // Олонецкие губернские ведомости. 1870.

Заимствуем изъ Арх. Губ. Вед. заметку о лесных самоедах, служащую объяснением к статье „Чудские памятники Олонецкой губернии“,  помещенной в Пам. Кн. за 1867 годъ:
„Беседуя в г. Холмогорах с приезжими Самоедами Канинской тундры об образе жизни, нравах и наречияхъ их соплеменников, я, между прочим,  узнал от них о существовании остатков особаго самоедскаго племени, которое они назвали Лесными Самоедами и которое обитает совершенно  отдельно от самоедов Канинской, Тиманской и Большеземельской тундр.


„Все наши самоеды, так передавали мне разскащики, говорят одним языком, а отлик (разница) есть: у канинских с тиманским говоря (говор)  одна, а у большеземельских другая. Опять же есть лесные самоеды: у них своя отлика в языке.


„Лесные самоеды живут одни на зимнем берегу, Архангельскаго уезда, другие на реке Онеге. Те и другие скитаются зимою в лесах, а на лето,  когда олени дикари (дикие), за которыми они охотятся бегут к морю, выходят на морской берег, туда к Сороке, либо к Мудьюге. Там по лесам  все и живут, а к нашим канинским самоедам никогда не приходят.
„Этих лесных самоедов не много; по Онеге семейства два, да на Зимнем берегу пять или шесть семей. Когда там поселились они, мы не знаем,  а полагаем, что извеков, потому что отцы и деды их жили там. Наши канинские ходят через Онегу в Питер с оленями, для катанья господ по Неве,  и в Кемь, для продажи оленей лопарям, так и встречаются на Онеге с теми своими соплеменниками“.


Основываясь на приведенном разсказе, можно с достоверностью полагать, что лесные самоеды, во время отдаленной древности, отделились  от прочих своих соплеменников и поселились по р. Онеге; образование особаго говора у них ясно говорит за такое предположение. Наверное  теперешние лесные самоеды – потомки тех самоедов, которые, по свидетельству духовнаго завещания святаго Лазаря, основатели Муромскаго  монастыря, на Онежском озере, жили в XIV столет. близ Онежскаго озера и оттуда двигались „в пределы океян-моря“.

О них-то, конечно, пишет и  автор статьи „Чудские памятники Олонецкой губернии“, помещенной в Памятной книжке Олонецкаго статистическаго комитета на 1867 г. (стр.  108 – 109), утверждая, что „племя самоедское соприкасается к северо-восточной части Пудожскаго уезда у Криваго Пояса, и могло некогда  обитать ближе к Онежскому озеру“.
„Известие автора статьи „Чудские памятники“ на счет самоедов, соприкасающихся с Кривым Поясом, казалось мне на столько непонятным, что  я, в своей статье „Заволоцкая Чудь“ (Арх. губ. вед. 1869 г. № 82), должен был прибегнуть к такому объяснению: „Вероятно, словом соприкасаются  автор хотелъ сказать, что самоеды доходят до Криваго Пояса во время своих ежегодных странствований в С.-Петербург: иначе нельзя  объяснить словъ его“.


„Непонятными показались эти слова и изследователю югорских языков г. Европеусу. В его письме ко мне стоят следующия строки: „Кривой Пояс  верно горный водоразделъ, проходящий по северной стороне озера Криваго, верст сто прямо к югу от г. Онеги. Что же значитъ мнение,  высказанное автором по поводу известия, заключающагося в жизни св. Лазаря? Никак нельзя поверить тому, что самоеды в самом деле живут  там еще до сих пор; может быть там есть крестьяне, которые сохранили прозвище: Самоедин, Самоедов. Но все таки название местностей в  Онежском уезде, Самоедский бор, Самоедское озеро и проч., интересным образом подтверждают слова преподобнаго Лазаря о существовании  Самоедов по р. Онеге.
„Теперь значения слов, как автора статьи Памятной Книжки, так и св. Лазаря становятся понятными и вполне достоверными“.

Справка

Самоеды - урало-алтайское племя, близкое к финнам, но отличающееся от них типом и языком. Имя их произошло не от "само-едения", т. е. людоедства, а, вероятно, от Самееднам - названия, которое дают своей стране лопари, жившие некогда восточнее, чем теперь. С. живут как в Европ. России, на В Архангельской губ., так и в Сибири, по низовьям Оби и Енисея, до Хатангской губы, составляя самый северный народ в этой области. Первоначальная родина их была южнее, в области Саянского нагорья; известный финнолог Кастрен в начале 50-х гг. видел здесь отатарившиеся народцы, у которых еще живы были старики, помнившие свой прежний язык, оказавшийся родственным самоедскому.
Источник

 

Самоеды

 

Вся Карелия здесь

 

История и культура древней Карелии
Карельский фольклор
Карельские сказки
Поморские сказки
Народные промыслы
Растительность, ископаемые, климат - карты
Русский лес в картинках
Природа Карелии
Растения Карелии
Птицы карельских лесов
Животные Карелии
Красная книга Карелии
Минералы
Карельский жемчуг
Малиновый кварцит
Эпос Калевала - краткое содержание
Мини-игры для всех возрастов
Песни о Карелии
Способы привлечения и подкормки птиц
Этнография карельского края
Жизнь леса - книга для внеклассного чтения
Петроглифы
Карельская береза
Эпос Калевала
Кижский архитектурный ансамбль
Рыбы Карелии
Карельские озера
Карельские реки
Заповедники и заказники
Карельская кухня
Фотографии карельской природы
Для похода
Юным туристам
Сочинения по литературе
Рефераты для всех - бесплатно
Моя Карелия 5 класс
Моя Карелия 6 класс
Моя Карелия для старших классов
Полезные ископаемые Карелии
Топонимика Карелии
Фотографии старого Петрозаводска
Зимующие и перелетные птицы
Календарь природы - Птицы

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.