ГлавнаяПричитания северного краяПричитания как состояние души простого народа

Причитания как состояние души простого народа

Похоронные причитания суть непосредственные излияния тех дум и ощущений, какие вызываются в человеке потерею родных и близких сердцу.
Уже одно то, что они суть отголоски сердечных движений, что они в одно и то же время и творятся, и поются, что они сколько связаны с состояниями духа, столько же опираются на внешней действительности, ручается за их ценность для внутренней истории народов, для их верований и быта, для их языка и искусства. Если в былинах, песнях, побывальщинах и даже сказках вызнается душа народа, то в надгробных и надмогильных плачах еще скорее может сказаться та правда, которой нет в деловых актах, договорах и хрониках. Едва ли кто останется равнодушным к тому,
что сам народ в минуты горести поведает самому себе и для себя, что рассказывает он о своем житье-бытье родному мертвецу, колоде белодубовой и матушке сырой земле.
Развитие и характер погребальной причети, без сомнения, обусловливается  степенями развития религиозного сознания. Начало ее относится к тому времени, когда человек вступил в формы семейной жизни и почувствовал
в себе нарождение нравственных привязанностей. Но в первых похоронных плачах могло выражаться не столько сетования о потере родных и близких, сколько священного уважения к ним. Простое и безотчетное чувство жизни
не допускало разрушения смерти и окружало мертвых благоговейным  почитанием как высших, невидимых существ, как стражей и покровителей живой семьи и родного дома.
С расширением общественных отношений, с развитием обожания сил и явлений природы и погребальная причеть принимает более широкое развитие и естественную изобразительность. Последний долг умершему
отдает уже не семья только, но и род-племя любимое, и суседи спорядовые, и народ да люди добрые. Мифы являются невольными формами мысли и налагают печать свою на поэтическое слово, вызываемое потерею родных
и близких.
Но по мере того как народ отрешается от младенческого отношения к природе и приобретает новые понятия о смерти и посмертном существовании, образы, отражавшие в себе живое мифическое созерцание, постепенно
помрачаются и забываются, а вместе с тем и причеть теряет свой изначальный эпический характер, переполняется лирическими элементами, смешивается с бытовыми явлениями позднейшего свойства и перестает быть общим  достоянием всего народа.
Но не вдруг может исчезнуть то, что в самом зарождении получило священный характер и что в течение веков питалось религиозным  содержанием. Из среды народа выступают личности, которые долго еще являются носителями древней погребальной причети, известные под именем плакальщиц или воплениц; в данных случаях они пользуются едва ли не священным уважением в народе; и долг в отношении умерших, и тяжелое чувство дорогой потери, ищущее облегчения в ясносознанных думах и слововыражении, долгое время поддерживают еще их существование. Благодаря своим природным дарованиям вопленицы живо усвояют, сохраняют и преемственно передают друг другу формы и отчасти содержание древней священной причети. Время и история мало-помалу стирают содержание плачей, но они долго еще не могут осилить присущей им свежести и силы живых явлений природы и совсем уничтожить их воздействие на человеческую душу.
Вопленица по преимуществу является истолковательницей семейного горя; она входит в положение осиротевших; она думает их думами и переживает их сердечные движения; чем богаче ее запас готовых оборотов и древних
эпических образов, чем лучше обрисовывает она думы и чувства в  животрепещущих явлениях природы, тем умильнее и складнее ее причитанье, тем большим пользуется она влиянием и уважением среди народа. Отдать
последний долг умершему собираются иногда целые селения, а потому мы не вполне определим значение вопленицы, если будем представлять ее  истолковательницей чужого горя; влияние ее — шире: она объявляет во
всеуслышание нужды осиротевших и указывает окружающим на нравственный долг поддержки, она поведает нравственные правила жизни, открыто высказывает думы и чувства, симпатии и антипатии, вызываемые таким или другим положеньем семейной и общественной жизни...

В разделе использованы материалы книги "Причитания Северного края" собранные Е.В. Барсовым. 1872г. Издание подготовили Б.Е. Чистова, К.В.Чистов

Маковский К.Е. "Похороны ребенка"

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.