ГлавнаяСлово о ВалаамеПреображенский собор Валаама

Умело выбрано место и для Никольского скита. Церковь, стоящая на вершине острова, выявляет особенности его рельефа. Ее объем решен с учетом специфики восприятия в условиях рассеянного северного освещения.

Теплоход разворачивается в Монастырской бухте и пришвартовывается к берегу. Рядом с пристанью стоит Благовещенская часовня, с побеленными, почти без декоративных деталей стенами и окрашенными в зеленый цвет куполом и главкой. Это самая старая из сохранившихся на Валааме каменных часовен, построена в конце XVIII века. Раньше возле нее стояли повозки для багажа, которые монастырская братия гостеприимно предлагала приезжающим на пароходах путешественникам.

Выразительность объема восьмиугольной в плане часовни достигается пропорциональным соотношением массы стен и купола с главкой, придающим часовне статичность и уравновешенность. Несмотря на скупость декоративных деталей, часовня обладает определенной пластикой. Выступающие из плоскости стен пилястры в солнечную погоду бросают тень, создавая интересные светотеневые нюансы.

У самого берега залива стоит еще одна часовня, во имя иконы Богоматери всех скорбящих радости, построенная в 1896 году. Легкая, изящная, с нарядными мраморными колонками, она является полной противоположностью Благовещенской часовне. Расположенные на гранитном цоколе двухцветные мраморные колонки, декоративно-орнаментальный рельеф кирпичного фриза, белокаменные детали — все производит впечатление какой-то нарядной праздничности.

С пристани монастырские здания не видны, из-за вековых деревьев поднимается только верх колокольни. Но ни на минуту не задумываешься, как пройти к ним. Великолепные лиственницы, бросающие ажурную тень на дорогу, указывают направление движения.

Дорога идет вверх. И вот гранитная, с 62 ступенями, лестница. Сначала она была устроена с 70 ступенями, а в 30-е годы перестроена. Поднимаемся и выходим на просторную площадку. Перед нами — монастырь, но не спешите сразу войти в его ворота, осмотритесь на площадке.

Слева — гранитный обелиск с именами царственных особ, посетивших Валаам. За ним, по верху обрывистой горы, между каменными столбами поставлена железная

решетка длиной около 160 метров, протянувшаяся до монашеского кладбища.

Справа, напротив обелиска, торжественная мраморно-гранитная часовня, пожалуй, самая монументальная из всех валаамских часовен. Это произведение А. М. Горностаева, в котором зодчий в определенной степени воспроизводит древнерусскую архитектуру суздальской эпохи. Для своего времени это было ново, оригинально и в то же время глубоко национально. Резные колонки, верхний теремок с островерхой крышей пластичны и не диссонируют с толщей стен. Высаженные рядом с часовней деревья бросают колеблющуюся тень, заставляя «вибрировать» плоскость фасада и придавая белому мрамору тончайшие цветовые оттенки. Вообще, цветовая гамма часовни продумана до мельчайших подробностей. Серый гранит, использованный в основании, зрительно утяжеляет объем часовни. Это ощущение закрепляется черным мраморным иконостасом. Крупно декорированные белые колонки и фриз выглядят значительно «легче». И, наконец, золотистый шатер, главка и крест с тонкими прорезными узорами, устремляясь вверх, завершают архитек-турную композицию. Часовня эта, в честь иконы Знамения Богоматери, воздвигнута в 1865 году в память посещения Валаамской обители Александром II. Поэтому ее называли «царскою». Открытая с трех сторон, Знаменская часовня в отличие от других валаамских часовен сочетает в себе черты молитвенного храма и монументального памятника.

Теперь можно направиться в монастырь. Вход в него с южной стороны открывают «святые ворота». Над ними возвышается церковь апостолов Петра и Павла. По своей форме она перекликается с Благовещенской часовней на пристани: тот же многоугольный объем, те же пилястры, расчленяющие плоскость стен. Только здесь фриз обогащается дополнительными декоративными деталями — «сухариками». Похож по форме и купол с узорчатым пояском над ним. Случайность? Нет, осознанно сформированная аисамблевость, идентично примененные архитектурные приемы и формы одного времени в другом, более позднем.

Преображенский собор Валаама

Преображенский собор Валаама

Напротив «святых ворот» — ворота, через которые можно пройти во внутренний монастырский двор. Здесь находится главная постройка монастыря — Преображенский собор. Своей остроконечной колокольней и пятью овальными куполами на круглых барабанах, прорезанных романскими арками, прекрасной кирпичной двухцветной кладкой собор производит величественное впечатление. Чем больше вглядываешься в него, тем великолепнее кажется поразительное многообразие его форм, подчас даже идущее в ущерб единству. Весь памятник нарядный, праздничный, совершенно чуждый суровому монашескому аскетизму. Многоцветный, со сверкающими главками, с живописными арками куполов и окон, с пластичными декоративными деталями, он создает предчувствие чуда.

Старый собор, возведенный, как уже говорилось, при игумене Назарии, стал тесен. Было принято решение строить новый соборный храм. В 1886 году в технический комитет министерства внутренних дел был направлен проект собора, выполненный архитекторами Г. И. Карповым и А. Силиным. По утверждении его немедленно приступили к делу. Старый собор был разобран. Кирпичи по возможности старались сохранить. Новый храм должен был превзойти по своему великолепию и размерам прежний собор. Для возведения его требовалось много материалов. Только на изготовлении кирпича работало 27 человек. Специальная бригада бурильщиков, под руководством крестьянина Никиты Артемьева, ломала гранит. Каменотес Яков Сафронов с товарищами делал из него великолепные подоконники для собора. Труд наемных рабочих строго разделялся. Так, полировкой изготовленных подоконников занимались уже другие люди.

В июне 1887 года была осуществлена закладка собора, а к концу 1890 года собор уже стоял вчерне готовый. В 1892 году закончилась отделка интерьера нижней церкви, и в том же году нижний храм был освящен.

Новый собор был значительно больше и почти в два раза выше прежнего. Высота его с колокольней составляет 33 сажени.

Гранитный камень, из которого сделаны цоколь храма, пьедестал и колонны, добывался на монастырских каменных ломках, находившихся на островах святого Сергия и святого Германа. На постройку храма пошло более 3,5 миллиона кирпичей собственного изготовления.

Очень красивы полированные колонны из черного валаамского гранита в высоких, 10-аршинных (около 7 метров), тройных окнах собора. Величественно и торжественно выглядит вход в здание. Из серого валаамского гранита вытесаны пьедесталы, а на них — удивительной красоты колонны из красного полированного гранита.

В плане собор представляет вытянутый прямоугольник с круглой двухэтажной алтарной апсидой. В нем три нефа, образуемые восемью столбами. Здание рассчитано на три тысячи человек.

В верхний храм ведут две лестницы, с двух сторон паперти, соединяющиеся затем в широкую гранитную лестницу. Когда отворялись церковные резные двери, зрителя поражали величие и красота верхнего храма.

Внутреннее пространство собора через высокие окна залито струящимся светом. Стены, потолок и колонны обильно расписаны (к сожалению, большая часть росписей безвозвратно погибла). На входившего производили сильное впечатление гармония тонов и красок. Вся роспись исполнена валаамскими послушниками — живописцами, обучившимися своему искусству у талантливых художников-монахов Алипия и Луки. В монастыре существовала специальная школа рисования и живописи.

В передней части алтаря находится крупное изображение «Тайной вечери».

В вершине главного купола верхнего храма изображен господь Саваоф, ниже расположен пояс, где размещены Спаситель и 12 апостолов. На парусах купола, опирающегося на мощные столбы, — четыре евангелиста в овальных рамках. Большие росписи выполнены на столбах и на плафонах церкви. На задней стороне хора — самая крупная в соборе картина — «Вход Господен в Иерусалим», копия с картины Доре. Тот факт, что такая копия могла появиться в центральном соборе монастыря, свидетельствует как об уже значительном «обмирщении», так и о неспособности монастыря поддерживать прежние традиции иконописи.

Всего в верхнем соборе было 72 картины и 130 изображений святых.

Вверху, у купола, — круговой обход, огражденный решеткой. В праздники в подсвечниках решетки зажигались свечи. Попасть на обход можно из колокольни, через окно купола.

В храме устроены вместительные хоры, потолок которых также расписан.

 



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.