ГлавнаяШкольные сочиненияМ.Ю. Лермонтов. Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов.

Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.

        Значительную часть своего творчества М.Ю.  Лермонтов  посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

        Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении "Пророк". Нужно заметить, что это стихотворение  Лермонтов начинает именно с того момента,  на котором остановился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевидение пророка..."

        Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях:
от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству  и  трагичности лирического героя Лермонтова.  И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка,  то Лермонтов показал нам уже результат
деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей:  "В меня все ближние мои бросали бешено каменья".  "Шумный град" встречает лермонтовского героя насмешками "самолюбивой" пошлости, презрением.

        Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова  сказалось  в самом облике.  Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами,  Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие
черты ,  даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы:

                ...Как он угрюм, и худ, и бледен!
                Смотрите, как он наг и беден,
                Как презирают все его!

        У Пушкина мы видим веру в свободу,  в  общество,  оптимизм,  у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение:  здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично.

        Тема поэта и общества появляется и становится главной и в  таких произведениях Лермонтова, как "Смерть поэта" и "Поэт", "Журналист, читатель и писатель" и др.

        Так стихотворение "Смерть поэта" стало не только тем  произведением,  которое прославило Лермонтова,  но и изменило его судьбу, - за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина,  поэт клеймит тех,  "кто жадною толпой" стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они - гонители таланта,  сплетники,  наушники,  "свободы,  гения и славы палачи" стали причиной смерти поэта.

        В другом стихотворении, названном Лермонтовым "Поэт", эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому.  Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием,  прием  параллелизма  образов.  Стихотворение можно разбить на две части.  В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале , когда-то
боевом оружии,  а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене.
Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта.  Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал "как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных") забыты, толпа презирает его.  Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

                Проснешься ль ты опять,
                Осмеянный пророк,
                Иль никогда на голос мщенья
                Из золотых ножон не вырвешь
                Свой клинок,
                Покрытый ржавчиной презренья!

        Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, богом данной поэзии.

        Тема поэта  и  поэзии,  назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.  Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.