ГлавнаяФотоСправочник фотографаКак фотографировать природу — Съемка водной жизни

Как фотографировать природу - Съемка водной жизниСъемка водных животных, является, пожалуй, менее популярной, чем другие виды фотографирования природы,возможно, из-за необходимости заниматься специальнымиприготовлениями. Фотограф должен располагать элементарным знанием привычек и форм поведения объекта съемки, а также иметь представление об условиях, необходимых, чтобы сохранить животное живым на все время его содержания в неволе. Однако это не должно отпугнутьвас от мысли изучить и сфотографировать замечательные создания, которые проживают в наших реках
и прудах. Эта глава посвящена пресноводным животным, поскольку начинающему проще работать именно с ними, чем с представителями морской фауны.

Подготовка
Аквариумы стандартного размера из-за большого размера и толщины стекла не подходят для съемки мелких существ. Кроме этого, наличие толщи воды между объективом и объектом съемки затрудняет фокусировку, и поэтому резкость
снимка значительно ухудшается. Мой комплект для водной съемки состоит из нескольких резервуаров различного размера. Изготовлены они непосредственно под длину объекта, который я хочу сфотографировать. Местный магазин типа ?Сделай сам? предоставит вам услугу резки стекла конкретных размеров. Обычно внизу и по бокам резервуара я использую более толстое стекло, а переднюю стенку изготавливаю из художественного или оптического стекла. Очень маленькие сосуды можно изготовить из стандартных предметных стекол для микроскопа, поскольку их материал обладает хорошими оптическими качествами. Стороны можно склеить прозрачным силиконом. Будьте осторожны, применяя силиконовый клей, в особенности с маленькими сосудами; на стыках не должно образоваться излишков, поскольку они будут видны на фоне ваших снимков. Иногда я проклеиваю маленьким кусочком липкой ленты каждый стык, а затем удаляю пленку перед съемкой: так удается получить совершенно ровную поверхность силикона.

Сбор объектов
Как фотографировать природу - Съемка водной жизниЧтобы ознакомиться со снаряжением и привыкнуть к работе  с водными животными, разумно будет начать работу с нескольких наиболее распространенных. Это позволит вам и потренироваться, и привыкнуть к работе с техникой. Небольшой нейлоновый сачок на металлической рамке и не слишком жесткая сумка идеально подходят для траления сквозь растительность и камушки вблизи берега, где можно обнаружить множество мелких существ, таких, как рыбки, улитки, жуки и личинки стрекоз. Внимательно осмотрите образцы и возьмите лишь те из них, которые не пострадали; всякий дефект будет бросаться в глаза, особенно если вы станете рассматривать их крупным планом. В один раз следует забирать лишь несколько образцов, пока вы не наберетесь опыта и не научитесь более грамотно ухаживать за ними. Очень важно держать хищников отдельно. Многие существа из прудов или медленно текущих ручьев или рек в неволе живут достаточно долго, если вы будете держать их в прохладном месте и не помещать одновременно слишком много особей в один резервуар. Небольшой насос, который можно поместить дома в большой сосуд, поможет им почувствовать себя более комфортно. Животные, живущие в быстротекущей воде, высокочувствительны к переменам температуры и уровню
содержания кислорода. При изменении этих условий они могут быстро умереть. Реквизит светлого цвета осложнит замер экспозиции, когда вы будете вести на таком фоне съемку темноокрашенных существ. Изучите места обитания ваших образцов и постарайтесь, по возможности, сымитировать подобные же условия, подготавливая емкость для студийной съемки. Разумно будет отвести отдельный контейнер для реквизита в виде различных камушков и водорослей. Не складывайте
все вместе, поскольку вам будет трудно отыскать живые образцы, когда вы вернетесь домой, кроме этого, не исключено, что они поранятся о камушки или водоросли.

Подготовка резервуара
Как фотографировать природу - Съемка водной жизниРазмеры объектов съемки определяют размеры емкости, в которой их будут снимать. Они должны чувствовать себя комфортно, не испытывая стресса. Животные ведут себя естественно в максимально привычном окружении. Лучше
всегда использовать чуть большую, а не чуть меньшую емкость по двум причинам.
Во-первых, если крупный объект находится в маленькой емкости, то вам нужно будет постараться застать его в момент покоя посередине емкости, иначе может получиться так, что видны будут вертикальные края задней стенки. Во-вторых, сосуд большего размера даст вам немного большую свободу компоновки кадра,
что также будет полезным, поскольку многие объекты нередко норовят устроиться у стенок. Лучше всего расположить емкость короткой частью вперед. Переднее стекло должно быть абсолютно чистым, без царапин и дефектов, так как почти все объекты устраиваются в нескольких сантиметрах за стеклом, и любые нарушения его прозрачности окажутся на границе глубины резкости. Весь реквизит перед использованием следует хорошенько промыть. Неплохо подержать все камушки и водоросли в воде до начала съемки; это уменьшит поток воздушных пузырьков, которые возникают при погружении реквизита в воду. Камни можно использовать, чтобы прижать водоросли ко дну. Я часто использую плотную свинцовую фольгу,
которую нарезаю на тонкие полоски и оборачиваю ими нижний край растений. Многие пресноводные создания окрашены в коричневатые и зеленые тона, что помогает им лучше сливаться с окружающей средой. Съемка с использованием одного и того же заднего плана приведет к получению серии кадров, которые покажутся однообразными, если только вы не добавите им изюминку в виде какой-нибудь интересной детали. Следите, чтобы ваш комплект выглядел как можно более естественным. Например, не используйте крупные камни для съемки объектов, которые обычно живут на дне рек или прудов. Установив реквизит на место, необходимо подобрать красочный фон, соответствующий окружению ваших объектов. Некоторые фотографы используют синий фон. Мне же больше нравятся зеленые и коричневые тона, поскольку именно такова гамма окраски мест, где обитает большинство видов. Вы можете поместить фон с наружной стороны задней стенки, однако в этом случае могут возникнуть отражения. Я предпочитаю помещать фон внутрь емкости и таким образом полностью избегаю отражений. Можно использовать картон, окрашенный прочной краской, однако мне больше нравится стекло или плексиглас, который обрабатываю спреем соответствующего цвета. Я использую фон и как средство скрыть проемы между реквизитом, но отдельно я не стал бы его применять.

Вода и фильтрация
Вода, которую мы зачерпываем из пруда или реки, чаще всего непрозрачна, а потому не подходит для съемки. Можно использовать водопроводную воду, но ее стоит прокипятить и оставить отстаиваться на ночь. Другим вариантом будет использование дождевой воды. Некоторые мелкие водные организмы очень чувствительны к химическому составу водопроводной воды и могут умереть, оказавшись в ней. Воду придется профильтровать, чтобы удалить частички грязи и микроскопическую илистую взвесь; иначе, подсветив воду на темном фоне, вы увидите множество отвлекающих пятен. Это в особенности важно при съемке
крупным планом, поскольку вы увеличиваете объект и, соответственно, любые частицы на заднем плане. Все крупные фрагменты ила можно удалить, пролив воду сквозь тонкий носовой платок, однако более мелкие частицы необходимо будет отделить, используя соответствующий фильтр. Фильтровальная бумага или вата, уложенные на дно воронки, тоже вполне подойдут для этой цели.

Освещение
Разместив реквизит, снимите пробную пленку для проверки экспозиции с разными вариантами подсветки и увеличения. Запишите эти данные в блокноте, чтобы потом
сверяться с ними. Выбирайте диафрагму около f/11 или f/16, чтобы увеличить глубину резкости. Для съемки крупных объектов я освещаю емкость сверху, используя одну
вспышку. Для других - помещаю по вспышке с каждой стороны емкости. Для освещения емкости часто использую небольшую лампу на гибкой ножке. Это облегчает наведение на резкость, так проще оценить разные варианты расположения вспышки. Лампу можно не выключать при съемке, поскольку она не влияет на экспозицию. Отражения на передней стенке не так важны при работе с крупными планами, но вы можете удалить и их. Сделайте небольшую черную картонную маску по размерам передней стенки емкости с отверстием в центре и закрепите ее на внешнем крае объектива. Снимая много крупных планов, приклейте на картон кольцо от старого фильтра и закрепите на объективе.

Знакомство с объектом
Перед тем как начать фотосессию, неплохой идеей будет оставить приготовленную емкость на ночь, чтобы удалить большинство мельчайших воздушных пузырьков, оседающих на внутренней поверхности стекла. С ними можно справиться пластиковой соломкой для напитков. Однако если вода будет принудительно насыщаться кислородом, пузырьки все равно будут появляться. Необходимо разобраться с этой проблемой до начала съемки. Помните, что, фокусируясь, вы видите объект сквозь полностью открытую, а не выбранную вами диафрагму. В небольших емкостях вода быстро нагревается, в особенности если к поверхности воды придвинуто верхнее освещение. Повышение температуры нередко приводит к тому, что некоторые водные существа испытывают дискомфорт. В маленьких емкостях я использую кубики льда, чтобы предотвратить подъем температуры.
Объекты должны храниться в контейнерах с такой же температурой воды, как и в емкости для съемки. Большинство водных существ терпимо относятся к небольшому   повышению температуры, однако многие не могут приспособиться к условиям, разительно отличающимся от их нормальной среды обитания. Перед началом работы я обычно оставляю объект на пару часов в одиночестве, чтобы он освоился на новом месте. Некоторые виды ведут себя очень необычно, оказываясь в незнакомом окружении.
Наблюдение - важная часть процесса съемки, если вы хотите получить снимки,
которые будут не только естественными, но и позволят увидеть какие-либо интересные детали поведения. Большинство водных животных никак или очень незначительно реагируют на вспышку, однако длительное время работы под осветительными приборами может быть изнурительным как для объекта, так и для самого фотографа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.