ГлавнаяШкольные сочиненияОсобенности прозы А.Платонова

А. Платонов.

Особенности прозы А.Платонова.

        Неисправимый идеалист и романтик,  Платонов верил в "жизненное творчество добра",  в "мир и свет",  хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писатель-реалист,  Платонов  видел причины,  заставляющие людей "экономить свою природу",  "выключать сознание",  переходить "изнутри вовне",  не
оставляя в душе ни единого "личного чувства",  "терять ощущение самого себя".

Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека, подчиняя  его  без  остатка  ожесточенной  борьбе,  почему "неугасимая жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

        А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только "музыку",  но и отчаянный крик. Он увидел, что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра кто-то  предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в чем не повинных людей,  якобы мешающих общему  благу.  Все,  что  было
опубликовано  из  произведений  Платонова до последнего лет,  не могло дать полного представления ни о его мощи как  писателя,  ни  совершить той работы по формированию духовности человека,  которая оказалась под силу таким произведениям,  как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное море".  Платонов ни на кого не похож. Каждый , кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие чи-
тающего на каждом слове,  каждом сочетании слов. И здесь не тайна мастерства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоевского,  есть  единственное  дело,  достойное  того,чтобы посвятить ему жизнь.

        Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов говорил о "социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых людей.  У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает человека наглухо.  В его произведениях мы видим именно "социалистическое вещество",  которое стремится из себя самого построить абсолютный идеал.

        Из кого  же состоит живое "социалистическое вещество" у Платонова?  Из романтиков жизни в самом полном  смысле  слова.  Они  мыслят масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни было проявлений эгоизма.  На первый взгляд может показаться,  что  это люди с асоциальным мышлением,  поскольку их ум не ведает никаких соци-
ально-административных ограничений.  Они не притязательны,  неудобства быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди приходят,  каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить, поскольку для Платонова это не самое важное.

        Все они  - преобразователи мира.  Гуманизм этих людей и вполне определенная социальная направленность их  устремлений  заключается  в поставленной цели подчинить силы природы человеку.  Именно от них надо ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию  в реальность и сами не заметят этого.  Этот тип людей представлен инженерами,  механиками,  изобретателями,  философами,  фантазерами  - людьми раскрепощенной мысли.

        Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются.  Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как  решенный политический  вопрос.  Все,  кто этого не хотел,  потерпел поражение и сметены.  И еще потому они не занимаются политикой,  что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и
аппарат власти.

        Вторая группа персонажей - это романтики битвы,  люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры,  какие в массовом порядке  обычно  порождает  эпоха  битв.
Бесстрашные,  бескорыстные,  честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вернувшись с фронта,  пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией,  но вскоре обна-
руживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководят так,  как командовали полками и эскадронами на войне. Получив посты в управлении,  они не умели ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них повышенную подозрительность.

Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была той почвой,  на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей Платонов изобразил именно таких людей.  Получив неограниченную  власть над уездом,  они в приказном порядке решили отменить труд.  Рассуждали
примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности,  которые приводят к имущественному неравенству.  Стало быть,  надо  ликвидировать  первопричину  неравенства:
труд.  Кормиться же следует тем,  что природа рождает.  Так,  по своей безграмотности,  они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэтому им все заменяла вера.  С тридцатых годов  окликает  нас  Платонов своим особенным,  честным и горьким,  талантливым голосом,  напоминая,
что путь человека,  при каком бы социальном и политическом  устройстве он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова важно, чтобы не был бы разрушен человек.

        Многое роднит писателя Андрея Платонова с  его  персонажами  - правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жизни";  те же мечты о революционном переустройстве всей жизни,  и не менее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни,  в  процессе  которого  рождается
"новый человек " и "новый мир".

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.