ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииВытегорская ведьма — Олонецкие былички

Русские былички про лешего, черта, русалок.    Вытегорская ведьма - Олонецкие былички

 

Вытегорская ведьма // Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 29. .

ВЫТЕГОРСКАЯ ВЕДЬМА.

Вытегорская ведьма - Олонецкие быличкиВсем известно, что родиной ведьм считается Малороссия, а в особенности Киевская губерния. Там их очень много, они пользуются большою популярностью и разсказы об их злых штуках известны всякому. Спросите, например любаго малоросса, и онъ, если только захочетъ, может разсказать вам целую тысячу самых занимательных, а под час и ужасных эпизодов об их проделках. Однако-же нельзя сказать, чтобы эти поверья принадлежали исключительно одной Малороссии; напротив, есть данныя, по которым можно с достоверностью заключить, что вера в существование ведьм не чужда не только других мест, но даже и нашей Олонецкой губернии. В подтверждение этого, я разскажу вамъ случай, записанный мною со словъ одного разсказчика.
Разумеется, дело было не теперь, а в старину:
«В одной из деревень Вытегорскаго погоста жила одна довольно уже пожилая старушка. Многие знали, что она знается с нечистым, а многие и нет, но семейству ея было известно, что она ведьма. Чемъ дальше, тем больше время все подвигалось не к молодости, а к старости и наконец пришло то, что старушке надо помирать. Она занемогла. Но вот уж и кончина близка, а больная и не думаетъ посылать за священником. Видя такое ея равнодушие к долгу христианскому, дети ея вознамерились пригласить священника тайно. Вероятно, им было жалко бросить свою матушку в землю, «как скотину», или, быть может, они разсчитывали при помощи священника убедить ее раскаяться в своих великих согрешениях, но только они забыли одно, что ведьмы, как сообщницы нечистой силы, бегают всего святаго, как говорится, «как бес  от ладону». Так вышло и тут. При помощи послушных ей темных сил, больная заранее узнаетъ о намерении своих детей и, при приближении священника вдруг вздрагиваетъ на своей постели, обращается в сороку и через слуховое окно улетает на улицу. По уходе священника, сорока снова прилетает в комнату, ударяется о постель, обращается в больную и  сряду же умираетъ.
«Что будешь делать с покойником! Пословица говорит: «покойником хоть ворога подпирай», Иисповедывался или нет, а хоронить надо. Похоронили и эту умершую, при чем отпели ее также, как подобает отпевать всякую душу православную. Но дело этим, однако, не окончилось: сильна ведь сила нечистая и злопамятна; не забудетъ и не оставит без отместки она того, что ее вносили в церковь и отпевали по христианскому обряду.
«Ведьма хоть и мертвая, а жестоко отомстила за свое поругание…
«Прошло около полугода после ея смерти. наступила страстная неделя и великий четверг, когда бывает большое стоянье. К стоянью, и заявляет разскащик, звонили обыкновенно в полночь, в 12 час.; так распорядился и священник Вытегорскаго погоста. Около 11 часов он стал на молитву, чтобы приготовиться к отправлению всенощнаго бдения, как вдруг слышит, раздается благовестъ: «Что же это, думаетъ священникъ, мой сторож-то? Я велел ему звонить в 12 часов, а он звонит в 11… Неужто для такого дня да напился?».
Благовест, между тем все продолжается. «Делать нечего, думаетъ священник; хоть и рано, а идти надо». Одевается и идетъ… Только переступил он порог церковной ограды, какъ вдруг с силой кто-то схватывает его сзади, ставит «на каракушки», садится ему на спину и начинаетъ дергать за волосы и за бороду: волос выдернет из головы, другой и из бороды. Испугался священник, но все-таки понял, что с ним творится что-то неладное и что ему во что бы то не стало надо достигнут церкви и схватиться за веревку от колокола и тутъ его спасение. Но как добраться до церкви? Огромная тяжесть так и гнетет к земле, ноги подламываются, сил больше нетъ… Однако, после целаго часа неимоверных усилий ему удается схватиться за веревку и, как только раздался звук колокола, он почувствовалъ, что тяжесть с него спала и он слышит голос: «Ну, долговолосый, хорошо, что догадался схватиться за веревку, а то я выдергала бы тебе все волосы и бороду». Собравшийся на звон народ нашел священника еле живаго; онъ заболел и вскоре после этого Богу душу отдал.
«Так вотъ какия штуки могли выкидывать эти проклятыя ведьмы, заключает разскащик, хорошо, что в наших местах их было мало!»
- А кто же звонилъ? спрашиваю я.
- «Да кто? ведьма».
- А что-же сторож-то? Отчего он не явился на звонъ?
- «Сторожъ-то! Она на сторожа такой напустила сон, что его едва и после растрясли».
После некотораго раздумья разскащик прибавил: «Не знаю, как вы, а я верю, что все это так было. Если вы не верите, то можете спросить у любаго жителя Вытегорскаго погоста, и он вам подтвердит мои слова. Кроме того, можете справиться в ризнице тамошней церкви: там хранится «крашенинная» риза, в которой покойный священник отпевал эту ведьму».
Хорошо было бы, если бы кто-либо из жителей Вытегорскаго погоста сообщилъ нам, сохранилось или нет у них это преданее.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.