ГлавнаяШкольные сочиненияХудожественные функции пейзажа в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и А.П. Чехова «Вишневый сад».

А.Н. Островский.

Художественные функции пейзажа в пьесах  А.Н.  Островского  "Гроза"  и
А.П. Чехова "Вишневый сад".

        Пьесы А.Н.  Островского  "Гроза" и А.П.  Чехова "Вишневый сад" различны и по проблематике и по настроению,  и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи.  Та нагрузка, которую несет пейзаж,  отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а
у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.

        В обеих пьесах пейзаж удивительно красив,  хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой,  вишневым садом.  Огромный,  колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой,  суровой и могучей. На его фоне человек кажется мелкой
букашкой, ничтожеством, по сравнению с необъятной, сильной рекой. Вишневый сад - это укромный,  спокойный уголок,  дорогой сердцу  каждого, кто здесь вырос и живет.  Он красив,  красив той тихой,  милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей,  если, конечно, в них
еще жива душа и не очерствело сердце. Так, Кулигин, очень мягкий, слабый,  но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги - матушки.  Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ей и другом, и защитником в детстве. Отношение к природе являлось у Островского одним
из критериев оценки человечности.  Дикой,  Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза - это кара божия за грехи.

        Герои "Вишневого сада" Раневская, Гаев и все, чья жизнь долгое время была связана с вишневым садом, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след в их душах.  Все действие пьесы происходит на фоне этого сада.  Вишневый сад все  время незримо  присутствует  на  сцене:  о его судьбе говорят,  его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, о нем мечтают, его вспоминают.

        У Островского также пейзаж дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, покаяние Катерины происходит во время грозы в полуразрушенной  церкви,  где  из всех фресок уцелела лишь картина ада.

        Для Раневской и Гаева вишневый сад - родовое гнездо, малая родина,  где прошли их детство и юность, здесь родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни,  от которой остались одни горькие воспоминания. Эти люди, обладающие великолепными
душевными качествами, прекрасно развитые и образованные, не могут сохранить свой вишневый сад, лучшую часть своей жизни. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии,
поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего.

        Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс.  Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает человеку  покоя  его старое прошлое.  Вишневый сад - это символ жизни, символ прошлого и будущего.  Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь.
Да, его вырубят, да, на его месте построят дачи, но новые люди посадят новые вишневые сады, и все начнется заново.

        В момент покаяния Катерины  разразилась  гроза,  пошел  дождь, очищающий,  смывающий все грехи.  Но люди не столь милосердны: "темное царство" затравило героиню,  которая осмелилась преступить его законы.
Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей,  прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость.

        Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроме всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом холодной и прекрасной природы.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.