ГлавнаяШкольные сочиненияА.Н. Островский. Протест Катерины в драме «Гроза» Островского.

А.Н. Островский.

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского.

        А.Н. Островского,  автора  многочисленных  пьес  о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают "певцом купеческого быта".  И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора Андреева,  и напоминает нам о прошлом,  о темном,смешном  и  страшном  мире своих многочисленных героев:  Глумовых,
Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.

        Изображение мира московского и провинциального  купечества,  с легкой  руки  Добролюбова названного "темным царством",  стало главной темой творчества Островского.

        Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет  пьесы  прост и типичен для той среды и эпохи:  молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила  другого человека.  Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль "темного царства"("Делай,  что хочешь, лишь бы все шито да крыто  было"),  она признается в своем поступке всенародно,  в церкви.
После этого признания жизнь ее становится настолько  невыносимой,  что она кончает жизнь самоубийством.

        Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского "Гроза".  Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее "лучом света в темном царстве".

        Хорошо и  беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.  Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,  радостно.  Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.  Рассказывая потом Варваре о своей жизни в  родном доме, она говорит: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла,  наряжала меня как куклу,  работать  не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Катерина отличается от всех представителей "темного царства" глубиною  своих  чувств,  честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты  русского  характера.  Это  чистая,
искренняя,  горячая натура с открытой душой,  которая не умеет обманывать.  "Обманывать-то я не умею;  скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане.
Эта же Варвара называет нашу героиню  какой-то  "мудреной",  "чудной".
Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась горячая!".

        Катерина очень любила природу,  всю ее красоту, русские песни.
Поэтому речь ее  эмоциональная,  восторженная,  музыкальная,  напевная проникнута  высокой  поэзией  и  иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме,  наша героиня приняла все вековые традиции
своей семьи:  покорность старшим,  религиозность,  подчинение обычаям.
Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок  и воспринимала все их религиозные предрассудки,  отравившие ее молодую жизнь,  заставившие Катерину воспринимать любовь  к  Борису
как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попадая в новую семью,  где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи,  Катерина не находит участливого отношения к себе.  Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.

        Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство,  становится для нее невыносимой. В ее молодой  душе  начинает  уже  зарождаться глухой протест против "темного царства",  которое не дало ей счастья,  свободы и независимости.  Этот процесс растет...  Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она
доказала свою правоту, нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей статье,  давая оценку образу Катерины, писал: "Вот истинная сила характера,  на которую во всяком случае можно  положиться!
Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!"

        То, что  поступок  Катерины  был  типичен  для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых.  И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,  гримировались так,  чтобы в них можно было  увидеть сходство с Клыковыми.
 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.