ГлавнаяСлово о ВалаамеОснование монастыря на Валааме

Слово о Валааме

Чтобы понять особенности формирования Валаамского архитектурно-природного комплекса, обратимся к его прошлому.

Начальная история Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, уходящая в глубокую древность, во многом остается не ясной. Нет единого мнения и по поводу происхождения названия острова. В монашеских книгах топонимика слова «Валаам» объяснялась финским «варама» — горная земля, в котором одна часть — «вара» (гора) впоследствии заменилась шведским словом «валл» того же значения, или связывалась с именем языческого бога Ваала (Велеса, Волоса): Валаам— «земля Ваала».

Основание монастыря на Валааме

Деревянный Валаамский монастырь. G гравюры XVIII века

Интересное объяснение происхождения названия «Валаам» дает Е. А. Левашов, предполагающий, что в древние времена на острове было развито литейное дело, что первая часть географического имени острова соотносится с финским глаголом «valua» — лить, отливать.

Многочисленные войны и пожары уничтожили документы, способные подтвердить древность монастыря, рассказать о его основателях. В ряде дореволюционных работ возникновение обители связывается с именем Авраа-мия Ростовского (время смерти 1010-й год) и относится к X веку. Ссылаясь на житие Авраамия Ростовского, некоторые источники утверждают, что во время его пребывания на Валааме существовала деревянная обитель под именем Святой Троицы.

Во всех сведениях об основателях монастыря упоминаются имена Сергия и Германа. В летописце по Софийскому списку сказано, что «лета 6671 (т. е. 1163 г. от рождества Христова) обретены быта мощи и пренесены преподобных отец наших Сергия и Германа». Однако ни «Житие Авраамия Ростовского» (рукопись XVII века), пи Софийская летопись, документ также более позднего времени, не могут служить серьезным доказательством древнего существования монастыря.

Вероятнее всего, монастырь на Валааме возник в XIV веке и к этому времени относится деятельность Сергия и Германа. Такой точки зрения придерживаются авторы большинства работ. В ряде изданий указывается дата смерти Сергия и Германа — около 1353 года.

В XV веке монастырь переживал период расцвета. Он стал центром распространения православия на севере России, что способствовало ускорению крестьянской и промышленной колонизации. Выходцы из Валаамского монастыря основали новые крупные православные обители. Инок Арсений, живший некоторое время на Валааме (умер в 1447 году), удалившись на другой остров Ладожского озера — Коневец, учредил на нем монастырь. Александр Свирский (умер в 1533 году), постриженный в Валаамском Преображенском монастыре, основал обитель на берегу реки Свири. При Александре Свирском Валаамский монастырь насчитывал до 600 монахов. Монастырь привлекал к себе и известных деятелей православной церкви. Здесь жил Савватий Соловецкий (умер в 1435 году).

В конце XV — начале XVI веков в монастыре было значительное число образованных для своего времени монахов. Об этом, в частности, говорит наличие в нем книгописания.

К 1500 году монастырь становится собственником крупных земельных богатств. Ему принадлежат многочисленные владения в Корбосельском, Куйвашском, Сакульском и других погостах.

Правительство не оставляло Валаамский монастырь без внимания. В 1507 году игумен Иоаким получил от великого князя Василия III Ивановича жалованную грамоту, согласно которой крестьяне, жившие на монастырских землях, освобождались от разных государственных пошлин и повинностей в пользу монастыря.

Монастырь рос, приобретая все большее политическое и экономическое значение. Но процесс этот был прерван шведской агрессией. Многие приходы на севере были разорены, монастыри разграблены. Не избежала общей участи и Валаамская обитель. В феврале 1578 года шведы напали на Валаам и жестоко расправились с монахами — было убито более тридцати человек. Часть их спряталась в пещерах Валаама, другая перебралась на острова Ладожского озера. Когда шведы покинули остров, монахи вернулись на Валаам и стали восстанавливать монастырь.

В том же году, в июне, Валаамский монастырь получил новую жалованную грамоту, от царя Ивана IV Васильевича, по которой монастырские люди и крестьяне, жившие в вотчине монастыря — Ковде, при «варнице, и у мельницы и на монастырском дворе», были освобождены от разных податей, повинностей и подорожных сборов. Но беды, обрушившиеся на монастырь, не кончились.

В результате мора 1581 года погибло более восьмидесяти монахов, а после завоевания шведами Корельского уезда монастырь был захвачен и сожжен дотла. Оставшиеся в живых монахи вместе с настоятелем скрылись в лесах острова, некоторые поселились в Антониево-Дымском монастыре близ Тихвина.

После успешной войны 1590—1595 годов, окончившейся заключением Тявзинского мирного договора, Валаамскому монастырю были даны большие льготы. Он восстанавливался в прежних правах на владение земельными угодьями и рыбными ловлями «и старинною их вотчиною и иными всякими угодьями». Начался новый период процветания Валаама: были построены церкви, кельи, отлиты колокола.

Однако вскоре шведские войска вновь приступили к захвату Корельского уезда и других русских земель. Пострадал и Валаам. Большая часть монахов была убита, оставшиеся в живых перебрались в новгородские и псковские монастыри.

По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, остров Валаам, как и весь Корельский уезд, отошел к Швеции. В 1642 году на опустевший остров прибыл отряд литовцев и в довершение к разгрому, учиненному шведами, уничтожил оставшиеся церковные книги, древние летописи и ценные монастырские грамоты.



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.