ГлавнаяФотоСправочник фотографаФотомастер — часто встречающиеся ошибки

На этой странице  мы на конкретных примерах рас­смотрим часто встречающиеся ошибки, приводя­щие к некачественным снимкам, попробуем разо­браться в причинах их появления и определить, как не допустить подобного на практике. Неко­торые типичные несущественные ошибки можно исправить на компьютере.
Самая большая ошибка - не думать о сохран­ности снимков. Здесь мы уделим серьезное внима­ние вопросам безопасного хранения фотографи­ческих файлов.

Неправильные настройки фотокамеры
Фотомастер - часто встречающиеся ошибкиПеред тем как приступить к фотосъемке, всегда проверяйте основные настройки камеры. В противном случае появится вероятность, что вы упустите несколько удачных снимков. Касаясь других предметов, камера может переключиться с режима на режим, может включиться режим авто­вспышки,  а автофокус - сбиться с AF на MF. Все это может привести к появлению некачественных снимков. Приучите себя после включения пита­ния фотокамеры сразу проверять основные на­стройки. Проверяйте светочувствительность - будет обидно, если вы, снимая красивый пейзаж в яркий солнечный день, забудете переключить светочувствительность, которая выставлена со вчерашнего вечера на ISO 800. Излишняя «зерни­стость» будет абсолютно неуместна и только под­портит хороший кадр.

Неправильный баланс белого
Если вы неправильно установите баланс бело­го, цветопередача на фотографии получится не­естественной. Конечно, исправить такой снимок на компьютере можно, а перевод в черно-белый  режим поможет забыть о неправильной цветопе­редаче.
Например, вечером, снимая дома, вы устано­вили баланс белого в режим «Искусственное осве­щение», а на следующий день вышли снимать на солнце, забыв установить режим «Дневное осве­щение». Снимки получатся неестественно сини­ми. Чтобы подобного не произошло, не забывайте следить за настройками. В сложной ситуации, когда освещение постоянно меняет­ся - на концерте, на празднике, в цирке и т. п., - установите баланс белого на «автомат».
Лучше всего снимать в формате RAW, если, ко­нечно, камера предоставляет такую возможность. Затем на компьютере, используя RAW-конвертор или графический редактор, вы сможете устано­вить нужный цветовой баланс.


Нечеткий кадр
Нередко, несмотря на усилия, немалая часть снимков оказывается смазанной. Хотя вы счита­ете, что держите камеру неподвижно, это не так: руки человека всегда чуточку дрожат, хоть внеш­не это незаметно.
Если вы сделали кадр в автоматическом режиме, и он получился смазанным, повторите попыт­ку в другом режиме или же поставьте сюжетную программу Спорт.
Дело в том, что автоматика рас­считывает выдержку без учета фокусного расстоя­ния объектива, и, когда освещения недостаточно, пытается увеличить выдержку, чтобы кадр хоро­шо проэкспонировался. Если есть возможность выставить выдержку вручную, установите ее не длиннее величины, обратной фокусному расстоя­нию. Например, съемка производится на фокусном расстоянии 100 мм, и при выдержке 1/30 с вероят­ность появления «шевеленки» очень высокая, по­этому выдержка должна быть не длиннее 1/100 с, а лучше - 1/125 с и короче. Считается, что точно можно гарантировать отсутствие «шевеленки», когда выдержка в пять раз короче величины, об­ратно пропорциональной фокусному расстоянию.
Компенсировать недостаток света можно, уве­личив светочувствительность. Но не перестарай­тесь - поднимайте до значения, когда шумы еще терпимы.
По мере возможности обеспечьте камере не­подвижность. Если при съемке нединамичных сцен - пейзажей, архитектуры - света недоста­точно, камеру можно установить на твердую по­верхность или штатив и закрепить с помощью струбцины. При съемке движущихся объектов главное - короткая выдержка. Преимущества светосильного объектива здесь очевидны.
Не надейтесь на один удачный кадр - сделай­те несколько дублей, немного меняя ракурс.
Нечеткий кадр исправить на компьютере не­возможно, сделать смазанный кадр резким вряд ли получится.

Главный объект не в фокусе
Фотомастер - часто встречающиеся ошибкиЕсли главный объект на снимке оказался не в фокусе, снимок уже не исправить, его остает­ся удалить. Дальний план может быть передан идеально, а объект, который вы снимали, может выйти нечетко. Не доверяйтесь целиком автоматике фотокамеры. Камеры оснащены мощны­ми микропроцессорами, однако далеко не всегда автоматический режим будет гарантировать точ­ную фокусировку на выбранном фотографом объ­екте. Если вы снимаете объект, расположенный не по центру кадра, он может оказаться не в фокусе, поскольку автофокус «зацепился» за ближайший второстепенный объект. Например, при съемке животных в зоопарке камера часто фокусируется на прутьях клетки, а не на глазах животного.
Вначале сместите камеру, направьте ее на лицо человека, мордочку животного (фокусируйтесь по глазам), нажмите кнопку спуска наполовину, не отпуская ее, перекомпонуйте кадр и дожмите кнопку. Не забывайте: глаза всегда должны быть в фокусе! В камерах есть также кнопка блокировки автофокуса - ее функция идентична половинно­му нажатию кнопки спуска. В современных каме­рах присутствует опция приоритета лица, когда камера автоматически определяет лицо человека и фокусируется по нему.

В кадре много пустого пространства
Старайтесь не оставлять в кадре «пустоты», ко­торая делает фото скучным. Сразу отделите лишнее, точно определив границы кадра. Это несложно - достаточно приучить себя работать аккуратно. Надо всего лишь ближе подойти к модели или использо­вать оптическое приближение. Советую выбрать второе, так как оптическое приближение (когда фокусное расстояние больше 50 мм в 35-миллиме­тровом эквиваленте) лучше передаст пропорции, и лицо получится без геометрических искажений.
Если вы хотите снять одновременно и челове­ка, и местные достопримечательности, сделайте два отдельных снимка: пейзаж в широкоугольном положении объектива и портрет.
Снимая пейзаж с чистым безоблачным или равномерно затянутым облаками небом, поста­райтесь передать больше переднего плана, так как на нем хорошо смотрятся камни, листья и т. д. Не оставляйте много однотонного и плоского неба, и, наоборот, когда на небе объемные и пушистые об­лака, можно оставить ему большую часть кадра.
Необязательно снимать пейзаж в строго ши­рокоугольном положении объектива. Вы вполне можете использовать оптическое приближение, убрав все лишнее.
Пустое пространство можно убрать и на ком­пьютере, воспользовавшись кадрированием, но при этом вы потеряете в детализации.

Фотомастер - часто встречающиеся ошибкиИз головы растут «рога»
Перед тем как снять кадр, посмотрите, что «растет» из головы человека, который стоит перед объективом фотокамеры. В момент съемки вы можете не обратить внимания на посторонние объекты или просто не заметить их, увлекшись общением, съемкой, настройками камеры. Про­сматривая снимки на мониторе или рассматривая отпечатки, вы обнаружите, что прямо из головы объекта могут «расти» столбы, деревья, трубы и т. п.

Все это смотрится очень некрасиво. Несо­мненно, при наличии опыта работы, затратив не­которое время и усилия, вы уберете недостатки с помощью Adobe Photoshop. Но не лучше ли сразу снять без ошибок? Тем более что следы правки все равно в какой-то степени останутся заметными, да и множество кадров исправить не так просто.
Для решения этой проблемы достаточно лишь отойти в сторону или наклонить камеру. Приучи­те себя проверять перед съемкой, все ли в поряд­ке. Впоследствии вы научитесь не только избегать грубых ошибок, но будете замечать детали, кото­рые помогут сделать кадр лучше и оригинальнее.

«Срезанные» части тела
Уделяйте больше внимания правильной ком­поновке кадра. Старайтесь, чтобы какие-либо ча­сти тела не оказались неправильно обрезанными. Это делает снимок не только неграмотным, но и неприятным при рассматривании .  Если вы сняли портрет по пояс и срезали кисти рук, это вряд ли понравится тому, кого вы фото­графировали. Отойдите чуть дальше или переве­дите объектив в широкоугольное положение, то есть уменьшите фокусное расстояние. Можете по­просить модель подержать в руках цветы, какой-либо предмет, который сделает портрет еще инте­реснее.
Иногда на снимке над головой человека оказы­вается слишком много пустого пространства, из-за чего руки не входят в кадр. Такое происходит, если вы снимаете стоя, а модель сидит в кресле. В таком случае наклоните камеру вниз. Возможно, стоит присесть, чтобы камера располагалась на уровне глаз модели.

Горизонт должен быть ровным
Снимая пейзажи (или портреты на фоне пей­зажа), старайтесь обращать внимание на горизонт. Уделяя все внимание модели или другому объекту съемки, вы можете забыть о ровном положении камеры, и горизонт «упадет»). Для пол­ного контроля над горизонтом включите на ЖК-дисплее отображение композиционной сетки, если это предусмотрено в модели камеры, что поможет избежать кривых горизонтов и строить кадр в со­ответствии с правилом золотого сечения.
Если же такой возможности нет, ориентируй­тесь по фокусировочным точкам, которые видны в видоискателе или на экране.

Не забывайте все время двигаться
Часто на снимках, снятых крупным планом, появляются чьи-то затылки, спины или руки. Как правило, они не в фокусе, потому что камера сфо­кусирована на главный объект. Либо камера фоку­сируется на случайно влезшей в кадр голове или руке, а основной объект получается нерезким. Что­бы такого не случалось, не ленитесь перемещаться и выбирайте наиболее удачные точки съемки. Сидя на одном и том же месте, вы не сделаете хороших снимков. Ведь фотограф - человек увлеченный и постоянно ищущий. Чем больше вы будете дви­гаться, искать необычные ракурсы, тем более не­обычную и интересную фотографию вы сделаете.

 

Фотомастер - часто встречающиеся ошибкиНе торопитесь
Не зря старые пословицы гласят: «Тише едешь - дальше будешь», «Поспешишь - людей насмешишь». Вы можете, конечно, быстро «схва­тить» кадр, но не всегда это бывает оправданно. Во-первых, если вы не сразу снимете кадр, а по­смотрите на сцену внимательно, то обнаружите, что приглянувшийся вам объект можно снять лучше, и найдете новый ракурс, новую идею. Во-вторых, перед тем как сделать снимок, убедитесь, что ничто не испортит кадр.
Возможно, стоит лишь немного подождать, и все лишнее самолик­видируется. Например, если в вашу сторону мчится автомобиль, очень велика вероятность, что он окажется в кадре - полностью или частично. Будьте внимательны, научитесь смотреть по сто­ронам и замечать все вокруг, а не только объект съемки .

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.