ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииКое что о кореле. Характер, образ жизни, карел 19 века.

Предтеченский Ф., псалом. Кое-что о кореле // Олонецкие губернские ведомости. 1905. № 61.

Кое что о кореле.

Характер, образ жизни, карел 19 векаВ Олонецкой губернии, в Олонецком, Петрозаводском и Повенецком уездах, есть много кореляков. Знать коренного обитателя, да притом  соседа, интересно и важно. Я, насколько возможно, поделюсь с читателем со своими наблюдениями над кореляками. Кореляк Олонецкаго уезда  отличается резко от своего собрата, населяющаго Петрозаводский уездъ, но даже между живущими в одном и том же уезде есть большая  разница по хараткеру и по языку. Одни не вступают ни в церковныя ни в гражданския дела их некасающияся, по пословице: «не стригут, так и не  бляй», для других же этой пословицы не существует. Все нижеписанное будетъ относиться к корелам Петрозаводскаго уезда. Отличительная  черта корела – это упрямство и своеволие. Каждая барыня города Петрозаводска это хорошо знает, если у ней прислуга была корелка. Если, что  ей не понравится, то она, хотя на словах: «сичас, сичас будет», но не скоро сделает. Если так они поступают с теми, которые могут их отказать от  места, то что же сказать про служащих в кореле, как-то врачей, учителей, свящ. и др. из за непослушания которым они не рискуют ничем. Хоть  тысячу и один раз врач скажи приходящему больному, чтобы он являлся в такое-то время, но слова его окажутся: «гласом вопиющаго в пустыне».  Если ему понравилось быть в воскресенье, то он, уж хотя в субботу ничего не делает, но не придет. Достаточно, я думаю, к сказанному привести  песенку, составленную учительницами школы грамоты, чтобы представить положение русских служащих в кореле.
«Несчастные родители
На век меня обидели,
Котомочку наладили
В корелу жить отправили.»


Словом, русское купеческое самодурство: «быть по моему» очень сильно в кореляке. Поражает также отсутствие любви и гостеприимства между  собою. Если один кореляк пьетъ чай, то уж не пригласит сидящаго у него в избе соседа, а мол поди «своя труба видна». Гостей стараются  занимать разсказами, но за отсутствием материала передается большою частию одно и тоже.

Так, в одной деревне часто разсказывали, как  теща солдата зятя угощала. Собрала на стол закусить и угощает: «солдат, сиди». Конечно, зять сразу догадался, что хочет сказать этим теща, но  не садился. Из этой беды выручает тещу пришедшая соседка. Разсказывается также про появление самовара, как необыкновеннаго явления в  их жизни. «Сделаютъ так, что вода будет кипеть на столе», говорила одна старушка. «Мы не как не могли понять этого чуда» и ждали, конечно с  нетерпением. Разсказываются также анекдоты про незнающих долго назначения самовара и т. п. Как-бы радушно и ласково вас не принимали,  но все таки чувствуешь, что ты не у русских. И во всей его позе, особенно во взгляде, проглядывает хитрость и обман. А обман они ценят высоко. 

Так, один разсказывал, как даже сам исправник не мог вытребовать с него денег за неплаченную подать. «Стребовали», разсказывает он, «меня  после ужина и просятъ денег. Нету говорю, да и взять теперь негде, в непоказонное время только стану людей пугать.
Только пришол домой опять и стребовали. Деньги давай. Я говорю, что нету, а хочешь, так бери: два белых, а третий как снег». Из близь  лежащих деревушек, когда привозят сено, то чтоб оно было тяжелее катают его в снегу. Делают это дома на сараях. Когда возят дрова, то под  костер полагают обрубок дерева толще, чтобы костер казался выше. Если про русскаго можно сказать, что он воин, про древняго еврея  проповедник-миссионер, то про кореляка сутяга-аблокат. От суда он и не ищет себе выгоды, он даже согласен понести убыток, его единственное  желание «пусть не спокойно спит и его враг или хоть сходит на суд.» Быть выше другого чем-нибудь это его заветная мечта. Даже в церкви он  старается занять первое место. Если хотите его раздразнить, то только стоитъ сказать, что в другой соседней деревне народ будет вежливее,  гостеприимнее или что-либо в этом роде, как он приходит в неописанную ярость.

Какой свет в корельской деревне, в обширном смысле этого  слова, если кто в ней не бывал – то я думаю не ошибется и без описания – между тем как у них жители селенья с презреньем отзываются о  жителях деревни: «там ведь, против нашего гораздо серо». Кроме преувеличения, должен сказать, в этих словах есть своя доля и правды. Из  больших сел больше едут в Петербург, притом в селах есть церкви и школы. Конечно, большое значение имели и имеют пути сообщения. Так, в  Викшицах, хотя это и деревня, от которой водопад «Кивач» отстоит в 5 верстах и прием и особенно разговор чисто русский.

Все же нельзя не  ужаснуться, какая царит в глухих деревушках темнота. Так, одна женщина про больного сына спрашивала у священника: «Скоро ли батюшка, он  помрет, то, ведь, вы по книгам видите». К чести их нужно сказать, что они стремятся к просвещению. У некоторых более зажиточных,  побывавших в Петербурге, есть начитанность, только больше в области истории и законов. Большинство же любитъ читать книги «которы  покамеднее». Из учебных предметов, по словам многих учителей, побывавших в кореле, они высказывают любовь и способность к арифметике.  Некоторые родители только смотрят на этот предмет и на пение неодобрительно. «Сколько за сарафан заплатить, говорила одна женщина, так  это и без всякой рихметики высчитают. Учили бы скорее писать, да читать». И действительно многие даже из неграмотных торговцев поражают  быстротою и верностью умственнаго счета. Не вследствие ли этого, можетъ быть и торговля у них является любимым занятием.

Если не вся  кожевенная торговля в Петербурге сосредоточена в руках кореляков, то все же и они для этого, т. е. торговли кожей уделили порядочный  процент. К тому же нужно прибавить, что они умеютъ  для торговли выбирать подходящия места. Огромностью же сведений по этой части просто  некоторые поражают. Многие маркитаны или маклаки снабжают Петербург рыбой и особенно птицей, платя на м?ете за пару по 30 к. и 50 к., а  продавая по 80 к. и 1 р. Иные уходят на лето в кладчики, т. е. привезенные на судах чухнами дрова складывают в костры. Они же служат между  хозяевами и чухнами переводчиками. Уходят на эти заработки, обыкновенно, самые бедные по какой либо причине не имеющие земли.

Правила  пользования землею здесь не такия, как у русских, чрез несколько лет 10 или 15 земля одного крестьянина не переходит другому. Если кто  раньше распахал или теперь распашет, тот тем и владеет, хотя бы даже не было в доме мужчинъ. Прежде этот труд, т.е. земледельческий  пользовался любовью; об этомъ свидетельствуют широкия поля и еще более из огромных камней сделанные огороды. Из крестьянскаго труда  особенною любовью пользуется гонка дектю и смолы. В труде кореляк не только не уступит русским, но даже по выносливости оказывается  просто зверем. Про неспособнаго к ручному ремеслу говорятъ: «у него шестой палец на лодони». В противоположность русским «нет и взять  негде», они говорят: «есть (разумеется у людей) только стоит заработать». В противоположность простому русскому народу у них религиозность  слаба. Это народ не идеалов, а наживы.
Исторический закон, когда не культурные народы сближаются с культурными, то первые сначала знакомятся с отрицательной стороной  последних, а уж потом с положительной, отразился и на кореляке.

В отношении порчи нравственности виновником для них оказался Петербург. Кроме Петербурга для порчи нравственности, по словам  старожилов, в последнiе 30 или 40 л., способствовала Сямозерская вол. С своими обычаями на беседах. Разговор у корел в свободное время , по  большой части, сводится на прекрасный пол. Их любимая пословица гласит: «на рыжики да на баб поста нет». Остроты и пословицы поражают  двусмысленностью. В разговорах для шутки подводят мины.

Справедливость требует сказать, что делают это они мастерски; так что без зеркала  себя увидишь. Часто также в разговоре они стараются сказать слово, с карнизом; хотя сознаются, что во рту «гутта» (каша), т. е. нечистый  русский выговор. Особенно их затрудняет различие родов, а отсюда неправильное согласование имен прилагательных с именами  существительными. Так, часто даже от порядочно говорящаго по русски можно слышать «наша Пеша». Кстати и некстати употребляют сана и  глагол есть. Кореляк никогда не скажет: «холодно, тепло, а вилуон, лимьонъ, т. е. холодно есть, тепло есть . Эти корельские обороты: «хорошо  есть, ладно есть,» конечно в шутку, употребляются и учащейся молодежью г. Петрозаводска. Не знаю, в чем состоит сходство между языками  корельским и латинским, но только мною еще в школе замечено, что знающим корельский язык латинский давался легко.


Споры из за да и различие, большею частью, сводятся к мягкому и твердому произношению, за небольшим исключением совершенно  измененных слов. Так слово ты в одном месте говорят шина, а в другом сина и синян или что мида и мидя. Первые смеются над тем, что сина и  мидя выходит по детски, а другие отстаивают, что шина и т. п. произношение будетъ финское. При спорах размахивают руками, показывают на  иконы, на людей и т. п. Говорят притом очень громко и быстро. Это не ускользнуло от внимания и нашего простого народа, который про громко и  скоро говорящих замечаетъ: «залобайдал, как кореляк». По признанию самих корелов, наш русский язык легче для выговора, но, конечно,  природный язык, по меткому выражению поэта, как «и дым отечества сладок и приятен.» В давании кличек, пожалуй, не уступят русским. Так,  одного плешиваго старика прозвали «муля», т. е. колматый.


Песни поются больше русския, в род «хац булат» и др.; только корельские горловые голоса, как-будто, позорят родные русские напевы. Русская  песня для обрусения корелов играет болшую роль. Так, они между собою не станут говорить по русски, но в песне дело другого рода. Правда,  иные не понимают значения слов, но все же они слышат и сами верно произносят слова. В песне как-то мало искажают произношение слов.  Своя собственная песня бедна содержаниемъ. Для примера приведем одну:
«этой песни не убудет,
на неделю песни будет,
курица петух, петух курица».


Кроме православных праздников у них есть еще свои….. это свадьбы. Тут собирается в дом стар и млад: как только женихов приняли», т. е.  допустли в дом сватать. Прежде чемъ жениху сватать, он посылает кого-либо из приехавших с ним в дом невесты объявить свое намерение  родным невесты и спросить позволение удовлетворить его желание. Если жених беден или по каким-либо иным причинам призванный  неподходящим, то не только не выдают, но даже не пускают его в дом и сватать. Здесь долженъ сказать, что кто-то писал про кореляков, что они  женятся, по большой части, на деньгах. Нет и нет. Они также выбирают человека по сердцу, и по их собственному выражению: «встают в те же  ступени, какие и у себя».

Вернемся к прерванному сватовству. После сватовства идет угощение, котораго с нетерпениемъ ждут не только сваты,  но, если не в большой степени, посторонния  женщины. Это материал для разговора. «Угощали-ли белыми пирогами и была ли поставлена  водка». На другой день невеста катается с подругами с песнями по деревне. Но не всегда решение бываетъ сразу. Иной раз до окончательнаго  решения полагается неделя или больше, когда имеется ввиду других женихов – соперников.


В это время жених должен ждать, с чем наедут – с приказом или отказом. С приказом к жениху ездятъ целым поездом. В самый день свадьбы  кореляки дают простор своей фантазии. На дно смоляной бочки полагают несколько снегу, затем на этот снег полагают дрова и зажигают. С  этой, объятой пламенем бочкой один из посторонних, обыкновенно подвыпивший, разъезжает. Словом происходят опять сборища, где танцуютъ  и применяют свою изобретательность в словах и действиях для комизма. Шафера, кроме связанных на крест полотенцев, как у русских,  надевают еще также на крест связанные куски кумача. После венца жених и невеста, боясь порчи, шесть недель не подают руки. О некоторых  обычаях лучше умолчать, так как другой, брезгливый читатель прочитав, пожалуй, откажется и от чтения газеты.


Похороны и проводы в солдаты носят будничный характер. Во всех торжествах кореляк все же высказывает не воинственный, а мирный  характер. Хотя кореляк пьет, но у него нетъ такого безшабашнаго разгула, как у русских. Кулачныя драки, в противоположность русским, здесь  редки. Главное семейное неустройство происходит здесь изъ за женщины. Этому, я думаю, много способствует то, что здесь часто принимаются  в домъ невесты. Несмотря на такую философскую пословицу: «каково на дому, таково и самому» у них все-таки желанный мир редко  встречается в семье. Неверен взгляд на детей. Они долго смотрят на них, как на глупых. Сильная избалованность, капризничество и упрямство  происходит больше из чрезмерной не по разуму любви матери к детямъ. Физически это народъ здоровый. Вырождене происходит от худой  болезни. В Святозере еще недавно ходили, а может и в настоящее время ходят, в баню мужчины вместе с женщинами. После бани даже  девушки нагия выходят на прорубь обдаваться.

Продолжительность пребывания на проруби служит признаком здоровья. В бане так закаляют  или лучше  притупляют нерв, что он бывает не в состоянии реагировать на раздражение мозга.
От простуды сидят и парятся в бочках. Пьют также чай или кофе с водкой от селитера, по их мнению, помогает чешуя от окуня: «она их разсекет».  В воде признают не одного водяника, но целую родословную, произшедшую от Дэхима и Марфы.


Так, в деревне Сопохи, когда за прошлый год был сыпной тиф, то один молодой человек лет 25 или 28 даже в последнем периоде, когда была  болезнь, мог ходить и разговаривать. На вопрос врача: «что еще болитъ, кроме головы»? отвечал: «одны глазы болели, да выболели, а теперь  другы болят». Или другой пример. В губ. больнице, за прошлый год лежал один кореляк в горячке, температура до 40% и выше, а он ходил к  товарищам и по корельски говорилъ «если куриком не ударятъ, то не помру».
Родственность и близость финнов не научила их обхождению и любви к лошади. Кореляк кормит ее не овсом, а кнутом с прибавлением «мадо  метчай» т. е. чорт и лесовик. Богатыя избы строят больше пятистенныя; так что горница отделяется отъ жилой избы только глухой стеной, а не  сенями, как у русских. В горнице пол выкрашен желтой краской, с бросающейся в глаза медной посудой, разставленной по лежанке и по  шкафам.

Предтеченскій.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.