ГлавнаяШкольные сочиненияОбраз Евгения Онегина. «Земли родной минувшая судьба».

А. С. Пушкин.
Образ Евгения Онегина.

        Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течении  8  лет(с 1823 по 1831).  Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе.
        Главный герой  - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет,  умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении?


        Названием романа  Пушкин  подчеркивает  центральное  положение Онегина среди других героев произведения.  Онегин -  светский  молодой человек,  столичный  аристократ,  получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза - гувернера  в  духе  литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.  Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры,  отличаясь в этом отношении  от  большинства
дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи,  постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой:


Нет, рано чувства в нем остыли,
Ему наскучил света шум...


        Пустота жизни мучает Онегина,  им овладевает хандра,  скука, и он покидает светское общество,  пробуя  заняться  общественно-полезной деятельностью.  Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний.  Он живет "без цели,  без трудов".  В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам,  но он не задумывается над их судьбой,  его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни.


        Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной,  нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохотни глупцов". В подавленном  состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. 

Эти странствия дают ему возможность полнее  взглянуть на  жизнь,  переоценить  свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.  Онегин возвращается в столицу  и  встречает  ту  же картину жизни светского общества.  В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине.  Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.  Любовью Онегина к Татьяне  Пушкин  подчеркивает, что  его герой способен к нравственному возрождению,  что это не охладевший ко всему человек ,  в нем еще кипят силы жизни,  что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.


        Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних  людей". Вслед за Пушкиным были созданы образы Печорина,  Обломова, Рудина, Лаевского.  Все эти образы являются  художественным  отражением  русской действительности.

А. С. Пушкин.
"Земли родной минувшая судьба".
(Исторические произведения А. С. Пушкина).

        Тема исторического  прошлого  родины всегда волновала Пушкина, как поэта,  так и прозаика.  Им были созданы такие  произведения,  как "Песнь  о вещем Олеге",  "Бородинская годовщина",  "Полтава",  "Медный всадник",  "Борис Годунов",  "История Пугачевского бунта" и конечно же "Капитанская дочка".  Все эти произведения описывают разные исторические события,  разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий,  описанных  в  древнерусском памятнике "Повесть временных лет", заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.
        Одно из первых таких произведений - "Песнь о вещем Олеге", написанная в 1822 году,  в котором дается поэтическая  версия  автора  о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над Византией: "Твой щит на вратах Цареграда".
Тема торжества русского оружия, героизма русского народа, победителя и освободителя,  ярко и сильно звучит и произведениях,  посвященных Отечественной войне 1812 года.  Как прекрасны строки седьмой главы "Евгения Онегина" , воспевающие подвиг Москвы:


Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленнопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.


        В строках стихотворения "Воспоминания в  Царском  Селе"  перед нами встают прославившиеся в боях "Перун кагульских берегов" Румянцев, "вождь полунощного флага" Орлов.  Этой же теме посвящено стихотворение "Бородинская годовщина", написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
        Одно из центральных мест в творчестве Пушкина  занимает  образ Петра I. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме "Полтава":


 Была та смутная пора,
 Когда Россия молодая,
  В бореньях силы напрягая,
  Мужала с гением Петра .


        Похожие мысли встречаются и в "Медном всаднике",  где он говорит о славном правлении Петра,  называя его "властелином судьбы", поднявшем "Россию на дыбы" и прорубившем "окно в Европу".

        Неоконченное произведение "Арап Петра Великого" продолжает эту тему. В этом произведении поэт рассказывает нам о своем предке, прадеде Ибрагиме Ганнибале.

        В драме "Борис Годунов" обращается Пушкин к иной эпохе,  эпохе смутного времени. Это был период тяжелейших испытаний для России. Драма "Борис Годунов" - в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории.  В этом произведении автор,  предвосхищая Достоевского,  развенчивает теорию,  что якобы цель оправдывает средства.  Оба - и царь Борис,  и Раскольников - совершают преступления,  оправдывая себя  "благими  намерениями",  забывая,  что именно ими вымощена дорога в ад.
        "Капитанская дочка"  - наиболее значительное историческое произведение Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал автор.  "Капитанскую дочку" автор написал, работая над "Историей Пугачевского бунта" - документальным произведением с массой  свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но "Капитанская дочка" - это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе "Мой Пушкин",  по своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.  Пушкин - исследователь  знает  кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями.  Пушкин - поэт помнит о ней,  устами Швабрина  пугая  Машу участью  Елизаветы  Харловой.  Помним о ней и мы,  думая о возможности Гринева отправиться,  как и его прототип,  сержант Кармицкий, с камнем на шее "вниз по Яику". Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом "чара".

        В повести "Капитанская дочка" Пушкин впервые разработал  новый эпический жанр - жанр исторической повести,  исторического романа. Отдавая дань поэту,  наш современник Давид Самойлов так напишет об  этом удивительном произведении:

Крестьянский бунт,
Начало русской прозы,
Не свифтов смех,
Не вертеровы слезы,
 А заячий тулупчик Пугача,
 Насильно снятый с барского плеча.

        "Капитанская дочка" является началом русской исторической прозы.  Без него не было бы "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя,  "Войны  и  мира" Л.Н.Толстого, "Петра I" А.Н.Толстого.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.