ГлавнаяАрхивОлонецкие губернские ведомостиОлонецкий край — Статья А. Соборнова 1895 год — часть 1

 

Описание Олонецкого края 19 века

 

Описание Олонецкого края 19 века - часть 1
Описание Олонецкого края 19 века - часть 2
Описание Олонецкого края 19 века - часть 3
Описание Олонецкого края 19 века - часть 4

Если природа не наделила Олонецкий край хлебородными силами, за то она щедро одарила этот край грандиозными богатствами, кроющимися в роскошных сосновых и еловых лесах, в многочисленных обширных и глубоких озерах и реках и в недрах земли. Если Олонецкий край мало годен для земледельческой культуры, за то он может служить одним из лучших и производительнейших пунктов России для горнозаводской и лесной промышленности, ддя охотничьего и рыбного промыслов.

Немало русских и заграничных ученых знаменитостей и пытливых туристов посетили уже и посещают ныне край, с которым я хочу познакомить читателей. Одни из этих ученых и просто туристов находят Олонецкий край сходным, по его действительно чудным ландшафтам, с Швейцарией или Тиролем, другие, посещая этот край летом, находят, что наилучшая летняя пора в Европе - это в Олонецкой губернии и проч. Много лестных отзывов об Олонецком крае, его живописных местностях и богатствах можно было бы привести. Но скажем только, что все ученые и путешественники, вынося из посещения Олонецкаго края различныя впечатления, сходятся в одном, что Олонецкий край - интересный уголок на европейском контингенте.

Не смотря на захолустность Олонецкаго края, последний служил и служит ныне местом многочисленных исследований в археологическом, историческом, этнографическом, геологическом, зоологическом и других отношениях. Об Олонецком крае имеется много печатных статей и целых ученых трактатов. Помимо исследований естественных богатств края и исторических изысканий о последнем, имеются и сборники былин, песен и корельских сказок Олонецкаго люда.
Суровая и величественная природа Олонецкаго края вдохновляла некоторых наших поэтов: в прежнее время Державина, а в наши дни Греве.

Из изследователей Олонецкаго края упомянем об инженере Ярцове, исследовавшем горныя богатства края, о Гильфердинге, собиравшем народныя песни в Олонецком крае и исследовавшем его этнографию, о Е. Барсове, изучавшем край в историческом и этнографическом отношениях, о священнике г. Петрозаводска, о. Григории Модестове, собравшем корельския сказки и переведшем их на русский язык, о Рыбникове, собравшем олонецкие былины, о профессоре Иностранцеве, производившем в крае геологические изыскания, результатом которых явился обстоятельный труд профессора и геологический очерк Повенецкаго уезда.
Помимо этих исследователей Олонецкаго края, последний посещал член географического общества Майнов, описавший в интересных очерках Обонежье. Европеус производил в Олонецком крае лингвистические исследования. Наконец, статистикою края усердно занимался секретарь Олонецкаго статистическаго комитета А. И. Иванов.
Олонецкий край знаменит в историческом отношении. В древней Руси район нынешней Олонецкой губернии входил в границы, так наз., Обонежской пятины. Эта Обонежская пятина, во время Новгородскаго веча, служила неоднократно ареною для удалых, или - лучше сказать - разбойничьих набегов новгородских и псковских вольников. Многие из этих вольников, побывав в упомянутом крае и облюбовав известные местности, выселились сюда, заняв лучшия места в суровом крае по берегам многорыбных озер и рек. Занимая такия местности, пришлецы из Новгорода и Пскова коренное корельское население края оттесняли в глубь последняго.

Во время удельных князей в России в нынешнем Олонецком крае были владетельные князья, например, Каргопольские. С объединением Москвы район Обонежской пятины, и в том числе Олонецкий край, был разделен на воеводства. С дальнейшим течением времени Олонецкий край был разбит на уезды. В настоящее время Олонецкая губерния состоит из семи уездов: Повенецкого, Петрозаводского, Пудожского, Олонецкого, Вытегорского, Лодейнопольского и Каргопольского.

Олонецкий край в своих пределах, нередко, видел царственных особ и высоких лиц. Еще до императора Петра I, во времена царя Иоанна Грозного и даже ранее, он служил местопребыванием для некоторых особ из царской фамилии. В Княжской волости северной части Петрозаводского уезда имеется и до сих пор несколько семейств „обеленных“ крестьян, потомков того крестьянского семейства, у котораго нашла приют одна из древне-русских царевен. В награду за это гостеприимство было „обелено“, т. е. было освобождено от повинностей и до последнего времени от рекрутчины. Таких „обеленных“ крестьян в Олонецком крае не мало.

Император Петр Великий в Олонецком крае оставил после себя большую память. В настоящее время здесь можно слышать разсказы о различныхъ эпизодах из времени пребывания в этом крае императора Петра I. Разсказывают, например, как великий царь тащил через непроходимые повенецкие леса целую флотилию от Белого моря к Онежскому озеру, указывают на целебный источник марциальных вод, открытых мастеровым Рябовым и которыми лечился Петр Великий и проч.

Великий царь впервые в Олонецком крае положил начало для правильной горнозаводской промышленности. Его гений сразу провидел, что Олонецкий край, на первый взгляд такой бедный, не производительный, может быть одним из лучших пунктов России для развития горнозаводской промышленности и кораблестроительного дела. Великий царь первый горный завод устроил на том месте, где ныне расположен г. Петрозаводск, и корабельную верфь на месте нынешнего г. Лодейнаго-поля. Обширный пушечно-литейный завод и поныне существует в г. Петрозаводске, ? о корабельной же верфи в Лодейном-поле осталось только одно воспоминание.
В настоящее время в Олонецком крае можно видеть вещественныя доказательства пребывания здесь императора Петра. Например,
в церкви, между сс. Косалмою и Кончезером, Петрозаводского уезда, имеется запрестольный крест и деревянная паникадила, выточенныя собственноручно Петром I-м.

Олонецкий край со времен царя Алексея Михайловича играл видную роль в истории русского раскола. Распространенная раскольническая секта бегунов или странников впервые получила свое развитие в Каргопольском районе Олонецкаго края. Основатель этой секты Евфимий, беглый солдат, впервые подвизался здесь, совращая целыя селения в свою ересь и укрываясь от преследований в дремучих каргопольских лесах. Последователи этой ереси - крестьяне сконцентрированы в настоящее время в Каргопольском уезде.

В Повенецком уезде около озера Выг, по реке Лексе, несколько десятков летъ тому назад, процветали знаменитые в истории русскаго раскола выгозерские скиты. Эти скиты, известные еще императору Петру I, служили долгое время гнездами или разсадниками раскола на Олонецкой территории. Из этих скитов выходили опытные расколоучители, в них же находил надежный приют совращавшийся в раскол православный люд, беглые солдаты и т. п. В этих скитах, игравших в свое время роль общежительных монастырей,  должно правду сказать,  процветало сельско-хозяйственное дело, которое вело относительно образцово и служило прекрасным примером Повенецкому, да и крестьянству других районов губернии для ведения и развития земледелия, огородничества; под общим названием Даниловских, они владели в пору своего процветания обширными хозяйственными угодьями и являли собою единственный район не только в Повенецком уезде, но и во всем Олонецком крае, в котором цвела сельско-хозяйственная культура. Трудолюбивые даниловцы доказали, что в таком суровом, безплодном и столь непригодном для сельско-хозяйственной культуры крае, как Олонецкий, может быть, при разумном труде и настойчивости, развито земледелие.

Таким образом, если в религиозном отношении даниловские скиты служили разлагающим элементом, за то в экономическом отношении они были полезны для Олонецкаго края. Эти скиты несколько десятков лет тому назад раззорены, на месте их ныне стоят одни развалины, в которых в настоящее время оканчивают свои дни несколько даниловских стариков и стариц.

Олонецкий край полон православною святынею. В лесах, по дорогам, у родников и озер - многочисленные кресты. Храмов в крае - множество. Некоторые из храмов почтенной древности и возбуждают интерес археологов. В районе каждаго уезда по несколько монастырей, в которых покоятся мощи угодников Божиих: Александра Свирскаго, Александра Ошевенскаго, Адриана Ондрусовскаго, Корнелия, Ионы Климецкаго (на Климецком острове, Онежскаго озера) и друг. Из Олонецких монастырей - замечательнейший, - это Александро-Свирский мужской монастырь в Олонецком укзде, в 45 верстах от г. Олонца. К этому монастырю (в котором покоятся открытыя мощи св. угодника Александра Свирскаго) ежегодно стекаются значительныя массы богомольцев из различных пунктов Олонецкаго края и других губерний России.

Святые Олонецкие пустынножители в истории культуризации Олонецкаго края играли важную роль. Независимо от своих высоких, чисто подвижнических трудов и насаждения св. евангельскаго учения среди идолопоклонствовавшей в давние века Чуди и Корелы, этих коренных обитателей Олонецкаго края, великие Олонецкие подвижники Христа были первыми культуризаторами дикой Олонецкой Корелы и Чуди. В то самое время, как псковская и новгородская вольница, вторгаясь в пустынный и дикий край, оттесняла коренных обитателей его в непроходимую глушь лесов, устрашала этих обитателей, - святые угодники Божии: Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, Александр Ошевенский, Лазарь, Корнилий и друг. просвещали дикую Корелу и Чудь св. евангельским учением и научали их оседлой жизни, приучали диких сынов севера к земледельческому труду и правильным промыслам.

Если дикое коренное население Олонецкаго края впервые и начало жить разумною человеческою жизнью, если из рыскающих звероподобных существъ это население сделалось оседлым и восприняло начала элементарной культуры, которою уже пользовалось русское население тогдашней Обонежской пятины, - то это благодаря св. Олонецким пустынножителям, из которых некоторые свою высокую миссию запечатлели своим мученичеством, своею кровью.

Труды св. Олонецких пустынножителей в деле культуризации Олонецкаго края не забвенны. Олонецкий люд свято чтит их память и помнит столько веков благодеяния, оказанныя ему святыми пустынножителями. О таковых благодеяниях св. пустынножителей в крае существуют предания. Например, в Каргопольском уезде существует следующее предание. Когда в уезд прибыл св. Александр Ошевенский и увидел много гадов в уезде, вредивших людямъ, то он проклял гадов и с тех пор и по настоящее время, как говорят, в Каргопольском уезде нет змей, хотя в соседних уездах их множество.

Таким образом, в основание культуризации кореннаго населения Олонецкаго края было положено религиозное начало, - первыми насадителями культуры среди Олонецкой Чуди и Корелы были св. пустынножители. Дальнейшая же культуризация Олонецкой Корелы и Чуди совершалась под влиянием пришлой русской народности из Новгорода и Пскова, заселявшей мало по малу край и в настоящее время ставшей преобладающим в крае элементом. Благодаря влиянию русской народности, аборигены Олонецкаго края - Корелы и Чудь, по своим обычаям, привычкам, экономическому быту, сходны с русскою народностью, от которой отличаются только особенностями, присущими корельской и чудской натурам и говорам.

II.

Предпослав некоторыя историческия данныя об Олонецком крае, взглянем теперь на современное население последняго.
Народности, населяющия Олонецкий край, это русская и финская. Русская народность издавна колонизировала Олонецкий край. Впервые эта народность проникла в пустынный и дикий край из Новгорода и Пскова, во времена Новгородскаго веча. Проникнув в Олонецкий край, эти пришлецы, как уже было упомянуто выше, оттесняли мало по малу коренное население края в глубь последнего и заняли лучшие места в нем, по близости многоводных и многорыбных озер и рек, на сельгах (сухих возвышенностях) и вообще они заняли те районы Олонецкаго края, которые были наиболее пригодны не только для звероловства и рыболовства, но и для земледельческой культуры.
Поселившись в Обонежье, - этом первоначально чисто финском крае, русские пришлецы принесли сюда и русскую культуру.

Кроме пришлецов из Новгорода и Пскова, - в Олонецком крае были поселенцы и из других пунктов России. Во время царствования Петра I, в Олонецкий край были переселены крестьяне из Воронежской губернии, Пермскаго края и других районов России. Все эти выселенные в Олонецкий край крестьяне были приписаны к организовавшимся тогда в крае горным заводам.
Русский элемент усиливался временами ссыльными из разных губерний России. Русский элемент в настоящее время находится во всех уездах Олонецкой губернии, но, в особенности, он сосредоточен в Каргопольском, Вытегорском, Лодейнопольском и Пудожском уездах.

Аборигены Олонецкаго края, - финское население последнего,  распадаются на три отрасли: собственно Финны, Корелы и Чудь.
Корел в Олонецком крае считается до 40.000 душ обоего пола. Корелы занимают весь север и северо-запад Повенецкаго уезда, Петрозаводскаго уезда и большую часть Олонецкаго, причем Повенецкие корелы занимают самые суровые, скудные и безплодные районы и живут преимущественно рыболовством и звероловством. Чудское племя, количество котораго не превышаетъ 15.000 душ обоего пола, заселяет прибрежье озера Онеги в Петрозаводском уезде и прибрежье реки Верхней Ояти в Лодейнопольском районе. Олонецкая Чудь, превосходящая по своему умственному развитию и материальному благосостоянию корельскую народность, все более и более, как увидим ниже, ассимилируется с русскою народностью. На границе Олонецкой губернии с Финляндией в настоящее время живет ничтожное количество собственно финн, наз. в Олонецкой губернии, как и в Петербургской, чухнами.

Помимо упомянутых коренных народностей, в Олонецком крае встречаются в относительно ничтожном количестве: поляки, немцы и евреи, занимающиеся по городам мелким торгашеством и портняжеством.
В города и, в особенности, селения Олонецкаго края время от времени заходят и шведы из Скандинавскаго полуострова.
Всего населения в Олонецкомъ крае в настоящее время считается до 300.000 с лишним человек обоего пола, всех возрастов и состояний.
Из общаго числа этого населения приходится:
на долю русской народности - 85 проц.
„„чудской „- 4,92 „
„„корельской „- 11 „
„„других народностей 0,8 „
Олонецкий край принадлежит к наименее населенным губерниям России. На одну квадратную милю одной только суши в Олонецкой губернии приходится средним выводом - 127 человек населения.
Из районов Олонецкаго края наиболее населены: Петрозаводский (269 чел. на кв. милю), Олонецкий (199 чел. на кв. милю) и Лодейнопольский (192 чел. на кв. милю) и наименее населены: Пудожский (86 чел. на кв. милю) и Повенецкий (32 чел. на квадр. милю).
Из этих кратких данных видно, что население Олонецкаго края редкое и что, вследствие этого, земли для той или другой эксплуатации должно быть много. И действительно, в пространстве земли здешний крестьянин не обижен. Олонецкий крестьянин землею может пользоваться в волю, как и речными и озерными богатствами.

Вся Карелия здесь
 

История и культура древней Карелии
Карельский фольклор
Карельские сказки
Поморские сказки
Народные промыслы
Растительность, ископаемые, климат - карты
Русский лес в картинках
Природа Карелии
Растения Карелии
Птицы карельских лесов
Животные Карелии
Красная книга Карелии
Минералы
Карельский жемчуг
Малиновый кварцит
Эпос Калевала - краткое содержание
Мини-игры для всех возрастов
Песни о Карелии
Способы привлечения и подкормки птиц
Этнография карельского края
Жизнь леса - книга для внеклассного чтения
Петроглифы
Карельская береза
Эпос Калевала
Кижский архитектурный ансамбль
Рыбы Карелии
Карельские озера
Карельские реки
Заповедники и заказники
Карельская кухня
Фотографии карельской природы
Для похода
Юным туристам
Сочинения по литературе
Рефераты для всех - бесплатно
Моя Карелия 5 класс
Моя Карелия 6 класс
Моя Карелия для старших классов
Полезные ископаемые Карелии
Топонимика Карелии
Фотографии старого Петрозаводска
Зимующие и перелетные птицы
Календарь природы - Птицы

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.