ГлавнаяАрхивЭтнография Олонецкой губернииИз быта пудожан — описание занятий, быта, жизни жителей Пудожа 19 века

Предтеченский. Из быта пудожан // Олонецкие губернские ведомости. 1906. № 105.

Из быта Пудожан.

Из быта пудожан Город Пудож, расположенный на правой живописной холмистой стороне реки Водлы, своими маленькими, старенькими домиками, преспокойно  расхаживающими по улицам и тротуарам лошадьми, скорее напоминает собою деревню, чемъ город. Такое невыгодное впечатление он  производит на проезжающих. Еще более он падает в глазах путника, если он пожелает в нем остановиться. Здесь нет не только гостинниц,  меблированных комнат, но даже постоялых дворов. Правда, что-то вроде меблированных комнат есть на верху в чайной, но самая вывеска  гласит : «читальня чайная», она же «зал для развлечений» и т. п. Сверх того здесь, вследствие банкротства купца Пл., долгое время не было до  1905 года, мелочной лавочки, где бы можно было достать хлеба. Нельзя найти занятий ни умственных, ни физических. Правда, из физических  можно найти и то только специально знающим плотницкое или печное ремесло. Обратим внимание на другие заработки.

Зимой крестьяне  обыкновенно поставляют в город дрова. Сажень дров в городе стоит 1 руб. Нужно их нарубить, распилить, наколоть, привезти домой, собрать в  костры и потом доставить в город. На это потребовалось бы 3 дня двум рабочим с лошадью. К счастию, дрова заготовляются весной. Но от этого  все-таки суть дела не изменится. Должен сказать, что дрова привозятся не только с близ лежащих деревень, которых около 10, но и отстоящих от  города за 7 и 10 верст. К тому же дрова и от деревни рубятся часто за 7 верст. Содержание же в городе и близ лежащих деревнях нисколько не  дешевле. Сиг ловится в Водле, а  остальная рыба в город привозится из Вакуксы, Сумозера и Водлозера.

Зимой же привозится рыба и из Лекшмозера, Каргопольскаго уезда.  Кстати сказать о тех злоупотреблениях, которыя произвели в какия-нибудь 5 лет такой крутой переворот в цене на рыбу. Прежде, весной, как  только открывалась река, сиг шел из озера Онега в Водлозеро. Какой массой шел сиг можно судить по тому, что один раз мужичек в д.  Росляковой с окна увиделъ как в реке массой шел сиг – улов был две или 3 лодки в сплав. Но теперь? В самом устье реки жители Шалы стали  ставить матки (большия мережи), так что рыба только при самой большой воде может проскользнуть в реку или когда бывает сильный ветер с  Онега разбивает матки и совсем уносит в Онего. Но это только случайность, остальным же жителям, кроме разве еще Подпорожан, приходится  отказаться от дедовской пословицы: «река отворится – квашня растворится».

Для прохода парохода оставляется место. Несмотря на то, что  крестьянам, живущим по верхнему течению, приходилось неоднократно судиться и у крестьян селения Колова сохранилась даже копия с бумаги  от сената, запрещающая закрывать устье реки, но de facto река закрыта. По этой-то причине остальным жителям по Водле приходится для  собственнаго употребления ловить по бачагам (заливы в реке) бродцом (небольшим неводком, в сажень величиной – при чемъ приходится  бродить в воде) небольших щук, окуней и плотву.
Удятъ также щук, по ручьям, на большой крючок. К длинному удилищу, наз. «маниховище», привязывают  на леске большой крючок, с  насаженной на нем живой лягушкой. Подобным орудиемъ нужно водить по поверхности воды взад и вперед. Этот способ рыбной ловли  называется маненьем щук. Осенью, с 15 августа налимов ловят, по местному кужаров.

У берегов Онега их ловят неводом, а в реке приколами.  Осенью ездят также по реке лучить щук. Несмотря на различные способы рыбной ловли – не только продавать, но даже часто на уху и самим  рыбакам достать нельзя.
При вышеописанном положении за отсутствием железнодорожнаго и пароходнаго сообщения жить приходится бедному классу очень трудно.  Неудивительно поэтому, что евреи, несмотря на неоднократныя попытки их поселиться в городе, никаким способом не могли  акклиматизироваться здесь.


Обратим внимание на описываемую местность. Правый берег Водлы холмистый, возвышенный, в некоторых местахъ луговой, а в иных  песчаный. Левый же берег, напротив, низменный, болотистый, хотя в других местах ничем не отличается от праваго. Во время разлива Водлы на  левом берегу во многих местах затопляются не только луга, поля, но даже деревни. В настоящем, например, году в Коловском приходе, о Пасхе,  с крестом, приходилось от деревни до деревни ездить на лодке, а по деревне на плотах. Скот нужно было помещать на сараях и в сенях.  Разлившаяся вода уносила дрова и изгородь около полей.

В этом году она этим только и ограничилась, не принеся крестьянам большаго вреда.  Вред ея, обыкновенно, ощутителен бывает, когда вода, довольно нагретая, вторично выступает из берегов, что случается при позднем –  неодновременном вскрытии Водлозера. Такая вода портит озимыя поля – «водой выедает». Этот вред от воды бывает редко. По большей же  части, после первой воды земля делается рыхлее, мягче, или, как говорят крестьяне, пушистее, вследствие чего быстрее и обильнее дает рост  хлебам. Вода, обыкновенно, покрывает поля и луга две недели. Крестьяне сеют больше овес. Овсяный блин с рыбой, волнухами или ягодами –  это обыкновенная крестьянская пища. Сказочное выражение: «баба пеки пироги и блины, а я поеду за дровами», как будто позаимствовано  отсюда. Жито сеется очень редко, не потому что земля не родит, напримеръ, в настоящем году на жито был хороший урожай, а что к посеву его,  требующему большаго труда, не привыкли.

Для посева овса стоит только скосулить землю, бросить зерна, заборонить и готово. Земство,  выписав железныя бороны, оказало в этом отношении крестьянину большую пользу. Деревянная борона не могла так размягчать земли, как  железная. Земли здесь (разумеется пахотной,) за немногим исключением, вполне достаточно. Не говоря уже об оставленных нивах, в которых в  прежнее время, по собственному же выражению крестьян, можно было объехать в день всего три лехи или борозды, даже поля почти на 1/3  запустошены. Такому печальному положению отчасти способствовал самый способ надела земли. Земля давалась по душам всем без различия.  Иные по бедности, иные по нерадению, иные надеясь на другия наживы, речь о которых будет ниже, землю запустошили; так что она  владельцам не только не приносит пользы, но даже убыток (платеж подати). Про таких пахарей сами крестьяне говорят:земля заела».

Не все, конечно, оказались в таком положении. У иных вырастает хлеба на год. С полей снимают три хлеба: рожь и два овса.  Хороший овес с барана (10 снопов) дает маленку (мерку) зерна: что-то вроде  пуда. Пуд овса осенью стоитъ 60 коп., а весной 1 р. По той же цене  продается или меняется на товар и рожь. Весной овес сеютъ очень рано, как только сойдет снег, чтобы он осенью не позяб. Нужно сказать, что  земля здесь требует тщательнаго удобрения. Скота-же крестьяне почему-то держатъ мало. Недостаток скота, а следовательно и удобрения  отражается на хозяйстве. Хвоя в постилку скоту идет редко, а торфу и вовсе не употребляют.

Картофеля садят очень мало. В деревне Сиговом  еще сохранился старинный взгляд на нее, как на «цертовы катышки». Прежде здесь сеяли лен (о котором было сказано в прежних нумерах Ол.  Губ. Вед. одним крестьянином) и горох. Последний прекратили сеять по причине все прогрессирующаго воровства. Поля, находящияся под  окнами одной деревни, часто принадлежат отдаленной. Это объясняется тем, что в прежнее время, в приданное за девушкой давали земельные  участки. Однажды мне пришлось увидеть у крестьянина вырощенные огурцы. Явление в этом крае, конечно из ряда вон выходящее. Спрашиваю:  верно тебя агроном научил? «Нетъ, говорит, сам. Хотел у агронома спросить, да стыдно». Какой же, спрашиваю стыд? – «Да, агроном говорит  так, что нельзя ничего понять». Мне лично с агрономом говорить не приходилось и поэтому я судить не могу, прав или нет мужик огородник.  Ветряных мельниц около Пудожа нет, на водяныя мельницы приходится ездить от иных деревень за 12 верст, несмотря на густо населенныя  места.

Луговую траву косят артелями, с двух душ требуется человек, а потом делят в ином месте кучами, а в ином зародами. Кроме луговой травы, так  называемой наволочной, крестьяне косят еще на пожнях. На пожни приходится ходить за 7 -12 верст от деревни. Болотную траву косит, кто  желает. Кстати сказать, есть болота, которыя, по мнению крестьян, могли бы быть осушены. Таковы, например, Ломовое, отстоящее от деревни  Росляковой на юг на разстоянии версты. В длину имеет 3 версты, а в ширину около версты.

С восточной стороны скат имеет в Ченежский ручей,  а с южной в Водлу. Возов сена имеет около ста. Осесное болото от слова осек – изгородь, от деревни Росляковой отстоит в двух верстах. В длину  имеет версты 4, а в ширину, где версту, а где 200 сажен. Скат имеет в Ченежский ручей. Брусовское болото, отстоящее от деревни Ченежской на  версту. В длину 11/2 версты, а в ширину 200 саж., скат – в реку Водлу и Ченежский ручей. Лесу, хотя много, но не особенно  густой. Хорош  сосновый, ровный бор, в который солнце не только проникает, но даже светит. Такия места, как известно, медициной признаются бальзамом для  чахоточных и страдающих грудными болезнями. Таких боров здесь очень много. Один, между прочим, находится у самого селения Кулгалы,  отстоящем от города Пудожа в 12 верстах.

В таких борах растет много белых грибов. Последние два года на них был неурожай. Волнух в  минувшем году, было очень много. Из ягод растет: клюква, морошка, земляника, черника, черемха, куманика, калина, малина и брусника.  Водяной птицы мало. Из лесной птицы водятся: рябчики, куропатки, косачи, мошники и др. Пара рябчиков, в глухих деревушках продается по 18  коп., а в городе по 30 коп. Мошник идет за пару рябчиков. Вследствие строгаго надзора за ловлей рябчиков силками и увеличившагося  покупателя цена на них стала повышаться. Из зверей водятся: медведи, лисицы, выдры, куницы, зайцы и особенно много волков. В минувшем  году белки бегали по деревням; ребята били их палками.

Мясо лося продается от двух до трех копеекъ за фунт. Мясо медведя зарывается, как и в  других местах нашей губ., в землю, а иногда продается в Пудож. В осеннее время изредка на пароходах отправляется в Петербург. Насекомых:  комаров и оводов, очень много не только в деревнях, но и в городе. Метеорологическия наблюдения, кажется, не производятся. В то время, как с  Видан писали, что там шли дожди, здесь стояла жара, чуть не взявшая засухой овсов, оправившихся благодаря только дождям, бывшим 24 и 26  июня. Снегу зимой, по сравнению с Каргополем и Вытегорским уездом, выпадает здесь больше. Крестьяне объясняют это обилием лесов. Зимой  бывают сильныя и частыя вьюги.


Постройки у крестьян деревянныя. За исключением трех четырех деревень с хорошими бревенчатыми избами – остальныя маленькия. Между  окон вставляют деревянныя палочки, украшенныя пестрыми лоскутками. Сохранились во многих деревнях черныя или курныя избы. Къ избамъ  съ б?лыми печками пристраиваются небольшiя избушки, служащiя для приготовленiя пойла скоту и другихъ черныхъ работъ, называемыя  заднюхами. Большинство деревень устроено по пословице: «пять дворов, а семь улиц». В гумнах печки делаются из кирпича – в видах  предохранения от пожара. В гумнах также мнутъ ленъ. В прежнее время, когда пахали много льна, в лесу кроме станков, были устроены гумна и  даже бани.


Одежда. Будничная одежда крестьянина почти ничем не отличается от описываемой в XVI век. Тот же самими вытканный белый балахон, летом  лапти, а зимою сапоги и валенки. (В последнее время делаются опыты приготовления валенок самими.) Словом, в одежде сохраняется простота.  Все-таки и здесь заметно движение. Прежний русский старинный наряд, с кокошником на голове, вытесняется. Его можно встретить только о  свадьбах и изредка о праздниках. Стали вводиться галоши и зонтики.


Обычаи.
Свадьбы обходятся крестьянам очень дорого. Нужно заплатить за невесту от 15 до 80 руб. Каким бы состоянием жених не обладал,  обычай требует дать старикам на четверть, а бабам на пряники. Отцу жениха также весь выкуп, полученный за дочь, да еще с прибавочками,  приходится употребить на свадьбу. Сватов жениха нужно бывает отдарить. Отдаривание сватов жениха стало выходить из моды. Дарить стали  только семейных. Невеста ездит зазывать родственников на свадьбу. Этот обычай называется ездой «с добромстом». Свадьбу, чтобы не  испортили, отпускают: булавкой, звездочкой, волкам и зайцам. Спортить отпуск могутъ только оглоблей. Теща обязана поставлять зятю на Пасху  яйца. Обыкновенно, яиц дают от 100 до трех четырех десятков.


По прежним нравам девушке нельзя было гулять с молодцом. Если обратимся к настоящему времени, дозволяющему сидеть молодцу с девицей  в сарае вдвоем, то увидим, какой регресс в нравственном  отношении совершился в какия-нибудь 30- 40 лет.
«Что за комиссия, Создатель,
«Быть взрослой дочери отцом!»


Этот трагизм разрешился здесь легко… Предоставляется свобода. К детям младшаго возраста относятся равнодушно. Нередкость встретить  мальчиков 13  - 14 годов уже курящих. Это, ведь, в деревне, где знают, что друг у друга в котле варится. Увезти с бору нарубленныя чужия дрова,  или унести мясо убитаго зверя не считается пороком.


Разговор. Выговор пудожан довольно правильный. Старинный выговор сохранился в сказках. Любят говорить под рифму с прибаутками: «Вот  этта ударили, сюда ткнули, в это место пихнули, к этому месту поднесли, тут подставили, а потом в двери наставили и пошол». В песнях  описывается семейная и бытовая жизнь.
Праздники справляются больше летом. О празднике всегда можно встретить покачивающихся от «отечественной». В прежнее время, по словам  старожилов, пили больше, благодаря тому, что в кармане было больше звону, но только тогда в выпивке не принимала участия молодежь. На  Пасхе, когда ходят со крестом, то крестьяне дарят: свечи, полотенца и холст в пользу церкви.


Клады. Один клад, по мнению крестьян, находится недалеко от деревни Ченежи, во Ржаном поле. Однажды девушка боронила поле и увидала  золотые огоньки. Она закричала отца. Когда явился отец, то ничего больше не было. «Лихорадки, бае, тыво-ся», сказал он. Под словом «ты- вося», по Пудожскому жаргону, и разумелись золотыя деньги. Другой клад зарыт на пути от Росляковой в Лобегу разбойником Стафием у березы.  Двое мужичков ходили отыскивать оставленное золото, но так как адрес был обозначенъ очень точно, то перевод по назначению не попал.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.