ГлавнаяШкольникамЭтнография карельского краяНародное суеверие. Наговоры.

Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 36.


Народное суеверие. Наговоры.

1. Приход  к властям.

Народные заговорыГосподи Боже, благослови, отче. Лягу благословясь, стану перекрестясь; настает сей день Господень и с темныя ночи свет разсветает, заря занимает, красное солнце восходит, а птицы из гнезд вылетают, а звери из ложа выходят; а я, аз раб Божий (имя рекъ), умываю свое белое лице медвяною росою, крещуся и благословляюся, отхожду от своего одра и ложа покрыться небом, одеятся теплым оболоком. Стоит над мною Свят и с Пречистою Богородицею и святые Иоанн Предтеча, Святитель Николай со триста Ангелы и за мною идет святый великомученик Георгий на коне, с правыя руки грозный воевода Михайла архангел с скипетром, а на левой руке Гавриил архангел и с пращею, берегут меня раба Божия (имя рекъ) от всякия причины, и от злого человека всякого, и от бояр, и от всяких властей, и от православных христиан, и от раб Божиих. Иду коея власти, каков есть власом, и не мог бы противу меня с дерзновением никакого слова изрещи; и есть на сем свете мил день, а в оный Иисус Господь дал мне власть; и учнут меня чтити и любити цари, князи, и бояра, и судьи, и вельможи и православные христиане, меня раба Божия (имя рекъ). Он бы не мог без меня, раба Божия, ни ясти, ни пити, ни какого дела творити. И есть на сем свете река Лозокорь и на той реке Лозокоре есть камень Литарь, у того каменя стоит древо плотно и не гниюще, маслично, и около того древа вьется хмель накрепко: так бы тот раб Божий (имя рекъ) ко мне, рабу Божию (имя рекъ), привился крепко накрепко всем своим сердцем, и всею душою, и всею мыслию. И есть на том древе вьются гнезды с малыми дитятами, вьется птица ластовица с великим уныванием и любовию: и так бы сей раб (имя рекъ) вился около меня, раба Божия (имя рекъ), и обвился со уничижением и со умилением во всякой день и во всякой час. И емлют сии слова из уст моих и кладут сии слова тому рабу Божию (и. р.) под левую грудь и под ретивое сердце и душу. И поставлю аз раб Божий (имя рекъ) печь медную и положу дубовых дров и разожгу сердце у раба Божия (имя рекъ) и все мысли и не может сей раб Божий (имя рекъ) без меня раба Божия (имя рекъ) ни ясти и не пити, не ходить и не вставать, никакого дела делати от сякаго (сего) дня до такогож дня три года. Повейте буйные ветры со всех четырех сторон с востока и запада, с севера и полудня Божиим повелением, ангельским наказанием, положите вы мне рабу Божию (и. р.) в сей день и в сей час и возмите вы сии мои слова и понесите вы к тому рабу Божию (и. р.) и положите под его пазуху под левую сторону, к его ретивому сердцу и к души, чтобы сии слова не отложили бы до трех годов от сего дня, до такого дня, во веки, аминь.
Указ как идти ко властям: взять с берега воды в ставец, да учни говорить над водою, платком накрылся, да положить в ту воду копейку, да и хлеба кусок; а как пойдешь ко власти да тою водою умойся, а ту копейку положи за щеку и поди ко власти, да на него заглядывая на землю не плюй, а хош плюнуть ‒ и ты в плат плюнь.

2. Приход к властям.

(Въ рукописи: «Томущъ».) Во имя Отца, и Сына и Святого духа. Владыко Господи Иисусе Христе! дай Господи Иисусе Христе сему рабу Божию (имя рекъ) зглянуть сему рабу Божию (и. р.), на меня раба Божия (и. р.) мирным сердцем. И се аз раб Божий (имя р.) в споре…….. ни ярость бы его раба Божия (и. р.), и всем сердцем его в прах, а за брата-бы его раба Божия (имя рекъ); ныне и присно и во веки веков, аминь ‒ Сколь люб хлеб Царю, и князю, и боярину, и всякому крещеному человеку: доколе сего раба Божия (имя рекъ) не посмотрят своими очми, не могл-бы ясти, ни пить, ни сном заснуть, ни наястся, ни напиться, ни гуляниемъ загулять, ни забытием забыть. И буди те сии слова надобны на млады нова месяца, нарождена полна и ветха, тому делу аминь.

 

Покровский П., учитель. Народное суеверие. Наговоры // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 38.


Народное суеверие. Наговоры.

3. Свадебный заговор.

Говорят на жениховом дворе. Обойти с образом, стать у передней лошади, говорить на воск, всем поимянно, под крест класть.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Во храмине дому своего стану я, раб Божий (имя рекъ), благословясь, и пойду и умоюсь ключевою водою, сам реку: буди вода сия чиста и светла, аки реки Иорданския Тивилон, Ефран, аки Иордан река текущая, а в ней купался сам Иисус Христос во своих нетленных ризах Иисусовых, утирался убрусом своим. Сам реку: буди убрусь сей, аки пелена нетленная, Иерусалимская, Пресвятыя Богородицы, украшенная светлообразною зарею. Стану пред Божиим образом, святою иконою, на место свое, аки златый престол поднебесный, реку: благую творю молитву, и от сосцу изыди глагол мой из уст моих, аки гром сильный с молнием опалимым, огненным страшным судом; изъиди дух мой из уст моих, аки скорый буйный ветр дало, да находы, да сушило, да крушило от златокованных труб евангелистовых. Помолюся я, грешный, своею многогрешною душою от Божией милости о помощи упрашиванием и умаливаю от невидимых сил от небесных. Начинаю глаголати, слова говорити от небеси, от царства небесного, и от святого престола Господня, и от святого образа, и от тех риз громогласных, и от воевод небесных ангелов Божиих, от пламеннаго восхода, от звезд небесных, от рова звезды; табо звезда всем звездамъ силу подает и части моей светлому дарует. Говорю слова от облака Господня; говорю слова от херувимския силы, и от святых святителей, и от преподобных отцей, и от мучеников, и от священномучеников, и от апостольской силы и четырех евангелистов, златокованных труб, от святых ангел, круга церковнаго, от царской мудрости премудрого царя Соломона, от премудрости Акира премудрого, от премудрости царя Александра Македонского, от пророков мудрых древних, мудрецов века сего, от всего стания земного, от всякого дальнего расстояния и путняго шествования, от всяких мудрецов человек земных, и по воздуху от птиц от всяких, зверей земных, от всея пресмыкающияся твари, от лесовых сил, от водяных сил, от акинтора тивириадского, от морского царя водолея, от лесового царя ефививетра, от озеринного царя льва, царя единорога, от змеинаго царя светлопота, от птицы царя орла, от пребыстраго сокола, от рыбы царя доника, от морских стран, от бодренных вирак, которые виракии промеж синим морем да Лимандром озером, да в них запечатано к четырем царям людей Едовъ, Гов и Махов, Уституона запечатано суп-или-том, и муром, и голусом своим аспидом и бумити-том каменным Александром царем Македонским. Дай мне, Господи, крепко хранение, крепкое ограждение от триста лет разночальных немощей, от причинных ветров, от лксных прикосов и от временных всех тех портежников, от недругов и супостатов. ……… Тысячи ангелов имеют в руках своих по убрусу белому и в убрусе понесли наполненной чиросыпных искр огненныхе, только коней булатных, потольку стрел каменных, потольку рек огненных, потольку громов, потольку меглы, потольку колесниц огненных, потольку ветров, потольку воздухов, потольку оруженых стрел, потольку херувимов пасящих мя, потольку серафимов стрегущих мя, и от несущих замкнули меня, раба Божия (имя рекъ), во граде сем от злых человек земных, между убрусов своих, на сырую землю, на злых человек моих на портежников, на промышленников, на мыслящих из убрусов своих вся погубительная и страховистная по земли и по воздуху. Несчетные ангелы, возглаголите мне, аки сильный гром грянув: не бойся, человече, раб Божий (и. р.), утвержден еси во граде сем ангельским утверждением; вода в сила небесная, зиму во ограде вышний Декаполь, тмамито ‒ вы за меня ключи…….. Положи под враты и столбы во огненные уларь; около града того обтекли реки огненныя, обтекли колесницы огненныя, объехали коньми воеводы небесные вся Михаил и Гавриил, херувим и серафим, Илья Пророк, и апостолы, и евангелисты с трубами златокованными, оставив и спустив около меня, раба Божия (и. р.), гром и молнию огненныя, скипетры и стрелы булатныя, и реки огненныя от востока и до запада, от юга и до севера, от земли и до воздуха и начаша силы небесныя меня, раба Божия (и. р.), любить и хранить изо всех орудии пламенных, из убрусов и скипетров, бить и палить громом, разсѣкати и молнией пожигати и супостатов моих стреляти, портежи и причины сожигати огнем от моего скорождения и до исхода души моей. И донеси, Господи, в руце Бога живого, и сохрани от неприятельской силы; и ныне ключи мои храните во веки невредимо, аминь.

Учитель Павелъ Покровскiй.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.