ГлавнаяШкольные сочинения«Дно жизни» — трагический образ пьесы А.М.Горького «На дне»

А.М.Горький.

"Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне".

        Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году  для  труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия к пьесе.  Первоначально она называлась "Ночлежка",  затем "Без солнца",  и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл.  Люди, которые попали на дно, уже
никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже "уже некуда больше идти".  Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького:  это тот же мир пьяниц, воров, проституток  и сутенеров.  Только он еще более страшно и реалистично показан
Горьким.

        В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.  Под сводами  костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.  Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами.  Здесь  и рабочий Клещ,  мечтающий о честном труде,  и Пепел, жаждущий правильной жизни,  и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей  былой славе,  и Настя,  страстно рвущаяся к большой,  настоящей
любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.  Люди,  живущие в этом подвале,  похожем на пещеру, - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков,  при которых  человек  перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

        Горький не  дает  подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел  автора.  В  немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. "Не помню, когда я сыта была... - говорит она. - Над каждым куском  хлеба  тряслась...  Всю жизнь мою дрожала...  Мучилась...  как бы
больше другого не съесть...  Всю жизнь в отрепьях  ходила...  всю  мою несчастную  жизнь..."  Рабочий  Клещ  говорит о безысходной свое доле:
"Работы нет...  силы нет...  Вот -правда! Пристанища, пристанища нету!
Издыхать надо... Вот правда!"

        Обитатели "дна"  выброшены из жизни в силу условий,  царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи,  ему грозит "дно",  неминуемая нравственная,  а нередко и физическая гибель.  Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

        И даже  здесь,  в  этом страшном мире отверженных,  продолжают действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из
своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю  копейку.
Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.

        Страшная участь  обитателей  ночлежки становится особенно очевидной,  если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома,  среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова  о  человек, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек - вот правда!
Все - в человеке,  все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга!  Человек!  Это великолепно!  Это звучит - гордо!"

        Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл...

        Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем,  что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно наз-
вать  выразителями  чьих-либо  идей вообще.  Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина,  самого свободолюбивого  и  справедливого персонажа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.