ГлавнаяСлово о ВалаамеМогила преподобного Александра Свирского на Валааме

И вот мы перед небольшой деревянной скитской церковью. Ее скромный объем, полузакрытый деревьями, воспринимается лишь с расстояния нескольких метров и соответствует тому ограниченному, замкнутому пространству, в котором он находится.

Скитская церковь снаружи необычайно проста и лишена декоративных элементов. По замыслу ее создателей, она своей простотой должна была «веселить сердце» посетителя скита тем, что ставила его «на грань древности» и переносила «его мысль ко дням преподобного Александра».

Церковь рублена из бруса и обшита тесом. Углы всех объемов, составляющих церковь, украшены пилястрами. Окна имеют лучковые завершения и декорированы наличпиками простой формы. В качестве декора использованы резные карнизы, деревянные лопатки на восьмигранных барабанах церкви и колокольни, фигурные ограждения крыльца.

В церкви был трехъярусный иконостас с иконами работы Пешехонова. На небольшой колокольне висели десять колоколов (иконы и колокола не сохранились).

Скит на острове появился не сразу. В XVIII веке здесь была часовня, Я. Я. Мордвинов писал, что она «поставлена и образы написаны при игумене Ефреме» (время настоятельства 1754—1782 годы). В 1840 году ее заменили новой часовней, тоже деревянной, но больших размеров. Богатый петербургский купец В. М. Никитин, побывав на Святом острове, изъявил готовность перестроить часовню в церковь на свои средства. Его желание «совпало» со стремлением преосвященного Никанора устроить на острове скит. В январе 1855 года состоялось освящение нового храма во имя преподобного Александра Свирского. Кроме храма, здесь было построено два келейных корпуса для братии и один — с кухней и трапезной.

Церковь стоит неподалеку от могилы, выкопанной, по преданию, собственноручно Александром Свирским.

Рядом с могилой — крест, надпись на котором сообщает об этом «подвиге» преподобного.

Рельеф острова очень сложен. Его опоясывают дороги, уступами возвышающиеся одна над другой. С верхней дороги открывается чудесная перспектива озера. Пожалуй, наиболее интересная видовая точка в том месте, где дорога имеет вид деревянных мостков, проложенных над обрывом вдоль отвесной скалы. Прислониться спиной к камню и смотреть на Ладогу — это действительно вызывает ощущение отрешенности.

Бродя по тропинкам острова, непременно наткнешься на остатки келейных корпусов, увидишь колодец, заметишь ограду скита, деревья из скитского сада — вишню, яблоню. На восточной стороне острова еще сохранились конструктивные элементы пристани, откуда монахи брали воду.

В обратный путь к пароходу богомольцы возвращались по прямой дороге и отправлялись на остров Лембос, где находился Ильинский скит. Последуем их маршрутом.

На Лембосе как-то особенно легко дышится. Воздух здесь целебный — сосновый. От разрушенной пристани в гору идет тропинка. На косогоре рядом с лесом — хорошо сохранившиеся фундаменты. Это все, что уцелело от скитской церкви.

На Лембосе давно, в ХУШ веке, стояла деревянная часовня. В 1867 году по проекту архитектора Г. Н. Карпова на ее месте была выстроена деревянная церковь пророка Ильи. С этого времени остров стал именоваться Ильинским. Неподалеку от церкви монахи построили три келейных корпуса, пробили в скале колодец, превосходящий по размерам другие валаамские колодцы, развели сад и огород.

Снаружи церковь была обшита тесом. Ее причелыпы имели сквозную затейливую резьбу, напоминающую узоры нарядных вышивок.

...На моторной лодке можно объехать весь Валаамский архипелаг: от Ильинского острова — мимо бывшего скита Авраамия Ростовского до Предтеченского острова и оттуда, через Монастырскую бухту,— в монастырь.

Невольно напрашивается параллель между Никольским и Авраамиевским скитами. Они стоят при подходах к Валааму: с северной стороны — Никольский, с южной —Авраамиевский, как бы ограничивая владения монастыря и встречая суда при подъезде к архипелагу. Оба скита были видны задолго до приближения к острову. К их восприятию, как и к восприятию центрального монастырского ансамбля и Воскресенского скита, зрителя готовили заранее: уже с дальних подходов становились обозримы элементы их композиций.

Ведущая же роль в валаамском архитектурно-природном комплексе отводилась созданию ансамблей, обладающих «нелицемерной замкнутостью и аскетической строгостью», предоставляющих необходимую уединенность.

 



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.