ГлавнаяСлово о ВалаамеМесто Валаамского монастыря в традициях русского зодчества

Были в Валаамском монастыре еще три скита: Тихвинский, Сергиевский и Германовский, но они находились на островах, значительно удаленных от архипелага. В отличие от других валаамских скитов, они выполнены в так называемом «кирпичном стиле», узорчатом, богато декорированном. От этих скитов уцелели фундаменты, кое-где части стен.

Валаам

Наиболее интересен Сергиевский скит на острове Путсаари. Если вам доведется побывать на нем, вы оцените великолепные ландшафты, живописность внутренних озерок и зеленеющих гор. На острове сохранились остатки скитской пристани и церкви Сергия и Германа. Путсаари замечателен и тем, что на нем велись ломки серого гранита, из которого возводились не только валаамские, но и многие петербургские постройки.

...Мы познакомились с основными валаамскими памятниками, с удивительными архитектурно-природными ансамблями архипелага. Все замечательные по красоте его места трудно даже перечислить. Хорошо побывать на Валааме еще раз, осенью или весной, походить по лесным тропинкам, молча постоять перед архитектурными памятниками — они сами заговорят с вами, нужно только уметь слушать...

В 1965 году специальным постановлением Совета Министров КАССР остров Валаам был объявлен заказником природы. В 1971 году часть построек была обследована и включена в сводный список памятников истории и культуры Карельской АССР. На них появились охранные доски.

В последние годы взгляды на русскую архитектуру середины и конца прошлого столетия претерпели значительные изменения. Началось исследование этого периода, встал вопрос консервации и реставрации памятников, относящихся к тому времени.

Валамские постройки занимают особое месго в русской архитектуре. Их создание связано со становлением мощного течения в архитектуре середины XIX века — «русского стиля». Они не только реликвия старины, но и неотъемлемая часть современности, связывающая прошлое с настоящим и будущим. Памятники Валаама, эмоционально и духовно воздействуя на людей, вызывают у них чувства уважения к труду предшествующих поколений, пробуждают чувства гордости и патриотизма. Мы не можем без восхищения относиться к труду наемных работников — ломщиков и бурильщиков, печников и кровельщиков, каменотесов и садоводов и монахов — тех же крестьян в рясах.

Памятники Валаама могут и должны стать средством воспитания любви и благодарности к своей Родине. Без традиций, определяющих духовное и культурное богатство народа, нет настоящего и не может быть перспективы будущего.

Традиции русского народного зодчества, получив своеобразное преломление, отразились в организации архитектурно-природной среды Валаама. Подлинно современная архитектура основана на диалектическом единстве прогрессивных традиций и новаторства. Изучение архитектуры Валаамского монастыря, являющейся примером пспользования народных традиций, поможет решению такой сложнейшей практической задачи, как применение прогрессивных традиций прошлого в современной архитектуре.

Одна из важнейших задач в советском градостроительстве — создание направленного психологического воздействия архитектурно-пространственной среды. В этом плане ансамбли Валаама, предусматривавшие срежиссированное воздействие на зрителя, представляют большой интерес при решении практических архитектурных задач.

В августе 1979 года было принято постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного ландшафта Валаамских островов в Карельской АССР», ставшее началом нового этапа в истории Валаама. Постановление наметило создание на островах архипелага историко-архитектурного и природного музея-заповедника — филиала Карельского государственного краеведческого музея. В 1980 году такой музей был создан. В 1981— 1982 годах намечается открытие экспозиций п выставок.

Постановление предусматривает широкое проведение первоочередных проектных работ по ремонту и реставрации валаамских памятников. К концу 1981 года объем реставрационных работ составит около 300 тысяч рублей. Будут осуществлены меры по рациональному использованию и восстановлению валаамских лесов. Подлежат обязательной реконструкции дренажные канавы. От их состояния зависит «самочувствие» многих ценных пород деревьев. Живописная система межозерных каналов также будет восстановлена.

Есть предложения использовать бывшие скиты в качестве музеев: этнографического, живописи, истории русского мореплавания. Дискутируется и предложение о свозе на Валаам памятников гражданской и культовой архитектуры — церквей, часовен, крестов, амбаров, риг — и установке их в местах, где стояли ныне утраченные валаамские постройки. Возможно также восстановление этих построек в виде макетов. Подобные предложения преследуют цель — восстановить утраченную целостность валаамского архитектурно-природного комплекса.

Впереди много задач, требующих своего решения. Одна из них зависит непосредственно от нас. Валаам — народное достояние, и каждый приезжающий сюда обязан беречь и охранять его удивительную природу и архитектуру, неповторимые архитектурно-ландшафтные ансамбли архипелага.

 



Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.