ГлавнаяШкольные сочиненияТрадиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского

В.В. Маяковский.

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского.  Сатира Маяковского.

Поэт Маяковский вошел в наше сознание , в нашу культуру как "агитатор, горлан,  главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические томики,  как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неистова.  Ритм,  рифма,  шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают творчество поэта.  Это,  действительно, поэт-гигант. И истинная оценка
его творчества еще впереди,  потому что он слишком крупен,объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

        Маяковский - поэт разносторонний.  Он мог писать  обо  всем  в равной степени талантливо и необычно.  Поэтому его поэзия так многолика:  от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о целой  стране ("Хорошо!);  от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных, возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах",  "Флейта  -  позвоночник").

        Не исключением является и тема,  обличающая пошлость,  мещанство,  быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы,  так как продолжает тему,  начатую еще Фонвизиным,  Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным.  Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе-
давшиеся",  то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических  приемов  для  описания бюрократов и мещан,  чьи желания не простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять"  в новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпитеты,  и яркие сравнения,  и неожиданные аллегории,  но особенно  ярко
вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.

        Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ревизором". И то и другое являются законченными литературными произведениями,  обладающими завязкой,  кульминацией и развязкой.  Начало обоих произведений гиперьболично:  безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:

                И вижу,

                Сидят людей половины,

                О, дъявольщина!

                Где же половина другая?

        В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности она  не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например,  такими ситуациями,  как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то
городе живет Петр Иванович Бобчинский".

        В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и  справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Прозаседавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

        Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни",  то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего  Маркса,  призывающего  свернуть головы  мещанским канарейкам,  и гиперболический эпитет "тихоокеанские
галифища,  и саркастическое выражение "мурло  мещанина",  и  сравнение "зады,  крепкие  как умывальники".  Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который "страшнее Врангеля".

        Это стихотворение  можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова-Щебрина.  В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием
фантастики.  Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

        В.В. Маяковский  следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов,  но и в самой тематике своих  сатирических произведений,  направленных против косности мышления,  бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.