ГлавнаяШкольные сочиненияМастерство художественных деталей в рассказах Чехова

А.П.Чехов.

Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова.

        После смерти Чехова Л.Н.Толстой сказал: "Достоинство его творчества то,  что оно понятно и сродно не только всякому русскому,  но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предмет исследования  Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые
использовали в своем творчестве писатели, различны.

        Чехов по  праву считается мастером короткого рассказа,  новеллы-миниатюры.  В течение долгих лет работы в  юмористических  журналах Чехову  пришлось оттачивать мастерство рассказчика:  в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные  описания,  внутренние монологи,  поэтому и выступает на первый план художественная деталь.  Именно детали  несут  у  Чехова  огромную смысловую нагрузку.

        Давайте посмотрим,  как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ "Смерть чиновника", главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина.  В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова.  Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым.
Бризжалов,  человек не злой,  сначала благосклонно принимает извинения Червякова,  но в конце,  доведенный до исступления его  назойливостью, выгоняет его вон.  Червяков,  не понимая, почему Бризжалов так раздражен,  думает,  что его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано практически объяснение всему: "Прийдя машинально до-
мой,  не снимая вицмундира, он лег на диван и ... помер". Герой умирает,  не сняв вицмундира,  эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

        Анна Сергеевна, героиня рассказа "Дама с собачкой", приехала в Ялту,  будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа,  человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой,  лучшей жизни. Символом того душ-
ного мира,  откуда она пытается бежать,  в рассказе является лорнетка:
перед тем,  как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало  попытки  "бегства".  Позже  в  театре города С.Гуров увидел ее вновь с "вульгарной лорнеткой" в руках - попытка "бегства" не удалась.

        Беликов, "человек в футляре",  в противоположность Анне Сергеевне,  не пытается как-то изменить течение своей жизни,  разнообразить ее, потому что в любом многообразии , в разрешении себе чего-то нового скрывала  для  него  жизнь  неопределенность  и вызывала непреодолимое стремление окружить себя "оболочкой",  "футляром",  чтобы  защититься.
Отсюда  и  чехлы и футлярчики,  в которые были упакованы все его вещи.
Беликов всю жизнь чего-то опасался,  его пугала сама жизнь,  потому-то после его смерти его лицо приняло простое,  приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

        В рассказе "Душечка" Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой,  в нескольких местах повторяет,  что жили она хорошо и счастливо.
Эта деталь наводит на мысль,  что на самом деле жизнь "душечки" не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. "Душечка" не имеет ни собственных желаний,  ни мыслей.  В последней части рассказа,
повествующей об отношении "душечки" к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет,  что жила она хорошо и счастливо,  имея,  может быть, в виду то, что наконец его нашла?

        Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа "Попрыгунья". У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого  мнения.  Но  если  "душечка" не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

        В больших произведениях Чехова,  как и в рассказах, нет ни одной "лишней" детали. Например, в пьесе "Три сестры" Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса,  говорящая о душевных качествах героини больше,  чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пь-
есе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в "Вишневом саде". Вспомним "многоуважаемый шкаф", звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия  как  характеров
персонажей, так и для самого действия пьесы.

        К концу  подходит  XX  век.  Человечество  готовится встретить третье тысячелетие.  Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.