ГлавнаяО рыбалкеЗаговоры на удачную рыбалку. Заветные слова. — часть 3

Рыбак должен задобрить водяного "жертвой". Обычно в этой функции выступала водка:

Заговоры на удачную рыбалку"В воду выливали рюмку водки? Выливали бутылку даже, не только рюмку. Вот в Тихманьге ловили, я ловил, в Гослове ... бригадир, приехали, как вырубили пролубь, он вынимат бутылку и выливат. Это как водяному. Подачка, штоб лучше улов был".
Капустин А.А., 1931 г.р., с. Нокола.

"В воду-то вина лили, первый раз на рыбалку пойдешь".
Дебина А.В., 1930 г.р., с. Лекшма.

Иногда бросали хлеб:

"Вот, кстати, тоже примета. Когда щуку идешь ловить, нужно хлеб с собой взять. И бросить кусочек хлеба, так сказать, чтобы река была милостлива. Как щуку поймаешь, надо еще бросить кусочек".
Гулянин А.С., 1927 г.р., с. Волосово.

"Ак вот, там чего, на рыбалку походят - тоже девают, хто чево может дать. Кусок хлеба бросят ли сахару кусок. В воду. Это бросают, бросают вот, кто рыболовы, рыбу-ту ловят постоянно-то. Больше рыбы дает".
Черепанова А.Ф., 1921 г.р., с. Ловзаньга.

Н.А. Иваницкий приводит такие данные:
"Рыбаки бросают лапоть с портянкой в воду с приговором: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу".

Т .А. Бернштам пишет о дарах водяному поморов:
"Так, у старообрядцев кормление водяного ограничивалось бросанием в воду табака, сопровождавшимся бранью: табак и ругань как порождение "нечистого" должны были служить угодным ему подношением".

Нельзя вести себя так, как не понравится водяному: "Будешь вести себя как водяной - не поймаешь"
Сафонов В.А., 1931 г.р., с. Усачево.

Существуют озера, на которых нельзя шуметь: "У нас вот там озерко есть в лесу. Я от мамы слыхала, што раньше там ловили старики, зимой даже ловили, дак на ем говорят, нельзя розговаривать. Вот кода ловят, надо, штобы все молчали, а то рыба не попадет, кто будет розговаривать".
Боус И.Н., 1940 г.р., с. Нокола.

"Особенно лесные вот эти глухие озера. Вот Боровое тоже, дедко росказывал: придеш, место найдеш там, среди лопухов, небольшое отверстие такое. Туда удочку прям опускаеш, и окуни клюют один за одним. Штук сто - сто двадцать. Пока не оторвеца, а оторвеца, - если лапнул по воде окунь, оторвался, шлепнулся по воде - все: хоть сколько стой - бесполезно. Лучше сразу место меняй".
Никонов И.В., 1948 г.р., с. Рягово.

Во время рыбной ловли рыбак (и профессионал, и любитель) пользуется приговорами:

"Невод идет, тянут матицу и приговаривают: "Попадай, рыбка крупная и мелкая!" Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.

"При наживке червей. Рыба свежа, наживка сильна, клюнь да подерни, ко дну потяни".
Переписано из тетрадки Куценко А.Ф., 1941 г.р. и Куценко М.И., 1935 г.р., с . Нокола.

С первым уловом и первой рыбой связан целый ряд ритуалов и запретов:

"У деда вот какой еще замечал. Вот сети поставит, ну, пробегамем, как только первая рыбина попадет, он обязательно ей поцелует. А он этова секрета никому не рассказывал. Сети поставим, подождем полчасика, вот и потом берем"
Калитин В.А., 1928 г.р., с. Нокола.

"Перву рыбину выудишь, таку небольшую, съесть живком. Чтобы ловилось хорошо".
Сафонов А.А., 1931 г.р., с. Усачево.

"Слыхала, что первая рыбина, которую поймал в новом году, говорят, надо ведь растюкать, да ей в реку отпровадить. Розрезать и опустить".
Дебина А.В., 1930 г.р., с. Лекшма.

"На уху давать нельзя. Ну вот, допустим, привез, пришли на уху просить первый улов. Лучше не давай. Хоть скоко, центер может тебе попал, а все равно не давай".
Капустин А.А., 1931 г.р., с. Нокола.

Аналогичные данные есть и из Вологодской губернии:

"Первую заостроженную рыбу зарывают в землю для удачи".

Когда рыбу ловили артелью, был обычай устраивать коллективную уху после лова, при этом произносили заговоры и совершали действия, которые должны были обеспечить успешный промысел и в дальнейшем:

"Общую уху, так конешно, поднимают, котелок с ухой над столом. И говорят: "Попадись... Ловись, рыбка крупная и мелкая. Пошли, Господи, рыбакам на тоне, а нам на столе! Тоня – это пролубь, закидывают когда снасть".
Клочева А.А., 1920 г.р., с. Нокола.

"Потом, варят вот первый день, ежели рыба попадется крупная, вот и варят на том илибо на другом конце села коллективную уху, у ково-нибуть, вот, например, у меня. Я пришла, маме говорорю: "Мама, затопи пець, мужики велели уху сварить". Вот, нальют - сперва один бульен хлебают, а потом рыбу. Отломят кусоцек маленькой, тожо зафатят (захватят) все и трясут: "нам на столе, рыбакам на тоне, нам на столе, а рыбакам на тоне!" Поднимают] миску, блюдо. За края с кусоцком и приговаривают: "Нам на столе, а рыбакам на тоне!".
Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.

"Устраивали неводом ловили обязательно значит, уху общую варили. Не говори што наелся: "Ел бы да мало" - штобы ловилась рыба больше. Миску с ухой над столом приподнимали. Во время общей ухи говорили ловись, рыбка, большая, маленькая".
Сафонов А.А., 1931 г.р., с. Усачево.

В некоторых местах общая уха была приурочена к празднику Петра и Павла: "Петров день што? Петры и Павлы дык рыба... Они веть рыбные святые. И их уж славили. В перву очереть как рыбы наловят, собираюца к озеру все. Малые и старые старики и рыбы наловят и оттуда привозят уже в Петров день. Варят общий котел ухи там сколько полный накладывают рыбы. Эту рыбу сварят, эту уху каждый со своими сухарями. Заливают крошанку, ну вот пошли Петра да Павла славить. "Петры и Павл, пошлите нам. Господи, рыбки. Большой и маленькой". Как проговорим, так все, пошли крошанку заливать этой ухой" (Бирюкова А.А., 1917 г.р., с. Кречетово).

Эти ритуальные трапезы призваны сохранить и приумножить рыболовецкую удачу - собираться всей деревней по случаю окончания жатвы, который был повсеместно распространен в Каргополье. Комплекс рыболовецких обрядов охватывает целый год, составляя замкнутый цикл. С исчезновением рыболовецкого промысла как артельного, коллективного занятия, многое из ритуально-магической практики бригад рыболовов постепенно перешло в обиход любителей, которые сохраняют и развивают традиции рыболовов.

Промысловые заговоры.

Чтобы была рыба, в Великий четверг рыбаки лезут с батогом на князек избы, привязывают веревкой лапоть к батогу и черпают. При этом говорят: "Ловись, рыбка, как лапоть поймается".

На Велик четверг, что утром наговоришь, то и сбывается. Мужики, у кого сети есть, старухи нарочно растянут сети по ограде и дров туда набросают и говорят: “Ой, сколько рыбы-то попало!”

Для рыбной ловли и для налима, и для щуки, и для семги, и для всякой рыбы, какую бог подаст на уду.

" Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из дверей воротми, выйду в чистое поле, под восточную сторону, в зеленую дубраву, и стану я, раб Божий (имя), на восточную сторону лицом, и помолюсь и поклонюсь истинному Христу, Царю Небесному, и буди я, раб Божий (имя), промышленник, не урослив и не прикослив от своей крови, и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего сердца, и от людской думы, и от молвы, и от людского глаза. А кто злой лихой человек подумает на мой добыток и промысел, и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел, по всяк день и по всяк час, и по всяку ночь, и тем моим наговорным словам и словесам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь"

Рыбий прикос.

Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:
"Буди моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию (имя), скоро, беспопятно и бесповоротно, против быстрие воды, осенние реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию (имя), ежечасно на утренней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый, и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию (имя), по всяк день и по всяк на утренней заре, и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами и под всей окружностью Божию... Тем моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков. Аминь. А которое я, раб Божий (имя), слово узабыл, узапамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь".

Рыбацкое поверье.

"Если выжать из крапивы сок, натереть им ладони - рыбу можно будет ловить голыми руками".

Считается, что для удачного лова рыбы нужно угостить водяного сразу, как устраиваешь привал. Если что едите - бросьте кусочек в озеро или реку, если пьете - тоже немного вылейте в воду со словами:
"Дедушка-водяной, тебе гостинец". Если сделаете так, как положено, - водяной сам в рыбной ловле поможет.

Поплавки для рыбной ловли, которыми когда-то пользуются рыбаки, чтобы сети держались на плаву, также считаются обладающими защитной силой, если их положить в доме или подвесить вместе с сетью снаружи. Хотя эти поплавки и производятся сегодня промышленным способом, наиболее эффективны которые вы найдете на берегу, поскольку их действительно использовали в водоеме - неисчерпаемом источнике энергии.

Заговоры на удачную рыбную ловлю.

Заговор при наживке червей на крючок.
"Рыба свежа, на¬живка сальна (жирна), клюнь, да подерни, ко дну потяни".

Заговор на удачу. Сказать трижды:
"Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку мотню".

При ловле рыбы, чтобы ваша рыбалка принесла свои плоды, наговорите на свои рыболовные снасти или удочку 3 раза этот заговор:
"Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне рабу Божьему (ваше имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне рабу Божьему (ваше имя) на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь по звездами и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь".

Прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:
"Окуни и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка, и червяк, и мушка".

Насадив червячка и поплевав на него, говоря:
"Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбу на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш!"

Для того чтобы на крючок попались большие рыбины, в старину делали так: поймав на крючок маленькую рыбку, брали стебель водоросли и секли рыбку, приговаривая:
"Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старший, посылай, а ты вновь иди играй".
После этого снимали рыбу с крючка и осторожно пускали снова в воду.

На удачную рыбалку
"Пойду я на быструю реку, на ней есть рыбки трепетушки, а спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке".

Возвращение с рыбалки - "Как на мой булатный нож никто не может думой подумать, мыслей помыслить, речи выговорить, так же на меня, (имя), на все мои крючки и удочки, сети и вентеря. Иду я, (имя), с промыслом рыбацким за огнем забытым; ежели завидит человек, черный, черемный, частозубый, редкозубый, женка белоголовка, девка простоволоска, поп, попадья, дьякон, дьяконица, дьяк, дьячиха, пономарь, пономарица, чернец, черница, от своей думы, от своей молвы и помолви, от товарищевой думы, от своей семьи, черь моей думы, черь моей речи, черь моей крови от колдуна, от колдуний, от говодуна, от говодуньи, от всякаго злого человека и всякую злую завидущую кровь, злому, лихому соля в глаз, смолы в глаз, древа в глаз. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Тем моим словам небо - ключ, земля - замок." Говорить три раза на нож, или на сук дерева, или на ком снега.

Рыбаки шли во время ледохода на реку и, бросали в воду монеты, при этом приговаривали: "Я тебе - ты мне". Считалось, что русалка любит деньги и в дальнейшем поможет во время рыбалки.

Чтобы на удочку поймалась крупная рыба, пойманную маленькую отпускают обратно в воду, сказа при этом:
Пошли отца, пошли мать. Пошли тётку, пошли дядьку. Пошли старших своих.

Если вы - заядлый рыбак, чтобы был улов, надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у Христовой заутрени, и принесите её оттуда домой. Сохранить свечу до того дня, когда соберётесь на рыбную ловлю. Подожгите её и окурите удочку, спиннинг, все рыболовные снасти и принадлежности, приговаривая:
Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы.
Все мои слова лепки и крепки! Тем моим словам рот, зубы - замок, язык - ключ, в море брошены. Аминь.

Этот заговор читается в определённое время: должно быть полнолуние, любое чётное число:
Идёт Фома, несёт рыбу, а с ним - я и удача моя. Ключик несу домой, несу свою снасть,
рыбе страсть. То, что из воды вынимаю, на заговор закрываю. Ключ, замок, удача и рыба на порог.
Аминь. Аминь. Аминь.

Наговорить на рыболовные снасти:
Буди моя рыбина неприкослива, неурослива. Иди ко мне, рабу Божию (имя),скоро беспопятно и бесповоротно,против быстрыя воды, осенния реки.
Назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся. Иди ко мне, рабу Божию (имя), ежечасно. На утренней заре, в мои железныя уды - рыбица налим большеголовый, и востроносица-щука. Красная рыбица сёмга, иди ко мне, рабу Божию (имя), по всяк день и по всяк час: На утренней заре и на вечерней заре, в день под солнцем и в ночь под месяцем, и под частыми звёздами,и под всей окружностью Божиею.
Тем словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым. Во веки веков. Аминь. А которое я, раб Божий, слово забыл, запамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь".

При насадке не только червяка, но и любой другой наживки на крючок рыболову надо сказать:
Рыба свежа, нажива жирна, клюнь да подёрни, ко дну потяни.
Ловись, рыбка, мала и велика!

Или так:
Сколь много рыбы в воде бьётся, столь долго она не переведётся.
Так и мне таскать домой рыбу - не перетаскать, ловить рыбу - не переловить.
Ключ да замок - Нептун мне под бок! Аминь.

В период глухозимья, был у известной целительницы бабушке Марфы. Дала заговор на удачную рыбалку. Надо обойти, подготовленные лунки, с горящей свечей три раза по часовой стрелке. Затем по два раза, плюнуть в каждую из них и смачно высмаркаться. Действует безотказно.

Умение умением, а лучше лишний раз и заговор знать.
Спаси, боже, снасти от напасти!
Ловись рыбка большая, а маленькая плыви мимо!

При ловле рыбы нужно сказать:

На небе звезд сетями не достать, в уме-разуме не сосчитать. Так бы и я без счета много рыбы доставал. Таскал бы ее, не перетаскал. Вся рыба в воде, плыви ко мне.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Или так:
Темной ночью мать-сыру землю не видать, голоса ее не слыхать.
Так бы всякая рыба сеть мою не замечало и в неё попадало людям на изумление,
А мне, Божиему рабу (имя), на умиление. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ну и напоследок заговор, как рыбаку повредить.
Если так поступить, рыбак вернется с пустым ведром, не уловит ни одной рыбки. Глядя на окладную (нижнюю) жердь в огороде, говорят:
Ходи, рыбак, как поп ходит с кадилом. Чтоб тебе было пусто.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.