ГлавнаяО рыбалкеЗаговоры на удачную рыбалку. Заветные слова рыбака — часть 2

 

Для удачного лова рыбы.
Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потрепущи, и спустили бы мы невод, как шелков пожок, и в этот неводок, в каждый поводок наскакало бы рыбы, как чины".
Доставил заговор г-н Никольский из г. Мезени

Заговоры на удачную рыбалкуНаговор на рыбную ловлю.
"Как ты, матушка … река, течешь быстро и яро, берега смываешь, травы омываешь, кореньица сдираешь, так смывай и сдирай с моей, раба Божия (имярек), вшетовки, с резки и с мешени, с огненного боя, со всей оружейной приправы, ото всякого злого и лихого и от помышленного, от колдовства и от всей нечистой думы. К тем моим словам небо и земля — ключ и замок: аминь".
Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде.

Для рыбной ловли и для налимов, и для щук, и для семги, и для всякой рыбы, какую Бог даст на уду.

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из дверей воротами, пойду в чистое поле под восточную сторону, в зеленую дубраву, и стану я, раб Божий, на восточную сторону лицом и помолюся и поклонюся истинному Христу, Царю Небесному, и буди я, раб Божий, промышленник не урослив и не прикослив от своей крови и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего глаза, и от своего сердца, и от людской думы, и от молвы, от людского глаза. А кто злой, лютой человек подумает на мой добыток и на промысел, и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел. По всяк день, по всяк час и по всяку ночь, и тем моим наговорным словесам ключ и замок именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь".
Передал крестьянин Леонтьев из Холмогорского уезда

Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:

"Буди, моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию, скоро, беспопятно и бесповоротно, против быстрые воды, осенние реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию, ежечасно на утренней заре и на вечерней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию (имярек); по всяк день и по всяк час, на утренней заре и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами, и под всею окружностью Божиею... Тем моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков аминь. А которое я, раб Божий, слово узабыл, узапамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь".
Передал крестьянин Леонтьев из Холмогорского уезда.

Заговор для удачи на рыбном промысле

"По благословению Господню идите, св. ангелы, ко синю морю с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихрем и сильною погодою и возбудите красную рыбу и белую рыбу и прочих разных рыб и зверей морских. И гоните их из-под моху и кустов, от крутых берегов и желтых песков, и чтоб они шли к нам, рыболовам и звероловам (перечисляются имена всех промышленников), и не застаивались бы при красном солнце, и не залеживались бы на льдинах среди моря, и шли бы в наши заводы, сети и ловушки и не пятились бы наших ленных и конопляных сетей и всяких разных ловушек, и не пужались бы наших выстрелов и колотушек. Не дайте, св. ангелы, тем зверям и рыбам: очам их — виду, ушам их — слуху, и еще, святые ангелы, сохраните нашу рыбную и звериную ловлю от уроков и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и клеветницы, от мужней жены и вдовицы, и от девки простоволоски, и всякого ветреного, проходящего человека и порченика, отныне и до века, аминь. Христос воскресе".
Доставил заговор "на рыбный промысел" г-н Никольский из г. Мезени.

Заговор на удачную рыбалку.

Придя на место ужения, прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:
"Окуни, и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка и червяк, и мушка».Насадив червячка и поплевав на него, говорят:»Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбку на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини, по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш! ".

На большую рыбу.

Для того чтобы, на удочку попадалась более крупная рыба, делают так: поймав на крючок маленькую рыбку, берут стебель водоросли и секут, приговаривая:
"Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старше, посылай, а ты вновь иди играй". После этого снимают рыбку с крючка и осторожно пускают снова в воду.

Заговор рыболова.

Такой заговор трижды подряд начитывается на каждую наживку:
"Рыбица трепещущая, рыбица свежая, рыбица морская, рыбица речная, наживка моя сильная да крепкая: клюнь, рыбица трепещущая, рыбица свежая, рыбица морская, рыбица речная, да подерни ее, да потяни ее к самому дну".

Заговор для удачной рыбалки на речную рыбу.

Такой заговор читают трижды подряд перед началом рыбалки:
"Как поп стоит на реке Иордане, стоит не шевельнется, фне шелохнется, так и у меня, раба Божиего (имя), в сетях мои рыболовецких всякая рыбица пусть не шелохнется, не шевелится на вечерней заре и на утренней заре, каждую минуту, каждый час, посреди темной ноченьки, на молодом месяце, на перекрое месяца, на старом месяце. Заговор мой сей крепок и нерушим отныне и присно и во веки вечны. Словам моим есть замок да ключ: небо и земля. Аминь, аминь, аминь".

Чтобы улучшить клев в неудачные дни, рыбак должен заговорить трижды рыболовные снасти.

это заговор на удачный улов:
"Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка - проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так! " Заговор должен начитать сам рыбак, после чего он должен проследить, чтобы до удочек, до рыбалки, никто не дотрагивался.

Рыбак воспринимается как человек "знающий", общающийся с нечистой силой. Довольно часто рыбак, охотник и пастух на этом основании ставятся в один ряд: "Приметы разные есть. Какие приметы? Как рыбу ловить, как пасти, как што. Рыбу тоже... Надо что-то знать. Старики были, они знали. У того и у другого есть специальный заговор - "отпуск" (или "статья"): "Рыбаки знают, у них такая статья есть. И они по этой статье и ловят. Вот который не знает статьи, дак им никогда и не попадает ничего. А как у них статья есть, они прочитают статью, и им и попадает"

Если пошёл рыбачить, назад не оглядывайся, при этом нужно говорить три раза:

"Стану благословесь, пойду перекрестесь из ворот в ворота, на святое поле, во святом поле стоит три дуба, под треми дубами строит три святых мученика: первый Федосей, второй Елисей, третья Елена Пресвятая. Елена Пресвятая, возьми ключи потойные, открой тюкачи месные. По реке плывет три лебеди, три гуся, три утки; рабу Ивану открой жертву".
Ритуально-магическая практика рыбаков Севера. с. Тихманьга.

Рыбацкая молитва для удачного лова рыбы:

" Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потянущи, и опустили бы мы невод, как шелков ложок, и в этот неводок, в каждый поводок наскокало бы рыбы как чины".
Переписано из тетрадки Куценко А.Ф., 1941 г.р. и Куценко М.И., 1935 г.р., с. Нокола).

Чтобы заговор сбылся, в конце следует произнести:
“Кто Бел-Горюч Камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет”.

У рыбаков выработались правила, касающиеся их внешности, которым они следовали во время лова:
"Да, пока я на рыбалку не съезжу, я не бреюсь. Вот я, например, - я с продольником езжу - начинаю насаживать продольник - я уже не бреюсь. В этот день и потом. Пока не выберу продольник обратно".
Фокин М.Ф., 1931 г.р., пос. Льнозавод.

"Я вот даже стараюсь в одной и той же одежде на рыбалку ходить. Одел новые валенки - все, значит рыбу не наловишь"
Придеин А.Н., 1954 г.р., с. Усачево.

Подготовка к рыбной ловле играла весьма существенную роль. Обычно перед ловом снасти окуривали вересом (можжевельником), который воспринимается как "чистое" и "очищающее" дерево и широко используется в обрядовой практике:

"Ты говориш, как поежжают в озеро? У нас свекровка это тоже знала. Вот приежжают мужики - два рыбака - сюда заносят снасть, она берет вересинку, зажигает вересинку и этой обносит эту снасть и перешархивает (читает)Молитву Воскресную :
" Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь".

При артельном лове снасти часто не окуривались, но сами рыбаки должны били пройти сквозь дым. Это обычай иногда соблюдали только в вслучае неудачного лова:
"Тетка ево учила, если не ловица рыба, дак окуривали, жечь дымком. Верес дак вот, чертей отгонять, [если] рыба не ловица. Не ловица рыба, надо окурица, кааца говорили".
Старцев М.Ф., 1929 г.р., с. Печниково.

Перед тем как идти на рыбалку надо посмотреть в печь:

"Когда на рыбалку хотят, в печь смотрят.. Вот тут и говоря: "Пець-пець, попецелься обо мне". Вот если ты пойдешь на рыбалку, так рыбы наловишь. Пець попецелице".
Авдеев А.В., 1929 г.р., с. Ошевенск.

Рыбаку давали с собой предметы, которые должны были обеспечить удачу:

"Из головы, в рыбине есть кресты, кресцовая кость. Она вот как раз и похожа, как крест. И эту кость ты берешь и надо зашивать, в общем, в шапку ли, в фуражку ли куда-то. Уж ты пойдешь на реку, дак это ты уж точно рыбы наловишь".
Евсеев И.Н., 1929 г.р., с. Шильда.

Наиболее уязвим рыбак бывает, когда отправляется на просмысел. Поэтому нельзя спрашивать, куда он идет. Напутствовать рыбака следовало формулой, предвещающей ему неудачу, чтобы не "сглазить. Рыбаку говорили:

"Ни головы, ни хвоста!" , - а тот отвечает: "Поди ты к черту!"
Османов А.А., 1929 г.р., с. Нокола.

Неудачу предвещает проклятие жены в этот момент:

"Отправит с руганью - хрен принесешь. Понимаете, летом сенокос - надо то, другое помогать. А нам охота сбегать рыбки половить. А эти требуют, чтобы дома помогал. А если туча начинается - ну что делать - идите с Богом. Принесем с братом - щуки висят на ремне, и все на удочки".
Челнокова А.В., 1913 г.р., с. Ухта.

В каждой деревне всегда есть человек, встреча с которым по пути на рыбалку предвещает неудачу:
"Старуха есть в деревне такая: если пошол рыбак, и ее увидит - ворочаеца обратно, уже ничево не наловица, сглазит"
Старцев М.Ф., 1929 г.р., с. Печниково.

Иногда "вредный" для рыбака человека определяется по другим признакам:
"Плохо встретить говорят, троезуба. Где зубы еще: зубы есть, а еще третий зуб есть. От Пошлячиха - чисто, имянно [троезубая], упокой, Господи, как пришла - мы еще не ушли в озеро - лучше хоть не ходить.
Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.

Удачу или неудачу могут принести слова-напутствие, сказанные рыбаку случайным встречным: "Да, у рыбаков тоже были приметы. Вот у бабушки, вот на горе-то бабушка, она мне двоюродная сестра. Вот они пошли рыбу ловить . А вот Агриппина Михайловна, бабка, и говорит: "Подьте с Богом, ловите, да и меня старуху накормите". Вот они пошли по реке Лейбуше туда наверх. Столько наловили рыбы! Дак и корзина, и пестерь деревенский. Столь наловили шук, дак прямо не знаю. И Иван Григорьевич сразу, только вытряхнул и самую первую щуку схватил и этой бабушке утищил. Снес, все: "Ой, Иванушко!". Вот на второй день бродец пошли опять. Попаласе другая, старуха другая: "Ой, батюшки! Вчерась кучу наловили, а сегодня уж, наверно, за моей рыбой пошли". Дак вот мама все рассказывала. Говорит: "Видали, как вот рыба-то по ногам бежит нам, а в невод не попадает". Двух вот только щук поймали, и он, покойник, первую щуку, которую поймали, он схватил да этой Настасье сходил в избу бросил. Вот, вот, видишь, какие слова".
Каменко Н.А., 118 г.р., с. Волосово.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.