ГлавнаяШкольные сочинения«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни «Лишние люди» в произведениях Пушкина и Лермонтова.

А.С. Пушкин.
"Евгений Онегин"  - "энциклопедия русской жизни и в высшей степени на-
родное произведение".

        "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах,  так  как  в нем  предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение , в котором "отразился век и современный человек ".  "Энциклопедией русской жизни " назвал В.Г.Белинский роман Пушкина.

        В этом романе,  как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе, о культуре того времени: о том, как одевались и что было в моде("широкий боливар",  фрак,  жилет Онегина,  малиновый берет Татьяны ),  меню престижных ресторанов("бифштекс окровавленный",  сыр, шипучее аи, шампанское,  страсбургский пирог),  что шло в театре(балеты  Дидро),  кто выступал (танцовщица Истомина).

        Можно даже  составить точный распорядок дня молодого человека. Недаром П.А.  Плетнев ,  друг Пушкина,  писал о первой главе  "Евгения Онегина": "Онегин твой будет карманным зеркалом русской молодежи".          На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени:  высший свет Петербурга,  дворянская Москва,  поместное дворянство, крестьянство - то
есть весь народ.  Это позволяет говорить нам об "Евгении Онегине"  как об истинно народном произведении.

        Петербург того времени был местом обитания лучших людей России - декабристов, литераторов. Там "блистал Фонвизин, друг свободы", люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни "о соли светской злости", "ни о необходимых глупцах", "накрахмаленных нахалах" и тому подобное.

        Глазами столичного  жителя  показана нам Москва - "ярмарка невест".  Москва провинциальная,  в чем-то патриархальная. Описывая московское дворянство,  Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный пошлый вздор".  Но вместе с тем  поэт  любит  Москву, сердце России:  "Москва ... Как много в этом звуке для сердца русского слилось".  Он гордится Москвой 12-го года:  "Напрасно  ждал  Наполеон, последним счастьем упоенный,  Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля".

        Современная поэту Россия - деревенская,  и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе.  Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительна.  Попробуем рассмотреть основные типы помещиков,  показанные Пушкиным.  Как напрашивается сразу сравнение с другим великим  исследованием  русской жизни XIX века - поэмой Гоголя "Мертвые души".

        Красавец Ленский,  "с  душой прямо геттингемской",  - романтик немецкого склада,  "поклонник Канта",  не погибни на дуэли,  мог бы по мнению автора,  иметь будущность большого поэта или через двадцать лет превратиться в этакого Манилова и закончить свою жизнь так, как старый Ларин или дядя Онегина.

        Десятая глава Онегина полностью посвящена декабристам.  Пушкин объединяет себя с декабристами Луниным и Якушкиным,  предвидя  "в  сей толпе дворян освободителей крестьян".

        Появление романа  Пушкина  "Евгений  Онегин"  оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.  Проникновенный лиризм,  присущий роману, стал неотъемлемой чертой "Дворянского гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как  бы  открывает  целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.
        Анализируя роман "Евгений Онегин" ,  Белинский указал,  что  в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского  общества",  и  что  в "Онегине"  Пушкин "решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия,  а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху".

А.С. Пушкин.
"Лишние люди" в произведениях Пушкина и Лермонтова.

        "Лишний человек  ",  "лишние люди" ,  "галерея лишних людей" - откуда появился этот термин в  русской  литературе.  Кто  впервые  так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Существует точка зрения, что впервые наиболее отчетливо им  воспользовался И.С. Тургенев, создав произведение, озаглавленное "Дневник лишнего человека". По другой версии сам Пушкин в черновом варианте YIII главы "Евгения Онегина" назвал своего героя лишним: "Онегин как нечто лишнее стоит".
        Так или иначе,  но именно образ лишнего человека надолго  стал предметом  исследования русских писателей.  Одинокий,  отвергнутый обществом или сам отвергнувший это общество "лишний  человек  "  не  был плодом фантазии русских писателей XIX века,  он был отмечен как болезненное явление духовной жизни русского  общества,  вызванное  кризисом общественной системы.
        Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие.  Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих,  в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество,  в котором они живут,  однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.
        Алеко, герой поэмы Пушкина "Цыганы",  уйдя от  "неволи  душных городов" в цыганский табор, хочет иметь полную свободу. Но это свобода только "для себя".  Земфире и никому другому он  этого  не  позволяет. Старик - цыган, отец Земфиры, говорит ему:
                Ты не рожден для дикой доли,
                Ты для себя лишь хочешь воли.
        В этой поэме выразился взгляд Пушкина на свободу личности.  Он считал,  что свобода конкретной личности,  любого  человека  кончается там, где начинается свобода другого человека.
        Кавказский пленник,  герой одноименной поэмы, обременен не условными, а настоящими веригами, и поэтому его мечты о свободе приобретают вполне реальные очертания родного края, любимого человека:
                Я вижу образ вечно милый:
                Его зову, к нему стремлюсь.
        Юная черкешенка  ценой  своей  жизни даровала ему долгожданную волю, но будет ли он счастлив?
        "Мцыри" - это гимн жизни.  Любовь к жизни героя Лермонтова такова, что он готов заплатить за нее жизнью. И никакого парадокса здесь нет, потому что жизнь в тюрьме для Мцыри - это смерть, а смерть на воле - часть жизни, последняя , но часть.
                Я мало жил и жил в плену.
                Таких две жизни за одну,
                Но только полную тревог,
                Я променял бы, если б мог.
        Демон - "Дух изгнания", которому наскучило зло. Любовь к Тамаре пробудила в нем желание верить добру,  но творить его он так  и  не смог. Тамара погибла.
                И вновь остался он, надменный,
                Один, как прежде во вселенной.
        Дубровский и Вадим, герои одноименных произведений, оскорблены обществом и унижены.  Удовлетворив, однако, жажду мести, оба не смогли стать счастливыми. Маша и Ольга потеряны, удел героев - одиночество.
        В реалистических  произведениях Пушкина и Лермонтова перед читателем предстают иные герои.  Это Онегин из "Евгения Онегина" Пушкина и Печорин из "Героя нашего времени" Лермонтова. Оба этих человека благородны,  честны, умны, на голову выше всех окружающих. В их груди кипят силы необъятные,  но не находят применения.  Онегин так и не может найти своего места в жизни,  ничто его не радует,  не волнует, он ни к чему не стремится.  Даже любовь искренней, неиспорченной светом девушки, Татьяны Лариной, не вызывает в нем никаких стремлений.
        Печорин становится, подобно Демону, разрушителем чужих жизней. Все , к чему он прикасается, погибает, рассыпается в прах: по его вине погибает черкешенка Бела,  из-за него "честным контрабандистам" приходится  менять  свой жизненный уклад,  от его руки погибает Грушницкий, разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская,  он становится причиной, пусть невольной, гибели Вулича в повести "Фаталист".
        Объединяет их  одна  болезнь - "русская хандра",  аналог "английского сплина",  которым болел еще Чайльд - Гарольд.  Хандра вызывалась  противоречием  между высокой интеллектуальной культурой "русских европейцев",  к которым принадлежали все передовые люди того времени и "азиатичной" крепостнических отношений.  Люди с "озлобленным умом, кипящем в действии пустом" и душой,  испорченной светом,  они  презирали общество, в котором жили, и были в нем одиноки.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.