ГлавнаяШкольные сочиненияКутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Л.Н.Толстой

Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

         Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" является,  по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны,  освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы,  быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным
приемом, который использует Л.Н.Толстой, является прием антитезы. Этот прием является стержнем произведения, пронизывает весь роман снизу доверху.  Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.

        Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый ис-
торический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против воли царя в производители народной войны".  И только это чувство поставило  его  на  "высшую  человеческую  высоту".
Толстой  изображает  Кутузова как мудрого полководца,  глубоко и верно понимающего ход событий.  Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии.  Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец, он  явно  стоит выше Наполеона.  Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны  в  Европу  русской армии потребовался другой главнокомандующий.
"Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".

        В изображении Толстого Кутузов - живое лицо.  Вспомним его выразительную фигуру,  походку,  жесты,  мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц,  углубляясь в психологический анализ.  Глубоко человечным и живым делают Ку-
тузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

        Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен,  не лишен недостатков,  причина которых - в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ "великих личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход исто-
рии решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше.  Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе.  Он,  по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место,  на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та
неуловимая сила,  называемая духом войны,  и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории,  он стремился сделать Кутузова только
мудрым  наблюдателем  исторических событий.  И это привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их.  И в конечном результате Кутузов выступает  как активный деятель,  скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

        Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон.  Толстой решительно  выступил против культа Наполеона.  Для писателя Наполеон - агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей,  грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон - честолюбец, стремящийся к мировому господству.
В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном,  которое воцарилось в высших  светских  кругах  России после  Тильзитского  мира.  Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две  недели", и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума постоянства и последовательности для успеха".  С самого начала романа Толстой ясно выражает свое  отношение к государственным деятелям этой эпохи.  Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было  никакого  смысла,  но
"он верил в себя, и весь мир верил в него".

        Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Ф.Шерер Наполеон - воплощение французской революции и уже поэтому  злодей.  Юный Пьер не понимает того,  что став императором, Наполеон продал дело революции.  Пьер защищает и революцию,  и Наполеона в равной мере. Более трезвый  и  опытный  князь Андрей видит и жестокость Наполеона,  и его
деспотизм,  а отец Андрея старик Болконский сетует,  что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.

        Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное  место.  Надо  сказать, что  и  по  отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая:  "Он был подобен ребенку,  который,  держась за  тесемочки, привязанные внутри кареты,  воображает,  что он правит". Но Наполеон в
войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.

        Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как "маленького человека" с  "неприятно-притворной  улыбкой"  на лице,  с  "жирной грудью",  "круглым животом" и "жирными ляжками коротеньких ног".  Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, счи-
тающий себя движущей силой исторического процесса.  Его безумная  гордость заставляет его принимать актерские позы,  произносить напыщенные фразы.  Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон  Толстого - "сверхчеловек",  для которого имеет интерес "только то,  что происходило в его душе".  А "все,  что было вне его, не имело
для него значения,  потому что все в мире,  как ему казалось, зависело только от его воли".  Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона.
Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

        Сопоставляя двух великих полководцев,  Толстой  делает  вывод:
"Нет и не может быть величия там,  где нет простоты,  добра и правды".
Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец,  думающий о славе и свободе Отечества.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.