ГлавнаяШкольникамИстория Олонецкого краяКарелы — исторический обзор

История древней Карелии - общий обзор
Карелы - исторический обзор
Карелы Ливвики
Исторический очерк Карелии  - Племена
Исторический очерк Карелии 1478 - 1666
Исторический очерк Карелии  - 17 век
Исторический очерк Карелии  - Кижский бунт
Быт северных карел - документ от 1913 года
Быт карел Олонецкого уезда - 1873 год
Олонецкие губернские ведомости

 

Русские княжества в 12 веке Восточная Европа в 11 веке

КАРЕЛЫ (общее самоназв. К.- карьялайзет, собственно К.- карьялани, приладожских К.- ливгиляйне, ливвикёй, прионежских К. - лююдилайн е, лююдикёй). Численность в Российской Федерации 124,9 тыс. чел. Коренное нас. Карелии (78,9 тыс.). Живут также в Тверской обл. (тверские или верхневолжские К. - 23,2 тыс. чел.), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и др. обл. России. Общая числ. 130,9 тыс. чел. Говорят на карел, яз. Осн. диалекты: собств. карельский (средняя и сев. часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также фин. яз. Верующие - православные.

К. сформировались на основе аборигенных племён Ю, Карелии и Ю.-В. Финляндии. На рубеже 1-2-го тыс. н.э. предки К. населяли сев. и сев.-зап. побережье Ладожского оз. Миграция К. на С. началась в II в., в р-н между Ладожским и Онежским озёрами (терр. Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (см, вепсы), на С. Карелии в состав К. вошла часть саамов. Терр. К. (корелы в рус. летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного гос-ва. В 1920 на терр. К. была образована Карел. Трудовая Коммуна, преобразованная в 1923 в Карел. АССР (с 1991 Респ. Карелия).

Древние К. (корела) упоминаются в рус. летописях (впервые в 1143), сканд. ягах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнич. консолидации плем. групп корелы, формирования карел, культурной общности 12-14 вв.). Значит, влияние на кульуру К. оказало рус. нас. Древнейший памятник карел - Новгородская берестяная грамота N 292 (четыре строки заклинания от молнии) нач. 13 в. Первая попытка создания карел- письменности относится к сер. 16 в., известны рус.-карел. словарные запись 17 - нач. 18 вв. Наиб. кр. текстовой памятник - "Десять людиковских заговоров" нач. 18 в. В 19 в. появились издания на собств. карел, и ливвиковсром диалектах с письмом на рус. графич. основе. С кон. 80-х гг. разрабатывается письменность на основе лат. графики.

Распространение пашенного земледелия (нач. 2-го тыс. н. э.) положило начало возникновению у К. комплексиого х-ва. Традиц. занятия - трехпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремесла, на С. - оленеводство. Карелия - классич. регион подсечного земледелия. Осн. с.-х. культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с нач. 20-го в. - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 в.- картофель. Осн. с.-х. орудия - беспо-дошвенная соха колового тица, серпы с зубчатым рабочим краем, коса-горбуша, борона-суйоватка, с нач. 20-го в. железные плуги и бороны, с 1930-х гг. - косы-литовки. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, на Ю. Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Осн. рыболовные снасти - удочки, переметы, дорожки, остроги, сачки, мерды, невода. Самое распространённое орудие лова - сеть. Неводами ловили на артельных началах. Каждая семья имела свое место лова. Охотились на медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Для охоты использовали самодельные ружья-малопульки, разл. приспособления и ловушки (ружья-самострелы, спец. ямы, капканы, кляпцы, силки, петли из конского волоса). Мясо употребляли в сыром виде, шкуры шли на изготовление одежды, обуви, их обменивали на разл. товары.

К. занимались бортничеством, курением смолы, дегтя. Со средних веков развито железоделательное произ-во. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, худ. и горновая пайка, обмедне-ние, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. Традиц. ремесла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Осн. доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 в. получило развитие отходничество. На С. Карелии - торговля вразнос с Финляндией. В наст. время соц.-экон. развитие К. определяет многоотраслевое произ-во (лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная пром-сть, машиностроение, судостроение и т. д.). Для значит, части К. с. х-во остаётся существ, отраслью произ-ва.

До кон, 19 в. сохранилась большая 3- 4 поколенная семья (до 25 и даже 40 чел.). Характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хоз.-бытовых делах. Осн. принципы имущественного права членов семьи: равное право во владении; единовластие главы семьи, к-рое ограничивалось только взрослыми членами семьи вместе, подчиненность хозяина обычаю; равное право в наследовании между семейными и холостыми братьями. В наши дни для К. характерна малая семья, её средний размер 3 чел. Средний брачный возраст женщин равен 19-24 годам. Сохраняются элементы традиц. родильной, свадебной и особенно похоронно-поминальной обрядности. Сохраняются мн. элементы языческих верований.

Для поселений К. характерно прибрежное (речное или озёрное) расположение селений с двумя осн. типами расселения: гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тыс. н.э., и разбросанно-хуторским. Преобладает гнездовой тип расселения. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в осн. трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 вв.) и уличная (с 19 в.). До 17 в. преобладали малодворные и однодворные деревни. Наиб. распространённые типы поселений - деревня и погост, выполнявший роль адм., торг. и религ. центра. Прежде повсеместно возводились временные постройки для охотников, рыбаков, позднее - лесорубов. До нач. 20 в. сохранились курные избы. Жилище К. близко к сев,-рус. Характерные особенности жилища К. - значит. высота сруба дома (14-21 венец), соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Связь избы с хоз. постройками четырёх осн. видов: однорядная, охватная, или L-образная, Г-образная, отд. застройка хоз. помещений от двора. Дома обычно строили без фундамента. В Ю. Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см, Специфика жилища К. в интерьере избы (устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутр. крытый вход в подполье, открытый очаг, встроенный в рус. печь на сев.-зап. Карелии, горница с более низким, чем в избе, потолком). Юж. К. украшали дома резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками. Осн. хоз. постройки - сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на Ю. Карелии), амбар на столбах. Традиц. средства передвижения: лодки-долбленки, шитики, карбасы, плоты; сани, лыжи, спец, болотные лыжи. В традиц. одежде преобладали сев.-рус. формы. Основа комплекса жен. одежды: разл. рубахи, сарафан (с 16 в.), кофта с юбкой, платок, сорока. Муж. одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В При-ладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких К. - юбочный комплекс. Для сев. К. характерна жен. рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп К, - шейные муж, платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, ваЛяная.

В традиц. пище К. преобладала озёрная рыба (соленая, вяленая, сушеная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на С. Карелии - с мучной подболткой, на Ю.'- с картофелем, перловой крупой. Рыбу, как правило, не жарили; копчение рыбы не было известно. Повсеместно распространены калитки с различной крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиц. блюда воскресных и праздничных столов. В постные дни пекли репные, гороховые, грибные, реже мясные пироги. Древнее блюдо - блины овсяные. Много блюд из толокна, репы. Выпекали кислый хлеб-каравай, на сев. и в средней Карелии - особый лепешкообразный пресный "хлеб с дыркой". Любимые напитки - чай, на С. кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас. Нар. кухня К, сходна с пищей русских, вепсов, финнов. Многообразны традиции изобразит. иск-ва. Вышивка К. отличается богатым набором геом,, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с кон. 19 в.), гладью и др. Распространено узорное ткачество, в т.- ч. со сложными видами техники худ, тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло.

Осн. формой духовной культуры К, являлось устно-поэтич. творчество. Эпос К. считается одним из наиб. архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в осн. в 1-м тыс. н.э., древнейшие пласты возникли в более раннее время. Фольклор представлен древнейшими эпич. песнями (рунами), сопровождавшимися игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-фин. эпос "Калевала" записан гл. обр. в Ухтинском (ныне Калевальском) р-не, насчитывает 22 795 стихов. Эпос переведен более чем на 100 яз. народов мира. Кроме эпич. песен (героич,, ист. и др.) широко бытовали лирич., обрядовые (свадебные, похоронные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных, сатирич., новеллистич., юмористич. и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. Для обрядовых плачей К. характерны иносказание, развитая метафора, ритмич. рисунок текста, созвучие начальных звуков слова, импровизация. Своеобразным жанром муз. лирики являются ейги - молодежные песни парней. В 19 в. появились рифмованные песни, короткие песни типа рус, частушек. В сев. Карелии издавна пели фин. лирич., хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы. В прошлом в Карелии бытовало неск. сот игр-танцев (ристукондра, кадриль более 20 вариантов, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикисаи др.). Одна из важнейших особенностей хореографии К. - обязательная импровизационная часть танца. В материальной и духовной культуре К, выделяются две традиции - южно- и северокарельская с переходной зоной, к-рой присущи черты ооеих традиций. Устно-поэтич. творчество К. оказало заметное влияние на развитие проф. культуры Карелии (литературы, живописи, музыки, хореографии и т, д.).

Писатели К. создают свои произведения в осн. на рус. и финс. яз. Предпринимаются шаги по нац.-культ, возрождению К.: образован "Карьялан рахвахан лиитто" ("Союз карельского народа"), состоялся съезд представителей К. (1991), на ливвиковском и собств. карел. диалектах карел, яз. созданы буквари, более чем в 20 школах изучается карел, яз., издаётся газета "Ома муа" ("Родина"), организован нар. хор "Ома паю" ("Родная песня"), создан нац. театр, состоялись первые спектакли на карел, яз., организован ряд фольклорных ансамблей, возрождаются народные праздники.

 

   Открытый урок  Автор:   Митрофанова Елена Николаевна, 
Язычество карелов и вепсов
Митрофанова Елена НиколаевнаДревние карелы и финны поклонялись многим языческим божествам. Народная поэзия карелов и финнов «населена» бесчисленным множеством духов и божеств. Давайте вспомним главные занятия карелов (охота, рыболовство, собирательство). Чтобы охота была удачной, наверное, карелы особенно почитали покровителя охотников. Чтобы выловить много рыбы, кого следует попросить об этом? (покровителя рыболовов). А чтобы собрать хороший урожай ягод, грибов, кого надо задобрить? (божество, отвечавшее за будущий урожай). Как же именовали этих богов? К кому обращались карелы с просьбами?
Ответы на эти вопросы нам даст известный карело-финский эпос «Калевала». Давайте вспомним, кто собрал и обработал эти замечательные руны «Калевалы»? (Финский фольклорист, учёный и поэт Элиас Лённрот). Мы с вами знакомились с «Калевалой» в прозаическом пересказе А.Любарской. Сегодня мы обратимся к переводу Л. Бельского. Какими словами начинается  эпос?                                   
(Мне пришло одно желанье,
                     Я одну задумал думу,-
                     Быть готовым к песнопенью
                     И начать скорее слово,
                     Чтоб пропеть мне предков песню,
                     Рода нашего напевы.)
Нам тоже пришло одно желанье, узнать, как называли карелы своих богов? Обратимся к руне второй, стих 317 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Укко) Итак, высшим (верховным) божеством является …(Укко). Где он живёт? (на небе) Он посылает оттуда гром и молнию, дождь и снег. Какого древнегреческого бога он вам напоминает? (Зевса)  Укко отвечал за будущий урожай. По мере развития земледелия у карелов в его честь после окончания посевных работ устраивали веселый праздник. (слайд)
Запишите в тетрадь: «Укко - высшее божество, отвечающее за урожай»
Теперь обратимся к руне пятой, стих 23 (учащиеся отыскивают и зачитывают о боге Ахто) Где живёт бог Ахто? (в воде, в море) Почему его почитали? (море кормит людей) (слайд)
Запишите в тетрадь: «Ахто – бог моря».
Теперь обратимся к руне 14, стих 23. Как вы думаете, кто такой Тапио? (ответы учащихся) Тапио - «хозяин леса», поэтому его особенно почитали охотники. Почему? (слайд)
Запишите в тетрадь: «Тапио – «хозяин леса»
Итак, карелы верили в разных богов. Вера в разных богов называется…(язычеством)

Карелы язычники верили в загробную жизнь. Как и другие народы представляли, что человек, умирая, переходит в иной, потусторонний мир и меняет только жилище. В могилы умерших помещали различные предметы. Женщин хоронили с украшениями, мужчин ? с оружием и орудиями труда. Богатых людей хоронили по-особому, в “домах мертвых”, гробницах-срубах, напоминающими своим внешним видом жилые постройки с двускатной крышей и окошечком (в головах), чтобы покойный мог следить за делами живых. К коньку крыши прикрепляли резной деревянный столбик, который, в свою очередь, также имитировал двускатную кровлю.(слайд)
У карелов, как и у многих северных народов, имел распространение в погребальном обряде древний культ ладьи. По древним верованиям карелов, каждый умерший, прежде чем попасть в потусторонний мир Туонелы (Маналы), должен был переплыть «реку мертвых», которая отделяла загробное царство от остального мира. Поэтому иногда около могил можно было увидеть лодку.
Старые карельские кладбища – памятники языческих времен.

Кроме того, карелы поклонялись священным рощам и деревьям, рекам и озерам, болотам и источникам, горам и холмам, камням и пням, звездам, луне и солнцу. Особенно был развит культ жертвенных камней и священных рощ, которые находились на окраинах кладбищ и полей.

Сооруженные священные камни называются сейдами. Под сейдом подразумевают идола. Каменный идол мог быть естественной скалой, напоминающей человека или животное, или же искусственным сооружением из нескольких камней, как правило, большого валуна с подставленными под него  или положенными сверху небольшими камнями (сейды на «ножках» или с «головками») (слайд) Этот валун, стоящий на трех камешках, расположен на вершине горы. По местным поверьям этот камень обронил черт, когда нес его, и «около него всегда чудится».

Самым известным жертвенным камнем является Конь-камень на острове Коневец у западного берега Ладожского озера. Конь-камень — огромный валун серого гранита высотой чуть более 4 метров. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его — более 750 тонн. Валун представляет собой древний памятник народного суеверия. Много лет назад камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей и приносили в жертву на этом камне коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как считали, обитали здесь. Поэтому валун и был назван Конь-камнем, а сам остров — Коневцом.

Принятие христианства карелами
Важнейшим событием для развития культуры Карелии стало принятие народами Карелии христианства, православной веры. Давайте вспомним, когда произошло крещение Руси и при каком правителе? (в 988 году при князе Владимире Красном Солнышке) Теперь выясним, когда же произошло крещение карелов и при каком правителе? Что об этом нам сообщают летописи? Давайте обратимся к Хрестоматии по истории Карелии ч1, стр.11, документ №8
Учащиеся зачитывают документ:
Летописное сообщение о крещении карелов
                                                          1227 г.
Того же лета. (Новгородский) князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество карелов, мало не все люди.

В данном сообщении летописец отмечает, что, за малым исключением, были крещены все карелы. Новгород рассматривал православие как средство укрепления своего влияния среди карелов в борьбе со Швецией, которая стремилась обратить их в католическую веру.
                                     
Итак, согласно летописи крещение карелов произошло в 1227 году при князе Ярославе Всеволодовиче, но это крещение носило во многом формальный характер. Сначала христианство восприняла карельская племенная верхушка (знать) и те карелы, которые были больше связаны с Новгородом (купцы, воины, сборщики дани). Основная масса карел продолжала поклоняться языческим божествам. Постепенно среди карел стало распространяться двоеверие, одновременное исполнение христианских и языческих обрядов.
Запишите в тетрадь: «1227 год - крещение карелов»

Первые православные монастыри Карелии
Большую роль в Карелии в распространении христианства и христианской культуры сыграли православные монастыри. Они объединяли и сплачивали прихожан.
В 14-15 веках появились монастыри: Валаамский и Коневский на Ладоге, Муромский и Палеостровский на Онеге, на границах края – Соловецкий и Александро-Свирский.
Существует легенда о том, как возникли монастыри:
«Три монастыря»
Было три брата. Поразмыслив, один сказал:
- Я буду (жить) на этом острове.
И остался там.
Второй пришел на берег Ладоги. Но поскольку не было лодки, он на скале проплыл пятьдесят верст на остров Валаам. Он был святой человек, раз камень его удержал.
А третий брат обосновался в Троице (монастырь Александра Свирского), где и теперь еще монастырь.
Тот первый брат остался на Соловках. Там и построил избушку, затем побольше.

Одним из первых монастырей Карелии был Валаамский монастырь.

Валаамский монастырь был основан в 1329 году на острове в северной части Ладожского озера. Согласно монастырским легендам основателями Валаамского монастыря стали монахи Сергий и Герман. Уже в конце XV века Валаамский монастырь стал богатым землевладельцем, ему принадлежало 150 крестьянских дворов в Северном Приладожье. В конце XVI века на Валааме было около 200 монахов. Валаамский монастырь был крупным культурным центром. Там существовала большая библиотека и мастерская по переписке книг (скрипторий). Но к началу XVII века Валаамский монастырь был разорен шведами, затем при Петре Первом монастырь был восстановлен.

В юго-западной части Ладожского озера на острове Коневец расположился  Коневский монастырь.

В конце XIV века на остров Коневец пришел Преподобный Арсений, нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил его святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь к противоположному берегу Ладоги. Вместе с бесами, как гласит предание, исчезли и змеи (Коневец — это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). На острове был возведен Собор Рождества Богородицы.

На юго-восточном берегу Онежского озера возник Муромский монастырь.
Сообщение учащегося:
Муромский монастырь был первым православным монастырём на Онежском озере. Его основателем стал греческий монах Лазарь. В XVI веке в Муромском монастыре была построена небольшая церковь. Она получила название: Лазаревская церковь или церковь Лазаря Муромского. В 1961 году ее перенесли в музей-заповедник “Кижи». Церковь Лазаря Муромского ? древнейший сохранившийся памятник деревянной архитектуры в России.

На севере Заонежского полуострова на острове Палье, недалеко от села Толвуя был основан Палеостровский монастырь. Он был основан в конце XII века преподобным Корнилием. Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1391 году. В настоящее время монастырь представляет собой руины.

На острове Белого моря возник Соловецкий монастырь.
Существует ещё одна легенда:
«Основание Соловецкого монастыря»
Было два брата. Старшего звали Изосим, младшего Савватий.
Они на камне пересекли Белое море.
         Младший брат размышлял:
- Почему мы не тонем?
И сразу камень начал немного погружаться.
Старший брат сказал:
- Что ты зря переживаешь, пересечем мы море.
На острове они собирались построить монастырь. Три недели они думали:
- Как назовем это место?
Когда они наконец сказали, что назовут Соловецким, камень сразу пристал к берегу.
         Затем они начали строить церковь, и строителей пришло много. То, что днем построят, ночью опускалось под землю. Камень, на котором они плыли, надо было водрузить над дверью. Они думали:
- Как мы поднимем этот камень наверх?
         Утром пошли смотреть, а камень уже сам по себе поднялся над дверьми.
       
Соловецкий монастырь был основан в 1429 году.
Сначала на остров прибыли монахи Савватий и Герман. Жизнь на острове была очень тяжелой, особенно зимой. Через несколько лет Савватий заболел, Герман перевез его в Сороку (Беломорск), где Савватий умер. Герман вернулся на Соловки с другим монахом ? Зосимой. Именно Зосима создал монастырь и стал его первым настоятелем. Соловецкий монастырь стал большим и известным монастырем не только на Севере, но и во всей России.

На границе нашего края возник Александро-Свирский монастырь.
Сообщение учащегося:
Южнее города Олонца был основан Александро-Свирский монастырь.
Его основатель, монах Александр, живший во второй половине 15 – начале 16 веков,  родился в крестьянской семье в деревне Мандера. Можно предположить, что он был вепсом. Всего двум людям, жившим на земле, являлась Пресвятая Троица в виде Трех Ангелов, в том числе и Александру. Сам Господь указал место строительства собора в честь Святой Троицы, а затем и Свято-Троицкого монастыря.

Православие принесло книжность и литературу, новые формы деревянного зодчества и иконопись.
В целом, православные монастыри оказали большое положительное влияние на развитие культуры Севера.

Грамотность и книжность
У карелов не было своей письменности, но они писали карельские слова, используя буквы русского алфавита  кириллицу. Об этом свидетельствует берестяная грамота середины XIII века, найденная во время раскопок в Новгороде. В ней кириллицей, но по-карельски записано, как считается, заклинание от молнии, обращенное к богу Укко, но обращение к нему было таким, как обычно обращались к богу христиане. Всего же в Новгороде найдено более 10 берестяных грамот, связанных с Карелией.

Уже в XVI веке началось создание церковно-приходских школ. Они открывались при церквях и монастырях, а учителями были священники и монахи. Постепенно стала расти численность грамотных людей. На севере России местное население активно занималось промыслами, совершало торговые и деловые поездки. Многие северянам грамота была просто необходима.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.