ГлавнаяО кладахКлад в представлении простого народа

Клады на территории Карелии
Клады Тверской земли
Можайские клады
Ярославские клады
Воронежские клады
Клады под Липецком
Клады в Беларуси

Клады в поверьях простого народа

Георгиевский А. Клад по воззрениям простого народа // Олонецкие губернские ведомости. 1900. № 106. С. 2.

Клад по воззрениям простого народа.
 

Клад, каким он представляется в сказках, почти всегда имеет вид золота или „самоцветных” камней. Вращаясь в мире, сказочно-фантастическом, простой старый человек имеет до сих пор такое воззрение на клад, что это несметное сокровище где то очень далеко и недоступно всякому, а дается только смелому человеку и сильному, так как охраняется каким либо чудовищем и сокрыто за замками и запорами, да и путь туда труден с разными препятствиями, преодолеть которые без талисмана какого либо невозможно, а талисман обыкновенно дается какой либо доброй старушкой в роде бабушки-затворенки, эта бабушка – добрый гений, рада пособить, дает клубочек смельчаку, который уже ранее тоже достал где либо меч, который рассекает все преграды. Давши клубок, бабушка-затворенка часто открывает и секрет, как завладеть кладом. Катится клубок по дорожке, а смельчак идет за ним, мечем уничтожает все препятствия, убивает чудовище и завладевает кладом.
Иногда дело удается легче. Добравшись до клада, следует только чудовище, охраняющее клад, ударить, не страшась, на отмах и чудовище рассыпается в золото. Во время удара только и следует сказать, „Аминь, аминь, рассыпься”.
А то клад можно добыть еще проще, только была бы „шапка невидимка”, тут пришел, нашел да взял клад и кончено, никто не увидит.


Далее можно найти клад и без бабушки-затворенки, без талисмана и без шапки невидимки, можно найти его не ходя в тридесятое государство, можно достать всякому в своем месте, следуетъ только пред новым годом идти в лес, срубить дерево, и сесть на комель, рубку произвести пред самой полуночью, и в полночь придет черт в виде человека, сядет на вершину того же дерева; набравшись смелости, стоит вступить с ним в разговор, но не забывать первого слова, какое ему скажешь; если не удастся подойти к нему по срубленному дереву во время дружественнаго разговора с ним, то начинай чаще твердить первое слово, которое сказал при вступлении с ним в беседу; в этом случае он уходит, не причинив вреда, хотя и сильно сердится. А если подойдешь, то следует ударить черта тоже со словами, „Аминь, аминь, рассыпься” он и рассыпается в золото.


Можно достать клад и без всякого оружия, следует только достать траву-разрыв, а достать ее можно у змея, когда он переплывает реку, змей переплывает через реку всякий раз с этой травой, держит ее во рту. Трава имеетъ такое свойство, что пред ней не устоит никакой замок и запор.


Но все это старо; настоящее воззрение на клад проще, клад – это просто деньги, спрятанные во время войны и по другим причинам. Но клад дается только счастливому человеку. Клад – значит кладено хорошо – до человека, кладено не для всякого, кладено со словами да еще заветными: „Пусть этот клад найдет тот, кому на роду написано”, или тот, „кто отца и матерь настоящее почитает”. И вот предварительно к такому счастливцу кто либо является во сне и предлагает ему идти в известное место, или без явления человека, счастливец видит во сне место, где есть клад, а над местом клада горитъ свечка, следует только идти туда одному и в полночь выкопать клад из земли, но если идти не в полночь и не одному, то клад не дастся, хоть того глубже копай, он все будет опускаться глубже „уходить в землю”.


Отсюда естественно вытекает и такое юридическое возрение народа на клад, что он составляет полную собственность нашедшего клад, где бы он ни нашел его на своей земле, или на чужой. Нашедший – счастливый человек, без него все равно никто бы не нашел очень долгое время, так что прошли бы сотни лет, пока не родился бы другой счастливец, которому на роду было бы написано найти. Вследствие такого воззрения на клад и находка считается собственностью нашедшего. Потерявшему суждено было потерять, убыток потерпел, от убытка не убегаешь, а нашедшему счастье привалило, значит его счастье не дремало, не украл, а Бог дал. Поэтому о значительной находке редко заявляется, а мелкая, не дорогая находка только по приятельски возвращается даром, а по большей части выкупается, а если нашедший не согласен отдать и за выкуп, то находка можетъ считаться его собственностью. Даже находка может считаться собственностью поднявшего находку, когда он идет с товарищами, последние должны, чтобы иметь долю в находке, очуряться, т. е. когда находка не спрятана, сказать „чур, чур, что нашел, вместе”.

А. Георгиевский.

Все клады России на сайте "Золотая антилопа " >>>

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.