ГлавнаяХудожники КарелииХудожники Карелии. Становление изобразительного искусства в Карелии. Часть вторая 2
Авдышев А.И.  Авдышева В.М.   Агапов В.М.
Акбулатов Б.Р.   Акулов Э.А.   Афанасьев В.В.
Бородкин О.П.  Брюханов Н.И.  Бурин Л.Н.
Буторов К.Л.  Вахрамеев В. Н.  Гильберт Л И.
Гоголев К. А.  Грязев С.Н.  Давидян Л.К.
Ермолаев В. А.  Ефремов И.А.  Иваненко В.М.
Калинин Е. С.  Козлов А.Ф.  Кошелев В.М.
Кошелева Н.В.  Ланкинен Г.Ф  Ланкинен Л.Ф
Линдхольм Ф.А.  Львович З.Е  Осипова К.Н.
Пехова Е.К.  Поленков Д.С. Поляков В.О.
Поморцев Б.Н.  Попов В.Н.  Родионова Н.А.
Семяшкин А.В.  Скалдина Х.Г.  Скорик В.А.
Стронк Г.А.  Тервинский В.П.  Тимонен Э.А.
Трифонов А.А.  Харитонов А.П.  Чекмасов В.С
Черных И.В.  Чижиков В.И.  Чиненов С.Л.
Чиненова В.Н.  Чумак О.В.  Юнтунен О.С.
Юнтунен О.Н.  Юнтунен С.Х.  Юссикайнен Р.А.
Юфа М.Ш.  Юфа Т.Г.   Всеволод Иванов

Становление  изобразительного искусства в Карелии
часть Первая
часть Вторая
часть Третья
часть Четвертая


Становление карельского изобразительного искусства

В широкой палитре состояний природы края находит близкие своему лирическому дарованию мотивы Б. Н. Поморцев. Почти физически ощутимо передает он тепло скупого лета, прозрачность световоздушной среды, элегичность настроения. Органично вплавлен в образ (прежде всего в полотнах 60-х годов) деревенский жанровый мотив. Как будто случайно увиденный (выход сплавщиков на работу, отдых в обеденный перерыв, вечерние будничные хлопоты и т. д.), он на самом деле — результат пристального наблюдения и творческого осмысления действительности, глубокого ее «присвоения». Красота природы Заонежья и поэтика будней в холстах Б. Н. Поморцева слиты воедино, и в этом он близок С. X. Юнтунену.
В работах Б. Н. Поморцева истовое трудолюбие северянина олицетворяют и строгие прионежские пейзажи с их сизо-серыми скалами, монументальными избами-усадьбами. Состояние природы здесь более устойчиво, жанровые мотивы решаются с особой значительностью, проникновенное и точное лирическое наблюдение поднимается до уровня поэтического осмысления народной жизни («Бани топятся», 1969).
В 70-е годы Б. Н. Поморцев обращается к мотивам Кижского ансамбля. В его полотнах появляются темы романтические или лирико-драматические («На земле карельской», 1970; «Майские ночи», 1979). Работы, написанные в таком ключе, показывают, что образное осмысление карельской природы и судеб края может быть органично связано в широком и глубоком поиске.
Еще одно свидетельство успешного развития карельской живописи — жанр натюрморта. Во второй половине 50-х годов много работавший в скульптуре Л. Ф. Ланкинен создает серию живописных холстов. В одних — внешне бытового плана — читается прежде всего острое ощущение жизни, в других убедительно раскрывается поэтичность темы труда. В годы, когда натюрморт в живописи Российской Федерации развивался замедленно, полотна Л. Ф. Ланкинена заметно выделялись своей сюжетностью, сдержанной энергией переживания, материальностью изображаемого, предметностью фактур и цвета, свежестью пластического решения. Мажорные и оптимистические по мироощущению, эти холсты дали толчок развитию жанра натюрморта в изобразительном искусстве Карелии.

Теплом домашнего уюта согреты холсты В. М. Авдышевой. Многие из натюрмортов М. Ш. Юфы сильны своей драматичностью— внешне обычный мотив переживается эмоционально, напряженно, что находит выражение в пас-юиюм письме, динамичных, контрастных цветовых отношениях. (Этим же языком живописец ведет рассказ о природе края, пейзажах Крыма, Новгородчины, и среди них есть немало удачных, как и в цикле городских пейзажей, производственных «интерьерах».) Драматизм, осо-бенности пластического мышления М. Ш. Юфы как будто бы плохо согласуются с традиционной сдержанностью северянина, но лучшие полотна живописца заняли заметное место в карельском изобразительном искусстве благодаря своей искренности, самобытности.

Программные натюрморты были написаны в начале 70 х юдов известным портретистом Ф. Э. Ниеминеном.В них каждая вещь воспринимается как знак, как символ,  наполненный особым смыслом.
Почти одновременно с этими полотнами появляются южные, психологически содержательные акварельные иимрморты А. П. Харитонова, несколько позже — строгие , холодноватые композиции А. А. Трифонова (темпера) Распространенную сегодня интеллектуализированную манеруписьма, метафорические сопоставления можно встретить в натюрмортах и других живописцев и графиков края.

К числу наиболее развитых жанров карельского изобразительного искусства относится портрет. В этом жанре постоянно работали и работают многие опытные графики. Среди их листов выделяются крупные серии Г. А. Стройка. Художник продолжил серию, посвященную народным сказителям. В другом цикле можно выделить обобщающие, типические портреты «Карелочки из Олонца», «Старого помора». Психологически содержательны портреты карельских писателей и композиторов. Волевым настроем, строгой героикой отмечены образы старых большевиков.

Портретные работы Ф. Э. Ниеминена появляются на выставках в Петрозаводске со второй половины 1950-х годов: сначала это были женские портреты, затем — цикл тружеников, выполненный в цехах Онежского тракторного завода. Заметным событием в искусстве Российской Федерации стал «Портрет мебельщика» (1961). Типическое в этом образе активно выявляется сквозь емкие черты индивидуального. В серии «Мой современник» героями полотен становятся инженеры — явление редкое для середины 1960-х годов. Естественно возвращение художника к рабочей теме. После небольшого цикла индивидуальных образов он создает получивший всесоюзную известность групповой портрет «Тяжбуммашевцы» (1969). Многоплановое раскрытие каждого образа позволяет выявить в этом монументальном полотне и общие, типические черты современного советского рабочего.
Значительное место в творчестве живописца занимает тема национальной культуры, науки. Выделяются холсты «Человек с больной рукой» (1973) и «Семья Кайбиайнен» (1979). В последнем точность психологических характеристик находится в органической связи с национальным характером героев, оптимистическим решением проблемы духовного родства и преемственности поколений.

С начала 1970-х годов активно работает в жанре портрета В. С. Чекмасов. Галерея созданных им образов охватывает едва ли не все слои современного общества. Своеобразна манера художника. Одна из существующих сегодня в живописи тенденций — неоклассицизм — нашла в работах В. С. Чекмасова яркое выражение. Несомненный рационализм в истолковании образа, тщательнейшая манера «рисующего» письма, сдержанный колорит отвечают особенностям характеров героев, тем обстоятельствам, в которых они действуют. Убедительный тому пример— холст «Ночное дежурство (Хирург Васильев)» (1972). Здесь строгость, аналитичность метода художника сродни внутренней мобилизованности, профессиональной собранности героя. Рационалистичный метод художника близок научности мышления молодого современника в работе «Москин — студент ЛВХПУ» (1973—1974). В полотне «Скульптор Л. Ф. Ланкинен» (1979) характер пластически также оказывается созвучным теме: оригинальна скульптурная прочность центрального образа, как бы вобравшего в себя черты характера своих героев. Созвучна образам и высокая «ремесленная» (в лучшем смысле этого слова) культура в полотнах художника, посвященных рабочей теме: «Кирьянов — электромонтер» (1979), «Водитель БелАЗа Г. Гаврилов» (1984). Тогда же «чеканную» трактовку получил образ писателя Д. Я. Гусарова, раскрывающий глубину и напряженность его раздумий.

Отдельными своими сторонами неоклассическая тенденция близка национальному пластическому мышлению.

Об этом свидетельствуют, в частности, портретные работы  Д. Трифонова. Среди них органичным использованием стилизации, точностью психологических характеристик, открытостью мироощущения выделяются «Портрет Люды» (1977) и «Женский портрет» (1978).
Многие художники обращаются к портретному жанру периодически. Среди них можно назвать Е. К. Пехову — автора нескольких не лишенных психологической глубины портретов. Выделяется смело, широко написанный «Портрет Л. Живых» (1972), в котором сосредоточенная задумчивость актрисы может толковаться в философском плане.
Содержательный драматизм присутствует в лучших образах, созданных М. Ш. Юфа. Ярко индивидуальные, они несут в себе некоторые типические черты современного мироощущения.

В своих живописных полотнах и графических сериях часто обращается к герою-рабочему А. Ф. Козлов. Несколько точных наблюдений положили начало циклу молодых художников В. Н. и С. Л. Чиненовых («Лесоруб» и другие листы). Они часто обращаются к жанрово-порт-ретной форме повествования. Таким образом складываются деревенский цикл, серии, посвященные Деревообрабатывающему комбинату, жизни милиции. В таком же ключе строят некоторые свои листы О. В. Чумак и В. М. Ко-шелев, живописные полотна — Н. В. Кошелева. Смешанную жанровую природу имеют большие холсты Л. Н. Бу-рина, работающего в Медвежьегорске. В лучших из них («В поле», «Путейцы»— 1978) есть своеобразие беглого, интересного по цвету письма, бытовые, не лишенные юмора, наблюдения и лиризм.
В бурно развивающемся крае естествен интерес художников к современнику, чьим умом, волей и руками совершаются преобразования. Долгие годы, практически в рамках одного портретного жанра, шло развитие карельской скульптуры. В качестве исключения можно назвать работы В. М. Афанасьева, который нередко переводил свои наблюдения в жанровый план («Путевой обходчик», 1958; «Путеец», 1959) и добивался точности и теплоты характеристик.
Такие планы присутствуют и в серии «Заочники» (1963). Но больше удавались скульптору характеры мужественные, героические («Поморка», 1969; триптих «Поморка— мать партизанская», 1976—1977, и др.)

Наибольшая заслуга в развитии портретного жанра в скульптуре принадлежит Л. Ф. Ланкинену. Не случайно период его творческого становления связан с портретами карельских сказительниц (1957—1958). Цикл этот не свободен от описательности, но она соответствует повествовательное™ фольклора. Менее известна небольшая серия портретов знатных колхозниц, выполненная в те же годы. В компактных композициях, строгой обработке материала, в сдержанной поэтичности можно увидеть цельный характер, духовность этих женщин.
На рубеже 1950—1960-х годов поиски социально значимого, характерного для края героя приводят скульптора к остро типажным образам — «Лесничего», «Бригадира Тюллинена», «Лесоруба». Более точная мера индивидуального и типического найдена в парном портрете «Строители» (1961—1964). Различные характеры, биографии героев органично вплавляются даже не в просто «портрет профессии», а в образ социального слоя. Уровень обобщения настолько высок, что и сегодня композиция эта не утратила своей действенности. И здесь повествование ведется сдержанно — существенная сторона метода скульптора. Эта черта прослеживается в большой сюите женских портретов, которая обнаруживает движение к национальному по характеру образу. Обаяние простых черт в чеканной, упругой пластике «Карельской девушки» (1961), «Сиркки» (1966) во многом объясняется чистотой, ясностью и живостью натуры. Оба портрета входят в серию «Наш современник». К ней относятся также портреты «Тойво Антикайнен» (в героическом облике этого легендарного человека есть оттенки лирического, размышления о судьбах своего народа) и «Помор», в образе которого совместились черты извечные, эпические и остро современные. Еще одна работа серии — «Портрет студента Попова», в котором убедительно решена тема гармонии духовного и физического. На протяжении почти двадцати лет Л. Ф. Ланкинен пополняет свою галерею портретов деятелей культуры республики, и созданные им образы отмечены содержательным проникновением в характер творческой индивидуальности.

Не менее интересна небольшая серия исторических портретов государственных деятелей республики. В этих работах — убедительный рассказ о демократизме, остроте мышления и широте интересов героев нового типа.

Более четверти века скульптор работает над ленинской темой. Исследующие различные аспекты неисчерпаемой темы портреты как бы дополняют друг друга и в то же время свидетельствуют о стремлении ваятеля ко все более лаконичной и емкой образности. Этими качествами обладает лучший, 1977 года, портрет, в котором вождь показан в решающие дни Октябрьской революции. Скульптору удалось передать в образе оптимизм высокого исторического плана.

Первым среди художников Карелии Л. Ф. Ланкинен избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.