ГлавнаяХудожники КарелииХудожники Карелии. Становление изобразительного искусства в Карелии
Авдышев А.И.  Авдышева В.М.   Агапов В.М.
Акбулатов Б.Р.   Акулов Э.А.   Афанасьев В.В.
Бородкин О.П.  Брюханов Н.И.  Бурин Л.Н.
Буторов К.Л.  Вахрамеев В. Н.  Гильберт Л И.
Гоголев К. А.  Грязев С.Н.  Давидян Л.К.
Ермолаев В. А.  Ефремов И.А.  Иваненко В.М.
Калинин Е. С.  Козлов А.Ф.  Кошелев В.М.
Кошелева Н.В.  Ланкинен Г.Ф  Ланкинен Л.Ф
Линдхольм Ф.А.  Львович З.Е  Осипова К.Н.
Пехова Е.К.  Поленков Д.С. Поляков В.О.
Поморцев Б.Н.  Попов В.Н.  Родионова Н.А.
Семяшкин А.В.  Скалдина Х.Г.  Скорик В.А.
Стронк Г.А.  Тервинский В.П.  Тимонен Э.А.
Трифонов А.А.  Харитонов А.П.  Чекмасов В.С
Черных И.В.  Чижиков В.И.  Чиненов С.Л.
Чиненова В.Н.  Чумак О.В.  Юнтунен О.С.
Юнтунен О.Н.  Юнтунен С.Х.  Юссикайнен Р.А.
Юфа М.Ш.  Юфа Т.Г.   Всеволод Иванов

Становление изобразительного искусства в Карелии
часть Первая
часть Вторая
часть Третья
часть Четвертая

Художники Карелии

У истоков карельского изобразительного искусства стояли Вениамин Николаевич Попов (1869—1945), Александр Яковлевич Андриянов (1888—1933), Алексей Николаевич Кацеблин (1902—1967), Юрье Оскарович Раутанен (1896—1937). Их произведения появились в 30-е годы— период становления профессиональной художественной культуры края. Уже в этих работах ощущается стремление к строгости, лаконичности, соответствующим миропониманию северянина.

В 1939—1940-е годы в Петрозаводск приезжает группа выпускников высших художественных учебных заведений. Они начинают работать в различных учреждениях культуры. Среди них можно выделить М. В. Зайцева, который долгое время заведовал художественной студией, вместе с В. Н. Поповым преподавал живопись, был талантливым воспитателем. С приездом одаренной молодежи художественная жизнь в городе активизировалась. В 1940 году была устроена выставка, на которой экспонировали свои работы 18 художников, в том числе и самодеятельных. Оргкомитет Союза художников СССР, рассмотрев рекомендации побывавшей на выставке комиссии, принял в члены Союза В. Н. Попова, Г. А. Стройка, М. В. Зайцева, 3. Е. Львовича, Д. Ф. Попова, К. Н. Осипову, М. А. Макарьевского; кандидатами в члены СХ стали 7 человек.

Летом 1940 года состоялось первое организационное собрание Союза художников республики. Председателем правления был избран Г. А. Стронк.
Работы Г. А. Стронка, прежде всего его графические портреты, отличающиеся точной передачей индивидуальных черт, тонкой психологичностыо, были наиболее заметным явлением в короткий предвоенный период. Артистично выполнен «Портрет В. Н. Попова», более повествовательны листы в серии, посвященной народным сказителям. В лучших из них ощущается сложность духовного мира носителей вековой народной мудрости и поэзии («И. Т. Фофанов», «П. И. Рябинин»). Творческий рост позволил некоторым карельским художникам уже в этот период участвовать во всесоюзных смотрах изобразительного искусства.

В годы Великой Отечественной войны карельское искусство наполняется новым содержанием. В рисунках 3. Е. Львовича, работавшего в редакции армейской газеты, запечатлены фронтовые сцены, партизанский быт; в работах О. П. Бородкина, воевавшего в партизанском отряди -участники рейдов в тыл врага. В Беломорске, временной столице республики, художники К. Л. Буторов, Л. Шубин и

К. Н. Осипова выпускали «Окна Карел-фипТАГа». Серию графических портретов партизан, железнодорожников, Героев Советского Союза создал Г.А. Стронк, одновременно работавший и над живописными композициями.

Среди работ В. Н. Попова этого периода выделяется холст «Рыбаки-колхозники». Рассказ о стойкости и оптимизме народа тем убедительнее, что ведется негромко, что нем действуют герои, национальные по характеру. В Беломорске, а затем и в разрушенном Петрозаводске сосоялись две художественные республиканские выставки  иного времени.
Героическая и трагическая тематика войны раскрывается в многочисленных живописных работах карельских художников второй половины 1940-х годов. Это полотна  Л Буторова «Возвращение», М. В. Зайцева «Вручение Гвардейского знамени», И. А. Ефремова «Шелтозерские подпольщицы», А. В. Семяшкина «На фронт» и работы других живописцев, выполненные в эти и последующие годы, когда Союз художников пополнился новыми художниками, окончившими вузы и училища разных городов при имущественно Ленинграда) или продолжавшими учебу.

Художники Карелии

К этому времени обрели профессиональный опыт ученики В. Н. Попова по довоенной городской студии. Многие произведения посвящены Тойво Антикайнену, эпизодам гражданской войны (живописные работы М.В.Зайцева, Ф. А. Линдхольма, скульптуры В. И. Чижикова). Значительное место заняла тема восстановления края, мирного труда. Пейзажно-жанровые полотна и графика К. Л. Буторова, К. Н. Осиповой, В. А. Морозова, А. Ф. Козлова и других художников отмечены типичностью и масштабностью образов, теплотой повествования.

Лучшими работами Г. А. Стронка, успешно трудившегося практически над всеми перечисленными темами, явились графические листы и групповой живописный портрет народных сказителей, психологически интересные портреты работников искусств — Г. С. Мнацаканова, Н. А. Чаплыгина и др.

И в этот период произведения карельских художников экспонируются на всесоюзных выставках, например пейзажи С. X. Юнтунена, скульптурные портреты Л. Ф. Ланкинена; здесь же необходимо назвать появившееся несколько позже полотно А. В. Семяшкина «В. И. Ленин в Третьяковской галерее» (1957).

Образное осмысление восстанавливающегося, набирающего силу края особенно активно происходило в графике, преимущественно пейзажной. Путевые зарисовки конца 40-х годов, выполненные 3. Е. Львовичем, легли в основу его офортного цикла. Позже появляется серия «Старый и новый Петрозаводск». Небольшие домики сопоставляются со светлыми, нарядными новостройками, которые воспринимаются как герои серии. Пейзажные листы преобладают и в других сериях, начатых на рубеже 50—60-х годов,— «Горные разработки в Карелии», «На Онеге», «Наше Поморье». Почти всегда в работах мастера присутствует тонкая элегичность, свойственная карельской природе.

Серии 3. Е. Львовича открыли многие продолженные другими графиками офортные тематические циклы. Так, тему Беломорья с его неустойчивыми и часто неприветливыми состояниями погоды позднее широко исследовал Г. А. Стронк. Масштабные композиции художника отмечены ровностью, убедительностью. График исполнил и цикл портретов — типических образов тружеников Беломорья, многочисленные жанровые, тематические и производственные композиции.

В первой половине 50-х годов завоевали своего зрители цветные линогравюры А. И. Авдышева на городские мотивы.

Становлению искусства карельской книжной графики  способствовало обращение к теме «Калевалы». В 1949 году карело-финский народный эпос был издан в Петрозаводске в оформлении Н. А. Родионовой, Г. А. Стронка, с рисунками ленинградского графика В. И. Курдова. Карельские художники на основе национальных орнаментов ешдали интересное декоративное оформление.

В том же году был объявлен всесоюзный конкурс на илюстрирование «Калевалы». Новое издание 1957 года вышло с рисунками М. М. Мечева на русском и Г. А Стронка на финском языках. Заслуживают специального упоминания и представленные на конкурс композиции О. П. Бородкина, которые, несмотря на беглость,  не лишены эпичности. (Эти рисунки вошли в малофорное издание «Калевалы» 1983 года.)

Дальнейшее развитие карельского изобразительного искусства представляет собой картину в целом успешного, особенно в 60-х годах, хотя и неравномерного развития различных жанров. В начале 70-х годов в карельском изобразительном искусстве, как и во всем искусстве России наблюдается усиление индивидуального начала в творческом методе, широко используются различные стилизации, метафорические и символические истолкования образа. Эти черты свойственны новому, вступавшему в творческую жизнь поколению художников, продолживших и развивших традиции карельского искусства. Одна из таких традиций — пейзажная графика.
Еще в 60-х годах много работал в этом жанре С. И. Грязев. Будучи в Беломорье, он создает циклы офортов, в которых тема нелегкого рыбацкого труда органично связана с суровыми пейзажами Севера. Хроникальный характер его серий поднимается до художественной образности. Своеобразная, проникнутая теплотой интонация прослеживается в выполненной позднее серии, посвященной прионежской деревне.
В линогравюрах А. И. Авдышева начинают преобладать индустриальные мотивы, и вместе с ними в листы приходят укрупненная форма и резкий черно-белый штрих. Лаконизм и экспрессивность, идущие от получившего распространение «сурового» стиля, близки самому характеру Севера, его самобытной культуре. Поэтому тема карельского деревянного зодчества, которую А. И.Ав-дышев начинает разрабатывать в 60-х годах (и продолжает поныне), оказалась столь органичной для его монументальных по характеру композиций. «Архитектурная» графика художника отвечала возросшему тогда, поистине всенародному интересу к истории, культуре, природе края.
В заонежской серии художника, отличающейся размахом построений, замедленностью ритмов, окрашенной сдержанным лиризмом, бытие приозерных деревень поднимается до эпического уровня. (Одновременно А. И.Авдышев работал над сериями, посвященными Валааму, Заполярью.) Эти же интонации читаются в акварельном заонежском цикле, исполненном в последние годы.

У другого графика, получившего известность в 60-е годы (прежде всего благодаря листам калевальского цикла, о чем речь пойдет ниже)— Т. Г. Юфа — романтически-приподнятое отношение к природе, любование пейзажами Прионежья находит выражение в изысканных декоративных разработках планов и почти всех фактур, в колористических решениях. Обращаясь к теме родного края на протяжении почти двух десятилетий, художница, как правило, удерживает образ в рамках трудно дающегося возвышенного, иногда сказочного истолкования. При этом представление о прекрасной природе Карелии обогащается новыми оттенками.

Большое количество акварельных пейзажей было исполнено С. X. Юнтуненом. Выразительные и типические мотивы отличаются лаконичностью содержательных характеристик, в конечном счете — эпичностью образа. Но истинные  достижения мастера лежат в области живописною пейзажа. В этом жанре в 60-е годы и происходили основные процессы становления национального в карельском изобразительном искусстве. Именно в те годы сформировалось индивидуальное видение живописца, его умение поэтизировать даже рационалистические мотивы, вес-|п повествование, как и подобает северянину, обстоятельно и экономно, точно характеризовать элементы пейзажа (скалы, водные просторы, мхи, массивы леса и т. д.).

Различное, но всегда органичное место в образах художника занимает тема труда. Обычно это деревенский мотив, сплавная река, лесной или рыбацкий поселок.
Для полотен С. X. Юнтунена характерны какое-то не плотницки ладное композиционное решение, короткий И жесткий, будто негибкий мазок, построенный на отношениях приглушенных тонов и тем не менее не лишенный декоративности колорит. Особая, присущая именно С.Х. Юнтунену образность включает еще и сдержанную, "деловитую", лиричность. Все это вместе и образует яркую национальную характерность широко известных в стране работ художника, в том числе его обобщающих эпических полотен «Моя Карелия» (1969) и «Новая Карелия» (1972). Творчество С. X. Юнтунена было высоко оценено — первым среди мастеров изобразительного искусства Карелии он был удостоен звания народного художника СССР.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.