ГлавнаяХудожники КарелииХудожники Карелии. Становление изобразительного искусства в Карелии Часть четвертая
Авдышев А.И.  Авдышева В.М.   Агапов В.М.
Акбулатов Б.Р.   Акулов Э.А.   Афанасьев В.В.
Бородкин О.П.  Брюханов Н.И.  Бурин Л.Н.
Буторов К.Л.  Вахрамеев В. Н.  Гильберт Л И.
Гоголев К. А.  Грязев С.Н.  Давидян Л.К.
Ермолаев В. А.  Ефремов И.А.  Иваненко В.М.
Калинин Е. С.  Козлов А.Ф.  Кошелев В.М.
Кошелева Н.В.  Ланкинен Г.Ф  Ланкинен Л.Ф
Линдхольм Ф.А.  Львович З.Е  Осипова К.Н.
Пехова Е.К.  Поленков Д.С. Поляков В.О.
Поморцев Б.Н.  Попов В.Н.  Родионова Н.А.
Семяшкин А.В.  Скалдина Х.Г.  Скорик В.А.
Стронк Г.А.  Тервинский В.П.  Тимонен Э.А.
Трифонов А.А.  Харитонов А.П.  Чекмасов В.С
Черных И.В.  Чижиков В.И.  Чиненов С.Л.
Чиненова В.Н.  Чумак О.В.  Юнтунен О.С.
Юнтунен О.Н.  Юнтунен С.Х.  Юссикайнен Р.А.
Юфа М.Ш.  Юфа Т.Г.   Всеволод Иванов

Становление  изобразительного искусства в Карелии
часть Первая
часть Вторая
часть Третья
часть Четвертая

 

Становление изобразительного искусства в Карелии


Огромен актив X. Г. Скалдиной — одного из видных художников кукольного театра в Российской Федерации. Для каждого из оформленных спектаклей X. Г. Скалдина  находит оригинальное толкование. Мастерски владея приемами театральной скульптуры и бутафории, художница лепит построенные на острых объемных и фактурных  сопоставлениях фигуры, выразительные «портреты» героев. Ее отличает стремление к национальной окрашенности образа спектакля (Я. Парккинен «Волшебный луч»,  Ю. Андреев «Карельский сувенир», «Голубая Важенка»).
Во многом благодаря таланту оформителей спектакли в театрах республики становились событием национальной культуры.
В сценографический комплекс входят плакаты. Многие из них созданы художниками театра. Рекламным, а также различным по тематике плакатным искусством постоянно  занимается Р. А. Юссикайнен, мыслящий изобретательно и лаконично. Цикл его политических плакатов венчается листом «Союз республик нерушим!», посвященным 50 -летию СССР. Удачно использована в плакате стилистика национальной вышивки. Есть интересные решения в этом жанре графики и у О. В. Чумака, у В. В. Красовского.
Различного рода поиски в сфере декоративно-прикладных искусств как бы вобрал в себя жанр общественного интерьера, в котором работали и работают многие  художники. Наиболее крупные и удачные комплексы оформления выполнены (в соавторстве с архитекторами Петрозаводска) Э. А. Акуловым. Для его интерьеров  характерно стремление к целостной, сомасштабной человеку и рационально организованной «среде общения», где декоративное и монументальное оформление носит  программный характер. Так решены, например, большое панно из дерева «Карельская свадьба» в ресторане железнодорожного вокзала, витраж во Дворце бракосочетаний, фрагменты бревенчатых конструкций в кафе «Заречное». В оформлении ресторана «Петровский» удачно использованы  чугунное литье, кованый металл. Подлинные и стилизованные вещи, точной мерой введенные в интерьер, позволяют рассказать о добротном и талантливом труде  поколений мастеровых, крестьян, а эстафету мастерства ощутить как главную составляющую духовных связей эпох.

Удачная работа Э. А. Акулова — оформление одного из помещений Дворца культуры и техники «Машиностроитель» производственного объединения  «Петрозаводскбуммаш». Тема труда раскрывается в близких к традиционным простых формах деревянной мебели, обшивке стен под толстый тесаный брус.  Главенствующее место в интерьере занимают витражи на темы «Калевалы» с восемью портретами героев эпоса. При сравнительно небольших размерах витража  художник добивается монументальности решений, создания крупных и даже психологически индивидуальных характеров. Богатые контрасты цвета, напряженность и  мажорность свето-цветовой пластики представляются верной интерпретацией мироощущения народов, населяющих Карельский край.
Разумеется, короткий очерк не может охватить все стороны деятельности Союза художников республики и не ист возможности назвать все без исключения имена и работы или даже большинство из них. Понятно, что деятельность Союза не ограничивается участием в художественных выставках членов творческого объединения. В них  принимают участие также члены молодежной секции при Союзе художников КАССР и специалисты, имеющие художественное образование. В этой связи можно назвать  имя М. П. Коппалева — автора монументального чеканного рельефа «В. И. Ленин» (1983). Этот художник много и успешно работает в жанре декоративно-парковой скульптуры («Фавн», «Музыка»).

Члены Союза художников КАССР разрабатывают и исполняют крупные комплексы наглядной агитации. Члены объединения искусствоведов и критиков при СХ ведут постоянную пропаганду прогрессивного мирового и советского изобразительного искусства.
Союз художников оказывает заметное влияние на развитие самодеятельного искусства в республике, различных жанров народного творчества, художественных отраслей местной промышленности. Домотканые половики, керамика, кружева, плетение из бересты, резные и расписные декоративные и утилитарные формы, тканые и другие изделия, которые постоянно экспонируются на республиканских художественных выставках, свидетельствуют о развитии прекрасных традиций края. Работающие в этих жанрах авторы участвуют в обсуждении экспозиций, путей развития современной культуры.
Некоторые художники-прикладники, обладающие самобытным пластическим мышлением, высоким профессиональным мастерством, постоянно участвуют в творческой жизни Союза художников КАССР, например, Г. В. Григорьева, занимающаяся ювелирным искусством. Глубокий поиск помог художнице определить круг тем и образов, близких народной традиции и современной культуре, найти специфические выразительные средства (комплект «Руны», брошь «Невеста Похъёлы», гарнитур «Поморочка» и др.). Работы Г. В. Григорьевой позволяют говорить о развитии национального начала в труднейшем виде творчества, об органичном соединении этого начала с современностью, с сегодняшним мироощущением. Такое единство мы видим в лучших работах художников края, произведения которых убеждают в правильности, плодотворности пути развития изобразительного искусства Карелии.

Становление изобразительного искусства в Карелии

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.