ГлавнаяАрхивФольклор Олонецкой губернииКарельская народная поэзия

Карельская народная поэзия
„И почему детство человеческого общества, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью как никогда не повторяющаяся ступень?"
Маркс.

Под народной поэзией вообще принято понимать те изустные литературные произведения (стихи, песни, сказки, пословицы, по­говорки и т. д.), которые в современных классово-дифференцированных обществах бытуют преимущественно среди крестьянского населения. Следует, однако, оговориться, что с научной точки зрения это название не выдерживает критики. В действительности нет вообще чистой народной поэзии, как нет бесклассовой художественной литературы.
Мы придерживаемся той точки зрения, что элементы так называемой народной поэзии, как и элементы словесного искусства, вообще, возникли в период возникновения звуковой речи, в процессе становления и оформления особого специального слоя магов, выделившихся на основе общественного разделения труда. Эта поэзия первоначально является исключительным достоянием данного привилегированного социального слоя и выполняет чисто магические функции; только проходя через целый ряд стадий развития, она распадается на отдельные виды и жанры, часть из которых обособляется ввиде литературных произведений в собственном смысле этого слова, сохраняя, однако, пережиточно следы своего происхождения.
С другой стороны, история знает случаи, когда крестьянство заимствовало литературные произведения у господствующих классов. Это однако не значит, что таже самая литература не базировалась на „народной" поэзии.
Таким образом, с этой точки зрения различия между художественной и народной поэзией нет. В обоих случаях они отражают жизнь, психологию, идеологию, определенного специального строя, определенного класса.
Точно также, без учета конкретных исторических условий, чрезвычайно трудно привести принципиальную грань между содержанием и формой произведений народной и художественной поэзии. Генетически одна неразрывно связана с другой.

Художественная поэзия возникает на базе народной поэзии, воздействуя в свою очередь на последнюю. Совершенно верно эту мысль в более обшей форме выразил Маркс, говоря, что: „Греческое искусство предполагает греческую мифологию, т. е. природу и общественную обработку народной фантазии".
Различие между народной и художественной поэзией, главным образом внешнее, оно проявляется в способах хранения обоих видов поэзии. Произведения народной поэзии хранятся путем устной передачи и от поколения к поколению. Продукты же художественной литературы хранятся, так сказать, в материализованном виде.

Несомненно каждая ступень исторического развития имеет свойственные ей одной поэтические законы. Нельзя поставить в один ряд народную поэзию, скажем, с произведениями современных футуристов. Однако, даже футуристы пользуются приемами, которые известны из народной литературы. Стало быть, между ними существует какая то генетическая связь.
В этой статье в нашу задачу не входит более подробное развитие этих положений. Не считаем мы также возможным дать определение народной поэзии, равно как и определение объекта ее изучения, ее специфики в отличие от других смежных дисциплин. Это завело нас слишком далеко от темы.
Ограничиваясь этими оговорками, в дальнейшем мы не будем употреблять понятие — народная поэзия.


Карелия богата различными видами народной поэзии. Наряду со всемирно - известными эпическими и заговорными рунами, во­шедшими в Калевалу, мы имеем целый сказочный мир, обрядовую поэзию и нежную лирику в стихотворной и прозаической форме.
Некоторые виды народной поэзии распространены по всей территории Карелии, другие же бытуют лишь в отдельных ее районах. Сказки, обрядовые (свадебные, похоронные), заплачки, загадки, пословицы, поговорки — вот те виды народной поэзии, которые бытуют по всей территории Карелии. Отдельные жанры, из этих общих для всей Карелии видов народной поэзии, например, сказки имеют одинаковую формальную конструкцию, независимо от района бытования их. Да и содержание их не особенно различается. Мы находим общие сказочные мотивы и общее содержание в обрядовых песнях и заплачках, независимо от того, в каком районе Карелии бытует данный вид.

Эти жанры имеют также и различия, которые, очевидно, объясняются различиями в социально-экономических условиях отдель­ных районов Карелии и тем историческим процессом, в котором карельские племена сложились в единую народность.
Произведения народной поэзии, бытующиеся на территории всей Карелии менее всего изучены. Не только не изучены, но мы не имеем в своем распоряжении достаточного количества образцов, собранных со всех районов, для того, чтобы дать более или менее исчерпывающую характеристику им.
В отношении сказок надо сказать, что в них больше чем в каких бы то ни было других произведениях народной фантазии чув­ствуется общение карел с русскими. В сказках по всей территории Карелии в качестве героев выступают цари, царевны, бояре, боярышни и т. д. В этом сказывается, очевидно, русское влияние исторических эпох.

Об общности карельских свадебных обычаев с русскими имеются высказывания тов. Богданова.  Тоже самое можно утверждать и в отношении свадебной обрядовой поэзии. Несомненно между карельскими и русскими свадебными заплачками имеются общие черты. Но когда эта общность между ними установилась — вот вопрос, который до сих пор не только не решен, но и по надлежащему не поставлен.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.