ГлавнаяШкольникамИстория Олонецкого краяКарелы ливвики — история язык быт промыслы одежда строительство

История древней Карелии - общий обзор
Карелы - исторический обзор
Карелы Ливвики
Исторический очерк Карелии  - Племена
Исторический очерк Карелии 1478 - 1666
Исторический очерк Карелии  - 17 век
Исторический очерк Карелии  - Кижский бунт
Быт северных карел - документ от 1913 года
Быт карел Олонецкого уезда - 1873 год
Олонецкие губернские ведомости


Карелы ливвики

История

Карелы составляют два крупных этнических массива: большинство карелов живет на своей исконной территории - в Республике Карелия, а меньшая их часть проживает к северу от Верхней Волги на территории Тверской области. Эта южная группа образовалась в ХII веке в результате переселений с собственно карельских земель, происшедших после заключения Столбовского мирного договора. По этому договору Приладожье и районы к югу и к востоку от Финского залива были присоединены к Швеции, и притеснения со стороны завоевателей-шведов заставляли карельское население этих мест переселяться в более мирные и безопасные районы России. Небольшую обособленную группу составляют так называемые валдайские (или новгородские) карелы, живущие несколько западнее, у истоков Волги.

Первоначально карелы представляли собой особое прибалтийско-финское племя, которое в первой половине I тысячелетия проживало на Карельском перешейке, а затем расселилось в Прионежье и на территории к северу от него. Заселение Карелии завершается к ХII веку. Предполагается, что область расселения карелов около Х века достигала на востоке Белого моря и устья Северной Двины, что можно заключить из сообщений о жителях страны Биармии в скандинавских источниках. На этой территории представлены многочисленные топонимы карельского происхождения. Следами прежнего пребывания карелов в этих местах могут являться и карельские заимствования в коми языке.

Первые упоминания о карелах содержатся в скандинавских сагах. Например, Ивар Видфамне в начале VIII века повествует о кораблекрушении, которое он потерпел в Кюръялаботн - Финском заливе. В течение IX - X веков это название неоднократно встречается в древненорвежских и древнеисландских источниках. В русских летописях данный этноним представлен с XII века.

Карелы называют свой край Karjala, свой язык - karjalan kieli, а себя - karjalaine, во множественном числе - karjalazet. В науке выдвинуто предположение о происхождении этих слов от нарицательного существительного karja 'скот, стадо'.

Л. Ф. Маркианова
Петрозаводск
07. 01. 2003

Карелы - один из коренных народов Северо-Запада Европейской части нашей страны. Наряду с общим самоназванием (этнонимом) - карьялани - диалектные группы карелов сохраняют свои самоназвания: карел средней и северной Карелии называет себя карьялани (karjalani), приладожский и олонецкий карел - ливвикёй, ливгиляйне (1ivvikoi, 1ivgilaine), прионежский карел-лююдиляйне (lyydilaine) .

(Живут карелы и в Финляндии, но из-за сильной их ассимиляции рассматриваются сейчас как единая с финнами национальная общность).

Антропологически карелы относятся к европеоидным народам, к беломорско-балтийскому типу.

Проблема происхождения (этногенеза) карелов пока еще не может считаться до конца разрешенной. Общепризнанно, что ряд этнической территории, где проживали племена, объединен этнонимом карела, и формировались предки современных карелов являлось северное и северо-западное побережье Ладожского озера.

Широко распространена точка зрения, что древние карелы сложились в XI - XII вв. на базе местного, западно-финского и пришедшего из юго-восточного Приладожья населения.

В новейшее время выдвинута гипотеза о формировании древних карелов в более раннее время, в первой половине 1 тысячелетия н. э. Предполагается, что процесс сложения древних карелов происходил на основе местного (аборигенного) населения, проживавшего на юге Карелии и юго-востоке Финляндии.

Исторические, археологические, фольклорные и лингвистические данные показывают, что в XII в. корела уже выступала как самостоятельная национальная (этническая) общность с ярко выраженной материальной культурой, богатой фольклорно-эпической традицией. Соседями корелы были такие сложившиеся этнические образования как ижора, вепсы, водь, эсты, саамы, емь, новгородские словене.

К XII в. летописная корела заселяла Карельский перешеек от северо-западных берегов Ладожского озера до северо-восточных берегов Финского залива и Приботнию.

По мнению большинства исследователей, современные карелы сформировались в процессе взаимодействия корелы и веси (предков современных вепсов). В этногенезе карелов приняли участие и саамы (лопь русских летописей).

Упоминания о древних карелах встречаются во многих ранних исторических памятниках - русских летописях, скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. В русских летописях корела впервые упоминается в 1143 г. К этому времени территория корелы (Карельское Приладожье с близлежащими погостами Иломанси, Саволакс, Яскис, Эврепяя) уже входила в состав Новгородской феодальной республики, а позднее, с 1478 г.- Русского централизованного государства.

Карельский язык

Карельский язык относится к уральской языковой семье, в состав которой входят финно-угорские и самодийские языки. Оба этих подразделения по генеалогической классификации делятся на т.н. языковые ветви.

Финно-угорское подразделение, включающее в себя 15 языков, имеет семь ветвей.

   1. Прибалтийско-финская ветвь: карельский, финский, вепсский, ижорский; эстонский, водский, ливский языки. Все названные 7 языков являются близкородственными языками.
   2. Саамская ветвь - саамский язык, подразделяемый на два довольно отдаленных друг от друга наречия (западное и восточное).
   3. Мордовская ветвь: эрзянский и мокшанский языки.
   4. Марийская ветвь: лугово-восточный и горно-марийский языки.
   5. Пермская ветвь: удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий языки.
   6. Обско-угорская ветвь: хантыйский и мансийский языки.
   7. Венгерская ветвь: венгерский язык.

Самодийское подразделение включает в себя 4 языка: ненецкий, энецкий, селькупский и нганасанский.

В карельском языке выделяется 3 основных наречия: ливвиковское, людиковское и собственно карельское.

На ливвиковском наречии сегодня говорят в Олонецком, Пряжинском, Питкярантском и частично в Суоярвском районах Республики Карелия.

Местом проживания карелов-людиков является западное побережье Онежского озера.

Собственнокарельское наречие употребляется в Республике Карелия на территориях севернее вышеназванных, а также в тверских краях.

Карельский язык выполняет все присущие любому языку функции, основными из которых являются коммуникативная, познавательная и эстетическая.

Карелы во все времена своего существования говорили и общались между собой на своем родном языке. Язык, как средство общения, веками передавался из поколения в поколение. Карельский язык живет и сегодня, что говорит об осуществлении коммуникативной функции.

Если карельский язык преподается сегодня на всех уровнях образования, начиная с дошкольных учреждений и кончая вузами; если на карельском языке выходит периодическая печать и он используется на радио и телевидении; наконец, если на карельском языке печаталась в прежние времена и печатается сейчас различная литература, то это говорит о том, что выполнялась и продолжает выполняться познавательная функция.

Богатство лексического запаса карельского языка и его безграничные выразительные возможности позволяют адекватно отражать все стороны жизни. Карелы подарили человечеству свое бесценное и несравненное духовное наследие. Эпос "Калевала" сравнивается в культурном мире с "Илиадой" Гомера. Это является доказательством выполнения карельским языком эстетической функции.

Корни карельского языка уходят в глубь веков. Из всех древних найденных до сих пор письменных памятников на финно-угорских языках вторыми по древности, после венгроязычных, являютя письменные памятники на карельском языке. Речь идет о т.н. берестяных грамотах, написанных на карельском языке и найденных археологами в середине 20 века при раскопках Великого Новгорода. Они датируются XIII и IV веками. Как известно, древние письменные памятники на других финно-угорских языках относятся к более поздним временам.

Ливвиковский и людиковский диалекты сложились в начале II тысячелетия н. э. в результате взаимодействия древневепсских и карельских этнических групп населения Олонецкого перешейка. Возникновение собственно карельского диалекта связывают с племенем корела, проживавшем в I - II тысячелетии на побережье Ладожского озера. Говоры тверских карел, переселившихся в Россию в XVII в. из северо-западного Приладожья в период русско-шведских войн, на фоне по фонетическим, морфологическим, лексическим особенностям относя к собственно карельскому диалекту карельского языка. К последнему относится и говор локальной группы тихвинских карел к восточной части Ленинградской области (первые карельские переселенцы появились на землях Тихвинского монастыря ( в XVI в.).

Первые книги на карельском языке - переводы духовной литературы - опубликованы в России в 1804 и 1820 гг. Начиная с 1870 по 1939 гг. в свет было выпущено довольно много различной литературы на карельском языке. Особенно активно этот процесс развивался в 1931 - 1939 гг., когда карельский язык преподавался как в Карелии, так и в Тверской области.

В 90-е годы 20 столетия в связи с изменением общественного строя Российской Федерации литература на карельском языке стала выходить вновь. Это как художественная, учебная и другая литература, так и духовные издания. На карельском языке отдельными изданиями вышли все части Нового Завета. Целиком эта книга увидит свет в начале 2003 года.

Карельский язык, как и любой другой живой язык - это развивающаяся система. Развитие языка поддерживается учебными заведениями, средствами массовой информации и т.д. Но главной опорой жизни языка являются народные обычаи и традиции культуры.

Традиционно-бытовая культура карелов-ливвиков

Сложный и длительный путь этнического развития карелов-ливвиков нашёл яркое отражение в его традиционно-бытовой культуре. Развитие как материальной, так и духовной культуры происходит на основе преемственности - использования опыта прошлых поколений, а также дальнейшего развития и совершенствования полученных знаний в соответствии с потребностями общества на данном этапе.

Компоненты традиционно-бытовой культуры ливвиков складывались на протяжении длительного периода под влиянием таких факторов, как состояние производительных сил, физико-географические условия, направление занятий населения, исторические традиции данного народа и др. Также, культурное своеобразие карелов-ливвиков нельзя понять и правильно осветить без учёта воздействия на него культур соседних народов, и прежде всего русского, сыгравшего существенную роль в ходе этнокультурной истории ливвиков. Вместе с тем, как бы глубоко ни проникали внешние влияния в быт карел-ливвиков, их культура никогда не теряла своих самобытных черт.

Труд и промыслы

Хозяйство карелов исторически сложилось как комплексное, т.е. помимо древнейших занятий - охоты, рыболовства и собирательства - они занимались земледелием, животноводством, домашними промыслами и ремёслами, отхожими промыслами (лесоразработками, извозом, коробейничеством) и пр.

Каждый карел считал себя прежде всего земледельцем, но пригодных для обработки земель было очень мало. Основную их часть составляли болота, леса, озёра. "Всюду камни, камни, а земли немного", - писал поэт А. Титов. Тяжким на такой земле был труд карела-хлебопашца, которому приходилось отвоевывать у лесов и болот каждый клочок земли под пашню и сенокос. Да и климатические условия также были малоблагоприятны для земледелия. Вплоть до XX века карелы-ливвики занимались подсечным земледелием (kaski). Разработка подсеки требовала больших усилий - всем членам семьи хватало работы, тяжёлой, изнурительной, о чём говорят карельские пословицы: "Kaskes on kaikil ruattu" - "На подсеке всем хватит работы", "Leipa se leikin lyopi, ennen kuin eteh suopi" - "Перед хлебом попляшешь, прежде чем на стол положишь". Под ниву (пал) выбирали возвышенное место, преимущественно заросшее лиственным лесом, в начале лета вырубали топором и косарями деревья и кустарник, складывали их в кучи, а через год сжигали. Во избежание распространения пожара вокруг участка выкапывали неглубокий ров. Золу равномерно распределяли по участку. Вокруг участка делали пряслообразную трёхжердевую изгородь, чтобы скот не потравил посевы. Карелы сеяли овес, пшеницу, ячмень и рожь. В больших количествах выращивались репа, редька, лук, горох. Только Олонецким карелам была известна капуста. Сеяли карелы вручную. Были несложные традиционные орудия труда: соха (adra), борона-суковатка (astue), серп (sirpi), да коса-горбуша (stoikku) и мотыги.

Но тяжелый труд часто не оправдывал ожиданий земледельца. В голодные годы в хлеб карелы добавляли сосновую кору (поговорка: "карел - кору ел").

Издревле карелы-ливвики занимались и животноводством: держали коров (lehma), лошадей (hebo), овец (lammas) и кур (kana), свиней (pocci) держали лишь не многие карелы-ливвики, причем мясо в пищу не употребляли, а использовали лишь щитину, которая шла на изготовление щеток для чесания льна. Скот держали для получения не только продуктов питания, но и ценнейшего органического удобрения - навоза.

В целях сохранения стада карелы-ливвики соблюдали различные запреты, верили в приметы, например, соблюдали обычай обрядового выгона скота в день Егория (23 апреля) - покровителя скота. По утру в этот день хозяйка трижды обходила дом с колоколом, затем надевала колокол корове, скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, и произносила специальный заговор. Все это, якобы, оберегало скот от всего дурного ("В краю Калевалы, с. 28)
"Святой Егорий - кормилец!
Впусти коров в лес,
Зверей привяжи железной сбруей,
Медными обручами"

Некоторые запреты, связанные со скотом, сохранились у карелов-ливвиков и по сей день: например после заката солнца молоко не продают. Входя в дом после дойки, хозяйка здоровается с присутствующими только после того, как вымоет руки. Когда утром хозяйки гонят скот в лес, никогда не здороваются со встречными.

Испокон веков большим подспорьем в хозяйстве карелов-ливвиков была охота, и особенно рыболовство (kalastandu).

Орудия охоты и рыбной ловли самые разнообразные. Рыболовные снасти можно подразделить: на удильные - удочки (onget); на ударные - остроги (azraini); на волоковые - невода (nuotta); самое распространенное орудие лова - рыболовная сеть (verkko) - имелась в каждой семье. Её вязали из конопляных нитей, как правило, мужчины. К началу рыболовного и охотничьего сезона карелы тщательно готовились, используя передаваемый из поколения в поколение опыт предков.

Каждая карельская семья имела свои излюбленные места для ловли рыбы.

Для карела важным считался, по древней традиции, первый весенний улов рыбы; от того, каким он будет, зависел, якобы, успех всего сезона.

Удачен ли будет рыболовный сезон, предсказывали и по погоде, но в определенные дни (Масленица и Пасха).

- Если в этот день дул северный ветер, - значит, удачи не жди.

- Северный ветер и не полная луна считались крайне неблагоприятными и для изготовления рыболовных снастей.

- Еще зимой по разным приметам определяли, когда и какая рыба пойдет на нерест. Считалось, что плотва начнет нереститься в такую же погоду, какая пришлась на Масленицу; щука - когда поет дрозд, а лещ - при первом куковании кукушки и цветением можжевельника (места, наиболее или наименее богатые рыбой, получали соответствующие названия "kalatoilambi, kalatautti".)

Из рыб особо почитаются карелами-ливвиками щука и налим.

Щучью челюсть и сейчас можно увидеть при входе в дом карела, она выполняет, как и прежде, роль оберега.

Удилища для удочки делали из любого дерева, однако считали, что лучше рыба ловится на рябиновое, черемуховое и березовое, а ольховое и можжевеловое - наоборот, отпугивает рыбу.

Одной из древнейших занятий карелов-ливвиков - добыча лесного зверя и дичи ("mecastus"). Каждая карельская семья имела свою территорию для охоты, которая передавалась по наследству.

На дичь и мелкого пушного зверя ставили силки (anzat), каждый охотник ставил по 300-400 силков и держал их до наступления зимы.

На белку, куницу, рысь, лисицу и медведя карелы-ливвики охотились с собакой. Зверя били из ружья "малопульки" (pissali). Карельские стрелки отличались большой меткостью; тот, кто делал один промах из 10 выстрелов, считался весьма посредственным стрелком. "Малопульки" делались чаще всего самими крестьянами. Не случайно в Олонецкой губернии о таких ружьях сложилась поговорка: "Ствол от Щукина, ложе с Лыкина, замок с Казани, курок с Рязани, а забойник (шомпол) дядя из полена сделал". Для охоты на крупного зверя использовали различного рода ловушки: капканы, ямы, самострелы и рогатины. Мясо употребляли в свежем виде. Шкуры шли на продажу, на изготовление обуви, одежды.

С охотой, как и с рыболовством, у карелов связано много различных поверий, примет и заговоров. Связаны они с верой в лесовика, нечистую силу (mecahhini), которых старались задобрить, не разгневать каким-то неосторожным словом или действием.

"Зверь - хитер", - говорили они.

"Кто не знает слова, то и из ружья зверя не убьет, к тому он и в капкан не пойдет. Главная сила - нужно знать слово".

Слабо развитое сельское хозяйство не могло прокормить семью карела, люди вынуждены были искать дополнительные заработки.

В поисках дополнительных средств карелы-ливвики отправлялись на различные отхожие промыслы.

Основной доход карельский крестьянин получал на лесных промыслах ("meccatuoo"), занимался рубкой, сплавом леса, заготовкой дров, работая на лесопильных заводах. Первые частные лесозаводы возникли в начале XVIII века в районе города Олонца, однако лесорубы-карелы рубили лес топором вплоть до начала XX века. Вырубленный лес вывозили на санях волоком. Жили лесорубы во временных лесных избушках по 10-15 человек. Спали на нарах, устланных хвойными лапами. Как говаривали старики: "бок под себя, бок сверху, руки вместо подушки". Несмотря на тяжёлые условия труда и быта, лесной промысел давал крестьянам возможность заработка, чтобы расплатиться с налогами, а также купить необходимые товары, и, прежде всего хлеб.

Отходничество широкое распространение получило с XVIII века. Карелы, имеющие профессии столяра, кузнеца, сапожника, плотника, каменотеса, уходили на заработки далеко за пределы Карелии.

В прошлом у карелов-ливвиков были широко распространены ремесла и домашние промыслы: добыча руды, кузнечное дело, курение смолы. Карельские кузнецы из добытой и выплавленной руды изготовляли различные предметы: топоры, сверла, сошники, ножи, серпы и ружья. (Видлицкий чугунно-плавильный завод - XIX век), которые очень ценились и пользовались спросом на российском рынке. Занимались карелы курением смолы, которая применялась не только в хозяйстве, но и в народной медицине; заготовкой ивовой коры для кожевенного производства.

В ряде деревень южной Карелии было развито смолокурение, жители их гнали смолу, деготь.

Наиболее распространенными видами бытового искусства у карелов-ливвиков была вышивка, узорное ткачество, вязание, художественная обработка бересты и дерева. Из льняных нитей ткали полотна, холсты, которые шли на женские и мужские рубахи, полотенца, скатерти, салфетки, подзоры к кровати. Из конопляных нитей вязали сети и невода, ткали мешковину, грубый холст, половики. Также обращались мастерицы к геометрическим фигурам, которые, по древним представлениям карел оберегали "от порчи". Декоративные предметы быта чаще всего украшались вышивками изображением зверей и птиц, деревьев.

Пряли карелки на ручных прялках (kuozali), которые украшались резьбой и росписями. Карельские прялки имеют свою, отличную от русских лопатообразных прялок форм, напоминающую весло. Форма эта неславянская. Она сохранилась до наших дней у народов финоугорской языковой семьи. К ткачеству, вышивке и вязанию карелок приучали с детства. Девочка рано начинала готовить себе приданое, чтобы к свадьбе приготовить множество подарков для будущей родни - полотенец, платков, рубах, подзоров: На примитивных ткацких станках изготовляли гладкие полотна. У карел-ливвиков получило широкое распространение изготовление красочных лоскутных одеял. Повсеместно в убранстве дома использовались тканые половики (дорожки). Изготовляли чулки (sukat), носки (noska), рукавицы (alazet).

Занимались карелы-ливвики изготовлением жемчужных изделий. Жемчужные раковины добывались, в частности, в реке Мегрега и Олонка. Жемчугом украшали свадебные девичьи головные уборы (povoinikka), состоящие из подзора, поднизи и широкой ленты (zemcugat).

Для изготовления различных предметов быта с глубокой древности использовалось карелами-ливвиками береста. Ею устилали ямы для хранения рыбы, покрывали крыши домов, её подкладывали под оконные коробки, чтобы предохранить гниение брёвен; из неё плели лапти; обтягивали берестяной лентой треснувшие кувшины и горшки; кусочек бересты сапожник подкладывал под подошву сапога, чтобы он не пропускал воду и для "скрипу".

Каждый карел умел сплести из неё кошель, корзину, солонки, короба для сыпучих продуктов и молока, лапти и ножны, скрутить верёвку или сделать рукомойник.

Такой вид промысла, как соломоплетение (kaziastie) возник в некоторых деревнях Олонецкого уезда в конце XIX века. Зачинателем этого промысла считают крестьянина из д. Мегрега - Михаила Васильевича Соколова. Плетением из ржаной соломы занимались, в основном, женщины и подростки. Изделия из соломы (шляпы, сумки, туфли, сапоги) продавались как на местных рынках, так и в Петербурге, Одессе и за границей. Олонецкие соломенные изделия, изготовленные карелкой Матрёной Комиссаровой, на Всемирной парижской выставке 1900 года были удостоены серебряной медали.

Исконно традиционным занятием в карельской среде было ремесло деревообработки. Карельские плотники, судя по таможенным книгам XVI века, славились как искусные мастера по дереву далеко за пределами своего края, благодаря многообразию техники, приёмов и форм украшения, которые свидетельствуют о давних традициях. В этих книгах описаны жилые постройки - "хоромы", украшенные резьбой и росписью, "стаканы корельчатые", рюмки, ложки, стоины (), братины (), блюда и ставцы (), вывозимые на продажу из деревень низовья реки Олонки.

Строительство

В Карелии дома обычно строили из сосны, и стояли они до двухсот лет. Существовало множество неписаных правил, запретов, которые строго соблюдались хозяевами при заготовке строительного материала. Опасно было рубить липу, ибо считалось: кто ее срубит, непременно заблудится в лесу. Ни в коем случае нельзя было использовать сухие деревья - "мертвые", т.к. в доме, в срубе которого положено хотя бы одно бревно из сухостоя, жильцы заболеют и умрут. К запрещенным для строительства относилась большая группа так называемых "священных" деревьев, т.е. выросших на месте разрушенных часовен, церквей, заброшенных кладбищ, а также с различными аномалиями.

Деревья для сруба рубили в феврале в сухом бору, когда вся лишняя влага уже ушла в землю, а для наличников и порогов - за 2-3 года до начала строительства. Строители при заготовке бревен наблюдали, как падает первое срубленное дерево. Плохой приметой считалось, когда, падая, оно задевало другие или первая щепка падала срубленной стороной вверх.

Строили дом в основном сами хозяева, очень редко доверяя это важное дело незнакомым, так как считалось, что от характера плотника зависела будущая жизнь в доме. Под первый венец "красного угла" прятали предметы-обереги: клочок шерсти для тепла, монеты для богатства, ладан для святости, кости животных для домового.

Карелы знали много способов соединения брёвен в венцы, но в любом из них концы сруба выступали на 20-25 см, что способствовало лучшей сохранности тепла в помещении. Но в то же время, подвергаясь влиянию атмосферных осадков, углы дома быстрее гнили.

Карельские дома? построенные по образцу новгородцев, были большие, двухэтажные, строились из крупных круглых бревен. Характерной особенностью их является высота и монолитность, т.е. объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений.

Одежда, обувь

Традиционная одежда карел отличалась от северно-великорусской отдельными деталями. Первые описания карельской одежды встречаются лишь с 16 века. В духовной грамоте 1581 года, составленной в Карельском Поморье, упоминаются "тулуп", "сарафан", "рубашки" да "портки" описаний как мужской, так и женской одежды, сарафан еще не упоминался. В них речь идет только о юбках и платьях. Интересно и то, что в рунах "Калевалы" большая часть одежды синего цвета (юбка, чулки, рукавицы:)

Традиционный женский костюм, в отличие от мужской одежды, отличался особой сложностью.

Основу его вплоть до 30-х годов XX века составляли: длинная юбка, окаймленная узорчатой тесьмой, льняная рубаха, передник украшенный по подолу, головной платок с красивыми застежками для волос. Женщины- карелки пользовались различными украшениями - подвески, медальоны. Верхней одеждой у женщин были кафтаны из серого домотканого сукна или холста, или холста, шубы и тулупы.

Девушки носили длинные волосы, заплетенные в одну косу. На голову надевали ленту, повызку, а сверху платок.

Женщина на голове носила повойник (или сороки), а сверху повязывался платок. Повойник надевали во время свадьбы. Волосы на свадьбе заплетали в две косы.

Женская обувь изготовлялась, как правило, из бересты, кожи меха. В лаптях из бересты работали на подсеке, сенокосе, носили на болоте. Также носили женщины и коты-туфли в виде галош из кожи. Валенок у карел отличие от северорусского населения, практически не было, т.к. они не знали пимокатного производства.

У мужчин верхняя одежда была без воротников. Видимо, поэтому мужчины носили шарфы, шейные платки. Летом в лесу, на пожне или рыбалке пользовались накомарниками, сшитыми из белой холщовой ткани. Для мужской одежды характерно то, что правая пола всегда запахивалась на левую сторону - по представлению карел, застежка на правой стороне имеется только на одежде нечисто силы.

Издавна бытовали у карел пояс и рукавицы. Считалось, что пояс обладает магической силой. К нему привязывали различные обереги от порчи (медвежий клык или коготь, камешки, кусочки железа). Во время свадьбы на молодых надевали специальный пояс, отделанный мехом белки-летяги, украшенный разными ладанками талисманами, чтобы уберечь молодых от порчи. Пояса у карел были кожаные, плетеные, тканые или вязаные. К ним прикреплялись кисет с огнивом, кремнем, трутом и нож в ножнах - необходимая деталь мужского карельского костюма.
livviki.karelia.ru

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.