ГлавнаяЗимующие и перелетные птицыЗимующие и перелетные птицы . Календарь природы
О птицах Зимующие птицы
Птицы Карелии
Птицы Красной книги Карелии
Зимующие и перелетные птицы
Привлечение птиц
Птицы садов, парков и полей
Календарь природы Птицы
Зимующие птицы Календарь природы
Свиристель Клест
Чиж Щегол
Синицы Хохлатая Московка
Синица длиннохвостая Гаичка
Детел Снегирь
Пищуха Поползень
   
Перелетные птицы  
Зимующие и перелетные птицы России.
Календарь природы
Пеночка Жаворонок
Конек лесной. Дрозд певчий.
Зяблик. Горихвостка.
Ласточка Трясогуска
Иволга Славка черноголовая
Чибис Малиновка
 

 

Не правда ли, приятно открывать окно с при­ходом весны, впуская теплый ветер в квартиру, а вместе с ветром - лепестки черемухи, ото­рвавшиеся от цветка, и звонкое пение птиц, нежное и чистое. Такое пение не услышишь зи­мой и осенью, им можно наслаждаться лишь весной и летом, когда перелетные птицы гостят у нас. С дождями, первыми холодами и пер­вым, наводящим грусть снегом они появятся в небе, пронизанном свинцовыми тучами, и про­щально махнут нам своими крыльями...

По «Народному календарю», девятого марта начинается прилет птиц из теплых стран, а двадцать второго марта из далеких краев летят сорок птиц на Сороки день. На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы -жаворонка. Девятого апреля чибис прилетел - на хвосте воду принес, а еще в народе так говорили: если чибис кричит с утра - к ясной погоде. Восьмого мая отмечается массовый прилет певчих птиц, а двадцать второго в наши края прилетают са­мые последние пичужки.

 

Зимующие и перелетные птицы

 

В народе много пословиц по поводу прилета птиц. «Увидал скворца, знай - весна у крыльца». «Чайка прилетела - скоро лед пойдет». «Журавли прилетели - тепло принесли». «Зяблики прилетели к стуже». На сороки «прилетел кулик из-за моря, принес воду из неволья».

У каждого вида прилетающих птиц - свои излюбленные места поселения. Так, на земле, в траве поселяются соловьи, овсянки, коньки, пеночки-веснички;

- На кустах и ветках деревьев вьют гнезда  - зяблики, клесты, иволги, дрозды, пеночки-пересмешки;

- в дуплах - вертишейки, дятлы, синицы, чалки, скворцы, совы, мухоловки. Поползни, пищухи;

- в старые гнезда прилетают грачи;

- под навесами домов, под крышами - ласточки, воробьи;

- на толстой сосне гнездо у орла, у него самое большое гнездо;

- под землей, на берегах рек - ласточки-береговушки;

- плавучее гнездо у водяной птицы чомги;

- по чужим гнездам устраиваются кукушки, кулик-черныш.

Самое маленькое гнездо - у желтоголового королька.

Календарь природы

Составление календаря природы. Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме.
Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов. Отмечая время наступления этих явлений, можно составить календарь природы для своего района. Эта работа вполне доступна детям среднего и старшего возраста.

Надо только быть более внимательным к окружающей природе. Наблюдения за сезонными изменениями в природе, или фенологические наблюдения, дают детям общую ориентировку в окружающей природе и являются прекрасной школой наблюдательности. Вместе с тем, эти наблюдения имеют большое практическое значение. Срок многих сельскохозяйственных работ можно приурочить к отдельным природным явлениям. Например, путем: многолетних наблюдений установлено, что наилучшим сроком посадки картофеля под Москвой является время цветения березы. Зацветание орешника является хорошим сигнализатором для выставки ульев, так как через несколько дней зацветает красная верба, которая является самым ранним медоносом.

После прилета кукушки окончательно устанавливается теплая погода и можно, не боясь заморозков, сажать и сеять более нежные теплолюбивые сельскохозяйственные растения. Поэтому фенологические наблюдения и составление календаря природы является не пустой забавой, а большим общегосударственным делом. Нет надобности доказывать, что составление календаря природы имеет большое образовательно-воспитательное значение и вместе с тем развивает и закрепляет у детей интерес к природе. При составлении календаря природы можно наблюдать за разнообразными явлениями. Однако первое время следует направить внимание детей на одно какое-либо явление.

Можно, например, посоветовать детям составить календарь зацветания растений. На необъятных просторах нашей родины одни и те же растения зацветают в различные сроки. Объясняется это тем, что теплые весенние дни наступают у нас не в одно и то же время. В Крыму и на Кавказе весна начинается значительно раньше, чем на Украине, на Украине раньше, чем в Московской области, а в Московской области — раньше, чем в Северной области. Отмечая время зацветания весенних растений, можно составить цветочный календарь весны для каждого района.

Сделать это нетрудно. Как только в воздухе повеет весной, надо почаще заглядывать в лес, на луг, в поле. Там, на проталинах можно найти первые подарки весны — раноцветущие травянистые растения (мать-и-мачеха, подснежник, медуница, хохлатка и др.). Ранней весной зацветают также деревья и кустарники. В лесной чаще еще лежат сугробы снега, а на опушке уже пылят сережки орешника и ольхи. Надо не пропустить сроки и в дневнике точно отметить время зацветания всех этих растений.
Если такие наблюдения проводить несколько лет, то потом можно будет заранее «предсказать», когда зацветет то или иное растение. Надо только найти средние сроки зацветания различных растений в своем районе. Чем большее число лет проводятся наблюдения, тем правильнее будут «предсказания» сроков цветения различных растений. Большой интерес представляют также наблюдения за прилетом и отлетом птиц, за вылетом насекомых и за другими явлениями в природе.

Календарь погоды.
Все наблюдения за погодой следует записывать в особый дневник или календарь погоды. Для этого можно использовать обыкновенную тетрадь. Для облегчения записи наблюдений тетрадь следует заранее разграфить по следующей форме:
Число
Часы
Температура
Давление
Облачность
Направление ветра
Осадки в мм
Примечание


Для более полной характеристики погоды нужно регистрировать не только температуру, давление, облачность, направление, силу ветра и осадки. В графе «Примечание» следует отмечать световые явления, сильные ветры, метели, жидкие и твердые осадки и т. п. В календаре погоды следует также отмечать сроки наступления следующих явлений:

1) Появление первых проталин в поле;

2) Исчезновение снегового покрова;

3) Начало вскрытия реки;

4) Ледоход;

5) Когда вода вышла из берегов;

6) Когда вода вошла в берега;

7) Первая гроза;

8)Последний заморозок весной (отметать, как отразился он на растениях;

9) Первый осенний заморозок (какой вред он причинил культурным растениям);

10) Первый ледок на водоемах;

11) Окончательное замерзание водоемов;

12) Установление снежного покрова.


Все эти наблюдения обычно проводятся с большим интересом и развивают у детей интерес к природе.
Заполненная страница календаря – это графическая модель состояния природы определённого периода определённого времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы.

Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

 

Стоит посмотреть следующий материал:

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.