Никольский Д. П. Кайваны или чухари // Живая старина. 1895. Вып. 1. Отд. 1. С. 14 – 16.

Кайваны или чухари

Вепсы Фото www.nashasreda.ru

Как ни странным кажется, а у нас почти в средине России, вблизи столичных городов, живут какие-то особенные люди, инородцы, которых местные знатоки, как говорит один корреспондент края, считают за остатки чуди «белоглазой», когда-то занимавшей обширные пространства на восточно-европейской низменности. А между тем мы о них ничего не знаем да, повидимому, нет признаков к исследованию этой народности.

Делая настоящее свое краткое сообщение об этих инородцах, называемых «кайванами», а русские называют их «чухарями», мы обращаем внимание г. г. членов Географического общества на это, и желательно было бы собрать о них более подробные сведения. Кайваны обитают на северной и восточной окраинах Тихвинского уезда, Новгородской губернии2). Народ этот говорит на особом наречии, не имеющем вовсе письменности. Хотя и были попытки создать чухарскую азбуку, но безуспешно. По словам неизвестного автора («Русская жизнь» 1894 г. № 347), особенность чухарской грамматики та, что местоимение «она» относят к мужскому полу, а «он» к женскому: о мужчине говорят: «она идет, она пьет», а о женщине: «он идет, он пьет».
В глухих кайванских деревнях женщины и дети вовсе не знают русского языка. В таких деревнях заговорить по-русски с крестьянками или ребятишками бесполезно – ответа не получить. От недостатка своей письменности чухари теряют много в развитии как нравственном, так и умственном. В школах иных селений, где учитель знает и русское и чухарское наречие, обучение детей в первый год их поступления ведется изустно по чухарски и уже со второго года, обучение ведется по-русски.

В чухарском быту можно и теперь еще найти следы патриархальной древности и простоту нравов. В иных селениях все уходят в поле, не запирая избы на замок, зная, что никто не обкрадет. В банях чухари моются все вместе, без различия пола и возраста, свои и чужие. Домохозяин, истопивший баню, идет по деревне с громким призывом: «в баню, в баню», в которую и устремляются все.
В чухарии до настоящего времени можно встретить курные избы, в которых семья проводит зиму вместе с мелким скотом. Печь занимает больше четверти избы и кончается скатом. Против чела, в потолке, проделано отверстие. При топке дым наполняет избу; единственная дверь открывается. Ночью, в зимнее время, курная печь служит спальней. Хозяин с хозяйкой забираются спать внутрь печи ногами к челу, а дети размещаются на шестке, чтобы ноги пришлись к ногам старших, а головами врозь.
Относительно внешности чухарей, их нравственных качеств и т. п. сведений почти нет. Известно только, что пьянствуют кайване только по большим праздникам, и вообще пьяниц между ними не замечается. Оеѣваются просто. Мужчины ходят в белых балахонах, а летом в одном белье из домашнего грубого холста; женщины предпочитают сарафаны из «пестрядины» местного изделия.

Чухарь живет беднее своего соседа русского крестьянина. Бедность его происходит не от лени, а от природы, которая очень плоха и является для них хуже мачехи. Места, занятые этой народностью, плохи: почва – глина или песок или камень.
Удобрения для почвы взять негде, так как более половины его растрачивается непроизводительно в зимнюю пору. Зимою все рабочее население со всеми наличными лошадьми живет в лесу, на лесном промысле, и конский навоз бесполезно пропадает в лесах, а прочего скота крупного и мелкого держат мало, по недостатку выгонов для пастьбы летом и лугов для заготовки сена на зиму. Суровый климат дозволяет чухарям сеять рожь и овес на полях, картофель да капусту на огородах. Хищные звери же мало наносят вреда ничтожному чухарскому скотоводству.

Кроме лесов, чухарская сторона изобилует еще множеством озер, хотя и небогатых рыбою, но изобилующих дичью. Край этот удален от городов; сообщение между селами и деревнями часто поддерживается только по тропам. В иных чухарских деревнях на все селение существует одна телега, да и то первобытного устройства. Есть деревни, из которых летом нельзя выехать даже и на телеге, тогда приходится ехать на так называемых «смычках» (особого рода экипаж). «Смычки» это две длинные жерди, которые припрягают к лошади, как оглобли экипажа; по средине длины этих жердей укрепляют дощечки, и на них кладут багаж, путник-же должен идти или ехать верхом.
Есть чухарские селения, из которых нет выхода даже и на «смычках». В таких совершенно глухих селениях иные чухари боятся встретиться один на один с посторонним человеком; завидев чужого, прячутся куда попало, под кусты в чащу, пока тот не пройдет далеко мимо. Конечно, эти краткие отрывочные сведения не дают нам надлежащего представления об этой народности, а между тем в ней есть не мало интересного и поучительного с этнографической стороны, которую и желательно было бы детально исследовать. Может быть, найдутся кто-нибудь из наших членов, которые пожелают ближе изучить чухарей. А если нет, то я предложил бы Обществу снестись с кем-нибудь из местных интеллигентных жителей и просить их доставить сведения, приложив для этого и вопросные пункты1).

Д. П. Никольскiй.

 

1) Можно обратиться за сведениями к священнику с. Корвилы Тихвинскаго уезда, села Ваньзера. Думаю, можно было бы обратиться к инспектору народных училищ Тихв. уезда, при помощи которого чрез учителей так же удобно получить сведения.    Автор.

2) «Чухари», «кайваны» живут и в Лодейнопольском уезде Олонецк. губ. См. о них предыд. статью Н. Ѳ. Лескова. Язык их финский, наречия очень близкого к корельскому. Ред.

 

Чухари -    местное название финского племени вепсов или чуди, живущего в северо-восточной части Тихвинского и в Белозерском уездах Новгородской губернии. Ч. считается около 6700 человек; они говорят на особом языке, исповедуют православие.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.


Старые русские названия вепсов: Чудь (примерно с XII века употребляется вместо Весь), чухари (от чудь) и кайваны (также — название карел) — последнее связано, вероятно, с названием финско-скандинавской племенной группировки квенов: рус. (помор.) каяны ‘квены; норвежцы», ф. kainuu).... (Источник: http://www.nashasreda.ru)

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.